вести
гаранта
14
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
Когда банк не подпускает к
кассе
Определенное
беспокой-
ство в юридическом со-
обществе
относительно
возможности
беспрепят-
ственного снятия клиента-
ми банков наличности со
своих счетов вызвало появ-
ление определения СК по
гражданским делам ВС РФ
от 30.01.2018 г. № 78-КГ17-
90, возобновившее дискус-
сии о допустимости отказов
в выдаче средств в связи с
неуверенностью в законно-
сти их происхождения.
В этой истории вкладчику
после перевода средств, по-
ступивших от контрагента,
со своего же счета в другом
банке не удалось получить
их в требуемом виде – на-
личными – ни полностью,
ни частично. Проблемы у
клиента начались с того мо-
мента, когда банк запросил
документы о происхожде-
нии планируемой к сня-
тию суммы (более 55 млн
рублей), которую тот полу-
чил, согласно представлен-
ному им договору с допол-
нительным
соглашением
и актам приема-передачи,
в связи с поставкой про-
граммного
обеспечения.
Эти документы, однако, не
убедили банк в том, что опе-
рация, на проведении кото-
рой настаивал клиент, не
является так называемым
отмыванием средств (кое-
какой информации, касаю-
щейся предмета договора,
совершенных платежей и,
собственно,
существова-
ния самого контрагента не
хватало). Тому в итоге было
рекомендовано перевести
средства в тот банк, куда
они изначально поступи-
ли. Но клиента интересо-
вала только наличность – в
дальнейшем он пытался
получить ее уже путем раз-
мещения средств на сроч-
ных депозитных счетах.
Безрезультатно: исправно
начисляя ему проценты по
вкладам, банк наотрез от-
казывался выдавать деньги
на руки. Клиент пробовал
взыскать их через суды – но
все судьи, в том числе ВС
РФ, встали на сторону бан-
ка, чье решение в данной
ситуации сохранять сред-
ства в безналичной форме
вопреки требованиям их
владельца признали полно-
стью соответствующим тре-
бованиям
Федерального
закона от 7.08.2001 г. № 115-
ФЗ, рекомендациямФАТФи
разъяснениям Банка России
относительно противодей-
ствия легализации (отмыва-
нию) доходов, полученных
преступным путем.
Наиболее актуальный во-
прос в такой ситуации – в
какой мере сомнения бан-
ка должны влиять на при-
знание требования клиен-
та о снятии наличности со
счета не соответствующим
«антиотмывочному» зако-
нодательству (и не станет
ли это судебное решение
индульгенцией для банков,
не заинтересованных в вы-
даче наличных по причине
проблем с ликвидностью)?
Мнение ВС РФ на этот счет
сводится к тому, что во ис-
полнение его положений
банки вправе запрашивать
у клиентов документы о
происхождении средств в
любом объеме, а неполнота
предоставленных сведений
– первый шаг к признанию
испрашиваемой клиентом
операции сомнительной и
применению необходимых
организационных мер. Но
нужно учитывать и другой
фактор, который может по-
мочь банку укрепиться в
своих подозрениях, – пове-
дение клиента, оказавшего-
ся в таких обстоятельствах:
излишнее упорство в стрем-
лении изыскать способ об-
наличить средства в рамках
действующего договора на
банковское обслуживание
здесь явно не пойдет на
пользу.
Владельцев интернет-сай
тов призывают быть посто
янно «в контакте» с право
обладателями
Решение проблемы рас-
пространения
нелегаль-
ного контента в сети Ин-
тернет не может зависеть
от того, настроен хозяин
интернет-ресурса вступать
в диалог с правообладате-
лем, требующим удаления
информации,
опублико-
ванной под «Веселым Род-
жером», или нет, считает
Минкультуры России, пред-
ставив на
regulation.gov.ruзаконопроект «О внесении
изменений в Федеральный
закон «Об информации,
информационных
техно-
логиях и о защите инфор-
мации» (в части защиты
авторских и (или) смежных
прав в информационно-те-
лекоммуникационных се-
тях, в том числе в сети «Ин-
тернет»)». А если тот, кому
интернет-сайт
принадле-
жит, неохотно идет на кон-
такт с законным владель-
цем размещенного на нем
содержимого, то, возмож-
но, уважая такое стремле-
ние к самоизоляции, следу-
ет оставить его наедине со
своим сайтом, подальше от
пользователей и как мож-
но быстрее? Навсегда.
Такова идея документа,
предлагаемого
в
укре-
пление положений ныне
действующих «антипират-
ских» законов, последний
из которых вступил в силу
в октябре прошлого года
(Федеральный закон от
1.07.2017 № 156-ФЗ). Про-
блема, на которую обраща-
ют внимание разработчи-
ки, заключается не только
в возникновении ситуаций,
когда тот или иной владе-
лец сайта оставляет заявле-
ние о нарушении авторских
прав без внимания, но и в
том, что данные владельца
в необходимом для обра-
щения правообладателя с
жалобой объеме сайт мо-
жет и не содержать. В этой
связи предлагается, во-
первых, уточнить, что раз-
мещение на ресурсе своих
контактных данных являет-
ся обязанностью владельца
вне зависимости от того,
является ли он юридиче-
ским или физическим ли-
цом – последние в общем
порядке должны будут ука-
зать свои Ф. И. О., адрес и
e-mail, и, во-вторых, пред-
усмотреть
возможность
для правообладателя об-
ратиться с заявлением сра-
зу к провайдеру хостинга,
которому с нелюдимым
владельцем сайта придется
связываться самостоятель-
но.
Что правообладателю де-
лать в случае, если и владе-
лец ресурса, и провайдер
оказались недоступны или
нерасторопны?
Законо-
проектом такой сценарий
тоже предусмотрен: на этот
случай следует жаловаться
в Роскомнадзор. После это-
го на решение проблемы у
обоих будут сутки, по исте-
чении которых возможны
всего два варианта: либо
«пиратский» контент будет
удален и на сайте появится
информация о владельце,
либо сайт, как следует из
предлагаемых поправок в
закон об информации, бу-
дет заблокирован, вместе
со всеми копиями «зерка-
лами», без возможности
восстановления доступа к
нему в будущем.
Отметим, что такое уже-
сточение внесудебных мер
воздействия на распро-
странителей нелегального
контента документом свя-
зывается отнюдь не толь-
ко с фактами допущения
ими нарушения авторских
прав, случайного или на-
меренного. По сути, чтобы
остаться без своей интер-
нет-странички, в случае
одобрения законопроекта
может хватить нежелания
общаться.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ