Previous Page  14 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

14

ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ

О подробностях в рекламе

медицинских услуг

В случае признания ненадле-

жащей так называемой «ме-

дицинской» рекламы оценка

аргументов,

использован-

ных в ней, часто оказыва-

ется затруднительной даже

для аудитории, устойчивой

к воздействию професси-

ональной лексики – анти-

монопольного

ведомства

и судов. Вывод о соответ-

ствии закону конкретного

рекламного сообщения на

медицинскую тему только

путем сравнения описания

объекта рекламирования с

перечисленными в законо-

дательстве

требованиями

к его содержанию можно

сделать не всегда. И в таких

случаях, как показывает, на-

пример, определение СК по

экономическим спорам ВС

РФ от 27.10.2016 № 303-КГ16-

8450, внимания заслужива-

ют наличие и характер под-

робностей в предложении

рекламодателя.

Поводомдля спора сФАСРос-

сии в упомянутом случае ста-

ла рекламная информация

фирмы, оказывающей меди-

цинские услуги, размещен-

ная в местной газете (таких

объявлений по всей стране

печатается немало). Наруше-

нием ФАС России признала

наличие в тексте указания

на определенный метод ле-

чения и диагностики. Соб-

ственно, значительная часть

объявления отводилась воз-

можностям, которые способ-

но открыть его применение

при лечении клиента.

Дело в том, что Федеральным

законом от 13.03.2006 № 38-

ФЗ для всей «медицинской»

рекламы

установлен

ряд

ограничений, и указанное

описание преимуществ ме-

тода подпадало под одно из

них. Частью 8 статьи 24 Зако-

на «Орекламе» предусматри-

вается, что иначе как на фар-

мацевтических

выставках,

семинарах и конференциях,

а также в специализирован-

ной периодике для медра-

ботников и фармацевтов

размещать рекламу методов

профилактики,

диагности-

ки, лечения, реабилитации

нельзя. А к таким изданиям

выбранная рекламодателем

газета не относилась.

Однако суды разошлись в

оценке того, чем же над-

лежит считать указание на

спорный метод и можно ли

признать последний объек-

том рекламирования – ведь

если рассматривать его вне

«профессионального» кон-

текста, то есть как услугу, ока-

зываемую рекламодателем,

выходит, что требования за-

конодательства о рекламе

соблюдены: на медицинские

услуги, как отметил суд кас-

сационной инстанции, огра-

ничения ч. 8 ст. 24 Закона

«Орекламе» уже два года как

не распространяются (Феде-

ральный закон от 28.06.2014

№190-ФЗ).

Тем не менее Коллегия по

экономическим спорам ВС

РФ с этим не согласилась.

Суд указал, что данные огра-

ничения применяются в том

случае, когда в рекламе рас-

крывается содержание того

или иного метода профилак-

тики, способа или приема ди-

агностики, лечения и меди-

цинской реабилитации, а это

раскрытие, еще по оценке

суда первой инстанции, как

раз и имело место в спорном

объявлении. Следовательно,

претензии ФАС России обо-

снованны.

Таким образом, детализация

описания оказываемой ме-

дицинской услуги в рекламе

вполне может привести к

тому, что единственной ау-

диторией, которой по закону

можно будет о ней расска-

зать, окажутся медики.

Ценам госзаказа подбира-

ют «среднее арифметиче-

ское»

Вопрос о необходимости

усовершенствования меха-

низма определения цен в

системе госзакупок вновь

был затронут Минэконом-

развития России в законо-

проекте «О внесении изме-

нений вФедеральный закон

«О контрактной системе в

сфере закупок товаров, ра-

бот, услуг для обеспечения

государственных и муни-

ципальных нужд» и отдель-

ные законодательные акты

Российской

Федерации»,

что незадолго до первого

снега появился на порта-

ле

regulation.gov.ru

. Этот

документ можно считать в

первуюочередь важнымша-

гом к урегулированию ситу-

ации с завышениями и зани-

жениями цен госконтрактов

при расчете и обосновании

НМЦК, но не только.

Год назад ведомством был

представлен доклад (пись-

мо от 15 декабря 2015 г.

№ 36450-ЕЕ/Д28и), согласо-

ванный Минфином, Мин-

промторгом и ФАС России,

где, помимоназваннойпро-

блемы, обозначались пла-

ны по переходу к автома-

тизированному контролю

цен закупок на основании

так называемых референт-

ных, или среднерыноч-

ных, цен, использование

которых подразумевало в

перспективе ряд преиму-

ществ – от упрощения кон-

трольных мероприятий до

более корректной оценки

закупочной деятельности

заказчиков. В том же докла-

де намечались подходы к

определению референтных

цен (при этом подчеркива-

лось, что определены они

могут быть не для любого

объекта закупки – очевид-

ное исключение представ-

ляют собой, например,

НИОКР) и их применению

заказчиками и контролиру-

ющими органами.

И вот теперь понятие ре-

ферентной

цены,

воз-

можно, появится в зако-

нодательстве о закупках

(в Федеральных законах

от 05.04.2013 № 44-ФЗ и

от 18.07.2011 № 223-ФЗ). В

Законе № 44-ФЗ она будет

определена как цена еди-

ницы товара (работы, ус-

луги), сформированная на

основании данных о ценах

на такие товары по ранее

заключенным контрактам,

исполненным без приме-

нения к поставщику (соот-

ветственно,

подрядчику,

исполнителю)

неустоек

(пеней и штрафов), содер-

жащихся в ЕИС. Рассчиты-

вать же ее, согласно зако-

нопроекту,

предлагается

с помощью ресурсов ЕИС

автоматически, в порядке,

устанавливаемом прави-

тельством РФ.

Ориентироваться на этот

эталон

государственным

и муниципальным заказ-

чикам, по замыслу раз-

работчиков, придется, в

частности, при примене-

нии любого метода опре-

деления НМЦК, указанно-

го в ст. 22 Закона № 44-ФЗ

(анализа рынка, тарифно-

го, затратного и т. д.). А за-

казчик,

осуществляющий

закупки по Закону № 223-

ФЗ, порядок применения

референтных цен должен

будет отражать в положе-

нии о закупке.

Подчеркнем, что источни-

ком формирования рефе-

рентных цен будут вовсе

не ценовые предложения

хозяйствующих субъектов,

а итоги осуществленных

без применения санкций к

исполнителю закупок – по

сути, предшествующая мо-

менту расчета цены и от-

раженная в ЕИС практика.

Какими же будут сами це-

новые ориентиры для участ-

ников госзакупок, заданные

ее обобщением, возможно,

покажет уже начало насту-

пающего года.

ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОПРОЕКТ

СОВЕТ:

Чтобы найти этот до-

кумент в системе ГАРАНТ,

введите в строку Базового

поиска:

303-КГ16-8450

.