ВЕСТИ
ГАРАНТА
6
ПО СТРАНИЦАМ «АКТУАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ»
Рассмотрим, как изменит-
ся в следующем году по-
рядок использования кас-
совых аппаратов, а также
контроль со стороны на-
логовых органов и меры
ответственности за непри-
менение или неправиль-
ное применение ККТ.
Закон о ККТ теперь предъ-
являет более жесткие тре-
бования к контрольно-кас-
совой технике и порядку
расчетов с покупателями.
Цель изменений – обеспе-
чить возможность переда-
чи через кассовый аппарат
информации о расчетах
(фискальных данных) в на-
логовые органы в режиме
реального времени.
Организации и индивиду-
альные
предпринимате-
ли (далее – ИП), которые
осуществляют
наличные
денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием
платежных карт при про-
даже товаров, выполнении
работ или оказании услуг,
должны будут приобрести
и зарегистрировать по но-
вым правилам кассовые
аппараты,
соответствую-
щие новым требованиям,
а также заключить договор
на обработку фискальных
данных,
передаваемых
через кассовый аппарат, с
оператором
фискальных
данных – специализиро-
ванной организацией, име-
ющей
соответствующее
разрешение,
выданное
налоговыми органами. В
функции оператора входит
обработка, хранение и пе-
редача в налоговые орга-
ны информации. Его услуги
платные.
Применение
кассовой
техники, не отвечающей
новым требованиям, до-
пускается до 1 июля 2017
года, а ее регистрация по
старым правилам – до 1
февраля 2017 года.
Новый порядок регистра-
ции ККТ заключается в по-
даче пользователем в на-
логовый орган заявления о
регистрации на бумажном
носителе или в электрон-
ной форме через кабинет
контрольно-кассовой тех-
ники на сайте ФНС России.
В фискальный накопитель
кассового аппарата (блок,
предназначенный для за-
щиты фискальных данных)
пользователь заносит по-
лученный от налогового
органа регистрационный
номер ККТ, а также сведе-
ния о себе и о ККТ и затем
передает в налоговый ор-
ган отчет о регистрации,
сформированный в ККТ.
Особо отметим, что осу-
ществления
технической
поддержки ККТ для реги-
страции теперь не требу-
ется.
Изменился порядок приме-
нения БСО. Теперь это пер-
вичный учетный документ,
приравненный к кассово-
му чеку, сформированный
в электронной форме и
(или) отпечатанный с при-
менением ККТ в момент
расчета с покупателем, со-
держащий сведения о рас-
чете,
подтверждающий
факт его осуществления.
Появились принципиаль-
ные нововведения в части
информации о расчетах.
Во-первых, на кассовом
чеке или БСО теперь будет
печататься
двухмерный
штриховой код (QR-код
размером не менее 20×20
мм), содержащий в коди-
рованном виде реквизиты
проверки документа (дату
и время осуществления
расчета, порядковый но-
мер фискального докумен-
та, признак расчета, сумму
расчета, заводской номер
фискального накопителя,
фискальный признак доку-
мента).
Во-вторых, у организаций
и ИП появилась обязан-
ность в случае предостав-
ления покупателем (кли-
ентом) до момента расчета
абонентского номера теле-
фона либо адреса элек-
тронной почты направлять
на них сведения, иденти-
фицирующие выданный на
бумажном носителе кассо-
вый чек или БСО (регистра-
ционный номер кассового
аппарата, сумму, дату и
время расчета, фискаль-
ный признак документа),
а также информацию об
адресе интернет-ресурса,
по которому кассовый чек
или БСО может быть бес-
платно получен. Причем
полученный документ в
распечатанном виде при-
равнивается к чеку или
БСО, выданному кассовым
аппаратом.
Расширена сфера приме-
нения ККТ
Перечень видов деятель-
ности и особых обстоя-
тельств, при которых при-
менение кассовой техники
не требуется, практически
не изменился. Однако но-
вая редакция Закона о ККТ
не предусматривает льго-
ты, ранее предоставляв-
шиеся организациям и ИП,
оказывающим услуги на-
селению,
плательщикам
ЕНВД и ИП, применяющим
патентную систему налого-
обложения.
С 1 июля 2018 года Закон
о ККТ не предусматривает
применение БСО, изготов-
ленных типографским спо-
собом. В свою очередь, ав-
томатизированная система
для формирования БСО
согласно изменениям – это
ККТ, используемая для фор-
мирования в электронной
форме БСО, а также их пе-
чати на бумажных носите-
лях. Таким образом, прак-
тическая разница между
выдачей кассового чека и
выдачей БСО исчезла. По-
этому организация или
ИП, оказывающие услуги
населению, должны будут
приобрести и зарегистри-
ровать кассовый аппарат,
соответствующий
новым
требованиям, и заключить
договор на обработку фи-
скальных данных с опера-
тором фискальных данных.
Аналогичным
образом
ИП, применяющие ПСН,
а также организации и
ИП – плательщики ЕНВД с
1 июля 2018 года утрачи-
вают право осуществлять
наличные расчеты и рас-
четы с использованием
платежных карт без при-
менения ККТ при усло-
вии выдачи по требова-
нию покупателя (клиента)
документа,
подтвержда-
ющего прием денежных
средств за соответствую-
щий товар.
Ответственность ужесточена
Законодатели
существен-
ным образом изменили
систему наказаний в сфере
применения ККТ.
Ранее Кодекс об админи-
стративных
правонаруше-
ниях предусматривал за все
нарушения (неприменение
ККТ; применение ККТ, не
соответствующей
установ-
ленным требованиям; нару-
шение порядка регистрации
ККТ; невыдача покупате-
лю кассового чека) единую
меру
ответственности:
предупреждение
либо
штраф в размере 1500–2000
рублей – для граждан, 3000–
4000 рублей – для должност-
ных лиц и 30 000–40 000 руб-
лей – для юридических лиц.
В Кодексе об административ-
ных правонарушениях
по-
явился целый набор новых
составов административных
правонарушений и видов
штрафов. Кроме того, раз-
меры штрафов установлены
не просто в рублях, а в сумме,
кратнойразмеру платежа, осу-
ществленного с нарушением.
Так, неприменение ККТ в
установленных законода-
тельством случаях влечет на-
ложение штрафа:
– на должностных лиц в
размере от 1/4 до 1/2 раз-
мера суммы расчета, осу-
ществленного
без
при-
менения ККТ, но не менее
10 000 рублей;
– на юридических лиц – от
3/4 до одного размера сум-
мы расчета, но не менее
30 000 рублей.
Артем Барсегян,
эксперт службыПравового
консалтинга ГАРАНТ
АВТОР СТАТЬИ:
НОВАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ