Previous Page  14 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

14

Нужен ли автолюбителям

свой омбудсмен?

Нынешнее время нельзя

назвать для автомобили-

стов скудным на события

не только на дорогах, но и

в законодательстве. Одна-

ко последние, по мнению

автора недавно внесенно-

го в Госдуму законопроекта

№ 1139551-6 ,

– в основ-

ном не в пользу водите-

лей. Когда речь заходит о

решении проблем загру-

женности дорог, автотран-

спортной

безопасности,

для последних это обычно

оборачивается ужесточе-

нием санкций за наруше-

ния ПДД, и в частности оче-

редными штрафами. При

этом возложение вины на

водителя упрощается, на-

пример, за счет развития

средств

видеофиксации,

о чем сказано в поясни-

тельной записке. Отметим,

что благодаря им по дан-

ным ГИБДД, приведенным

на официальном сайте, в

2016 г. за 1-е полугодие вы-

несено на 17% больше по-

становлений по делам об

административных право-

нарушениях, чем за тот же

период прошлого года.

Возможно, пришла пора

компенсировать

эффект

от постоянного закручива-

ния гаек для автолюбите-

лей, считает автор, и бо-

лее предметно подойти к

вопросу защиты их прав.

Ведь те же видеокамеры

на дорогах – отнюдь не все

сложности

современной

водительской реальности!

Этой теме и посвящен за-

конопроект,

названный

«Об уполномоченных по

защите прав владельцев и

водителей транспортных

средств в Российской Фе-

дерации». Создать инсти-

тут Уполномоченного при

Президенте РФ в данной

сфере и тех же уполно-

моченных в субъектах РФ

предлагается, как следует

из документа, по аналогии

с действующим сейчас ор-

ганом – Уполномоченным

по защите прав предпри-

нимателей, деятельность

которого

регулируется

Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 78- ФЗ .

Так же, как в случае с

бизнес-омбудсменом, за-

конопроект

определяет

правовое положение авто-

омбудсмена, его функции,

компетенцию и принципы

деятельности. Назначаться

он будет в том же порядке

(главой государства) и на

такой же срок (пять лет), а

уполномоченные в реги-

онах, в свою очередь, – в

порядке, устанавливаемом

законами

соответствую-

щих субъектов РФ. Разли-

чия главным образом со-

стоят в том, что его защите

будут подлежать права и

законные интересы другой

социальной группы – авто-

мобилистов.

Тем, с одной стороны, та-

кая поддержка действи-

тельно не помешает: на-

пример, ввиду некоторой

неопределенности

пер-

спектив применения норм

об опасном вождении, не-

давно появившихся в ПДД.

Но каковы могут быть ее

объемы и эффект – вопрос

открытый. К слову, количе-

ство обращений к бизнес-

омбудсмену, судя по его

третьему докладу главе

страны, составило около

25 тысяч. А сколько жалоб

(и каких!) мог бы полу-

чить его коллега от тех, кто

за рулем, остается только

предполагать.

Пока же идее расширить

автолюбителям

возмож-

ности защиты своих прав

с помощью нового омбуд-

смена предстоит проверка

на совместимость с зада-

чей улучшить ситуацию на

наших дорогах.

«Наш дом – наша кре-

пость»: о спорах с операто-

рами связи

Одним из наиболее слож-

ных вопросов, касающихся

жильцов многоквартирных

домов, являются взаимо-

отношения с операторами

связи,

заинтересованны-

ми в получении доступа к

общедомовому имуществу.

Их оборудование, разме-

щаемое обычно на крышах

или в технических помеще-

ниях дома, хотя и означает

возможные выгоды для соб-

ственников жилья, нередко

становится темой судебных

разбирательств.

Для таких споров характер-

но, как правило, то, что обо-

рудование оператора «бе-

рут в заложники» – доступ

к нему прекращается до вы-

полнения каких-либо тре-

бований жильцов. А тому,

кто представляет интересы

последних, в свою очередь,

предъявляются претензии

о нарушении... антимоно-

польного законодательства:

в суде тот, кто управляет

МКД, может оказаться в

роли хозяйствующего субъ-

екта, злоупотребляющего

положением на рынке. Во-

прос, когда жильцы впра-

ве не пускать оператора в

свой дом, еще в прошлом

году был предметом отдель-

ного рассмотрения ФАС

России

(информацион- ное письмо от 27.05.2015 № ИА/26126/15)

, но пока

не вполне ясно, в какоймере

считать его разрешенным.

Летом СК по экономиче-

ским спорам Верховного

Суда РФ разбирала дело,

в котором повторялся ука-

занный выше сюжет (опре-

деление

от

04.07.2016

№ 304-КГ16-1613 по делу

№ А45-646/2015): товари-

ществу собственников жи-

лья ФАС России по жалобе

оператора связи было пред-

писано прекратить наруше-

ние п. 9 ч. 1 ст. 10 Федераль-

ного закона от 26.07.2006

№135-ФЗ и обеспечить тому

беспрепятственный доступ

к оборудованию. ТСЖ от-

казывало в этом по причи-

не отсутствия договора на

его размещение в доме. Но

обжаловать акт антимоно-

польного органа в суде

не получилось: исходя из

ст. 48, 50 ГК РФ

и

ст. 135, 137 ЖК РФ ,

по мнению

судей, ТСЖ имело все при-

знаки хозяйствующего субъ-

екта в смысле Закона «О

защите конкуренции», при-

чем со 100%-ной долей на

рынке услуг по предоставле-

нию права использования

конструктивных элементов

в своем МКД.

Поддержку ТСЖ-«монопо-

лист» нашло лишь в Верхов-

ном Суде после поражений

в трех инстанциях. Отменяя

все ранее вынесенные акты,

судьи указали, что хотя то-

варищество в отношениях

с третьими лицами и высту-

пает как самостоятельный

хозяйствующий субъект, но

при этом ограничено за-

коном

(глава 6 ЖК РФ)

в

пределах реализации сво-

их прав по пользованию и

распоряжению имуществом

МКД. Допускать к нему опе-

ратора или нет, оно не впра-

ве решать самостоятельно:

ТСЖ только представляет

интересы и выражает волю

жильцов. А решение о раз-

мещении

оборудования

оператора или заключении

с ним договора те не прини-

мали. Таким образом, отказ

в доступе в данном случае

правомерен.

Отметим, что на необхо-

димость устанавливать в

подобных ситуациях не

столько «рыночную долю»

представителя

собствен-

ников жилья, сколько на-

личие волеизъявления тех

относительно условий обе-

спечения оператору до-

ступа в дом указывает не

только ВС РФ, но и в упомя-

нутом ранее письме ФАС

России.

ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОПРОЕКТ

ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ

СОВЕТ:

Чтобы найти этот до-

кумент в системе ГАРАНТ,

введите в строку Базового

поиска:

уполномоченный

по защите прав автовла-

дельцев

.