ВЕСТИ
ГАРАНТА
14
Нужен ли автолюбителям
свой омбудсмен?
Нынешнее время нельзя
назвать для автомобили-
стов скудным на события
не только на дорогах, но и
в законодательстве. Одна-
ко последние, по мнению
автора недавно внесенно-
го в Госдуму законопроекта
№ 1139551-6 ,– в основ-
ном не в пользу водите-
лей. Когда речь заходит о
решении проблем загру-
женности дорог, автотран-
спортной
безопасности,
для последних это обычно
оборачивается ужесточе-
нием санкций за наруше-
ния ПДД, и в частности оче-
редными штрафами. При
этом возложение вины на
водителя упрощается, на-
пример, за счет развития
средств
видеофиксации,
о чем сказано в поясни-
тельной записке. Отметим,
что благодаря им по дан-
ным ГИБДД, приведенным
на официальном сайте, в
2016 г. за 1-е полугодие вы-
несено на 17% больше по-
становлений по делам об
административных право-
нарушениях, чем за тот же
период прошлого года.
Возможно, пришла пора
компенсировать
эффект
от постоянного закручива-
ния гаек для автолюбите-
лей, считает автор, и бо-
лее предметно подойти к
вопросу защиты их прав.
Ведь те же видеокамеры
на дорогах – отнюдь не все
сложности
современной
водительской реальности!
Этой теме и посвящен за-
конопроект,
названный
«Об уполномоченных по
защите прав владельцев и
водителей транспортных
средств в Российской Фе-
дерации». Создать инсти-
тут Уполномоченного при
Президенте РФ в данной
сфере и тех же уполно-
моченных в субъектах РФ
предлагается, как следует
из документа, по аналогии
с действующим сейчас ор-
ганом – Уполномоченным
по защите прав предпри-
нимателей, деятельность
которого
регулируется
Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 78- ФЗ .Так же, как в случае с
бизнес-омбудсменом, за-
конопроект
определяет
правовое положение авто-
омбудсмена, его функции,
компетенцию и принципы
деятельности. Назначаться
он будет в том же порядке
(главой государства) и на
такой же срок (пять лет), а
уполномоченные в реги-
онах, в свою очередь, – в
порядке, устанавливаемом
законами
соответствую-
щих субъектов РФ. Разли-
чия главным образом со-
стоят в том, что его защите
будут подлежать права и
законные интересы другой
социальной группы – авто-
мобилистов.
Тем, с одной стороны, та-
кая поддержка действи-
тельно не помешает: на-
пример, ввиду некоторой
неопределенности
пер-
спектив применения норм
об опасном вождении, не-
давно появившихся в ПДД.
Но каковы могут быть ее
объемы и эффект – вопрос
открытый. К слову, количе-
ство обращений к бизнес-
омбудсмену, судя по его
третьему докладу главе
страны, составило около
25 тысяч. А сколько жалоб
(и каких!) мог бы полу-
чить его коллега от тех, кто
за рулем, остается только
предполагать.
Пока же идее расширить
автолюбителям
возмож-
ности защиты своих прав
с помощью нового омбуд-
смена предстоит проверка
на совместимость с зада-
чей улучшить ситуацию на
наших дорогах.
«Наш дом – наша кре-
пость»: о спорах с операто-
рами связи
Одним из наиболее слож-
ных вопросов, касающихся
жильцов многоквартирных
домов, являются взаимо-
отношения с операторами
связи,
заинтересованны-
ми в получении доступа к
общедомовому имуществу.
Их оборудование, разме-
щаемое обычно на крышах
или в технических помеще-
ниях дома, хотя и означает
возможные выгоды для соб-
ственников жилья, нередко
становится темой судебных
разбирательств.
Для таких споров характер-
но, как правило, то, что обо-
рудование оператора «бе-
рут в заложники» – доступ
к нему прекращается до вы-
полнения каких-либо тре-
бований жильцов. А тому,
кто представляет интересы
последних, в свою очередь,
предъявляются претензии
о нарушении... антимоно-
польного законодательства:
в суде тот, кто управляет
МКД, может оказаться в
роли хозяйствующего субъ-
екта, злоупотребляющего
положением на рынке. Во-
прос, когда жильцы впра-
ве не пускать оператора в
свой дом, еще в прошлом
году был предметом отдель-
ного рассмотрения ФАС
России
(информацион- ное письмо от 27.05.2015 № ИА/26126/15), но пока
не вполне ясно, в какоймере
считать его разрешенным.
Летом СК по экономиче-
ским спорам Верховного
Суда РФ разбирала дело,
в котором повторялся ука-
занный выше сюжет (опре-
деление
от
04.07.2016
№ 304-КГ16-1613 по делу
№ А45-646/2015): товари-
ществу собственников жи-
лья ФАС России по жалобе
оператора связи было пред-
писано прекратить наруше-
ние п. 9 ч. 1 ст. 10 Федераль-
ного закона от 26.07.2006
№135-ФЗ и обеспечить тому
беспрепятственный доступ
к оборудованию. ТСЖ от-
казывало в этом по причи-
не отсутствия договора на
его размещение в доме. Но
обжаловать акт антимоно-
польного органа в суде
не получилось: исходя из
ст. 48, 50 ГК РФи
ст. 135, 137 ЖК РФ ,по мнению
судей, ТСЖ имело все при-
знаки хозяйствующего субъ-
екта в смысле Закона «О
защите конкуренции», при-
чем со 100%-ной долей на
рынке услуг по предоставле-
нию права использования
конструктивных элементов
в своем МКД.
Поддержку ТСЖ-«монопо-
лист» нашло лишь в Верхов-
ном Суде после поражений
в трех инстанциях. Отменяя
все ранее вынесенные акты,
судьи указали, что хотя то-
варищество в отношениях
с третьими лицами и высту-
пает как самостоятельный
хозяйствующий субъект, но
при этом ограничено за-
коном
(глава 6 ЖК РФ)в
пределах реализации сво-
их прав по пользованию и
распоряжению имуществом
МКД. Допускать к нему опе-
ратора или нет, оно не впра-
ве решать самостоятельно:
ТСЖ только представляет
интересы и выражает волю
жильцов. А решение о раз-
мещении
оборудования
оператора или заключении
с ним договора те не прини-
мали. Таким образом, отказ
в доступе в данном случае
правомерен.
Отметим, что на необхо-
димость устанавливать в
подобных ситуациях не
столько «рыночную долю»
представителя
собствен-
ников жилья, сколько на-
личие волеизъявления тех
относительно условий обе-
спечения оператору до-
ступа в дом указывает не
только ВС РФ, но и в упомя-
нутом ранее письме ФАС
России.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
СОВЕТ:
Чтобы найти этот до-
кумент в системе ГАРАНТ,
введите в строку Базового
поиска:
уполномоченный
по защите прав автовла-
дельцев
.