ВЕСТИ
ГАРАНТА
14
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
Успеть до закрытия банка:
когда налог уплачен до-
срочно
Если налогоплательщик ре-
шил досрочно исполнить
обязанность по уплате на-
лога, это не означает, что
он должен при этом пред-
угадывать, будет ли спосо-
бен обслуживающий его
банк произвести платеж в
бюджет, напомнил ВС РФ
в определении СК по эко-
номическим
спорам
от
26.09.2017 № 305-КГ17-6981.
Но может ли против него в
случае, когда уплаченная
им сумма налога в бюджет
не поступила, говорить уже
само намерение заплатить
налог заранее, если платеж
совершается через банк, ко-
торому осталось существо-
вать считанные дни?
В этой истории «предопла-
та» ИП положенного для
плательщиков УСН налога
привела к спору с налого-
вой инспекцией по причи-
не того, что перечисленные
по его платежным поруче-
ниям средства до казны не
дошли, хотя и были списа-
ны с его расчетного счета.
НК РФ в такой ситуации
ответственность за достав-
ку налогового платежа по
адресу возлагает на банк, а
налогоплательщик считает-
ся исполнившим свои обя-
занности. Однако пробле-
ма была в том, что спустя
неделю после совершения
платежа у банка, через ко-
торый ИП вел расчеты, ото-
звали лицензию и вопрос
об исполнении налоговой
обязанности повис в воз-
духе.
Против
предпринимате-
ля, считали представители
ФНС России, говорили два
обстоятельства. Первое –
что он проигнорировал на-
личие у банка трудностей
на момент расчетов с бюд-
жетом (о чем, по их мне-
нию,
свидетельствовало
сообщение о технических
сбоях, опубликованное в то
время на сайте
«Банки.ру»)
и перечислил налог менее
чем за две недели до от-
зыва у него лицензии. Вто-
рое – то, что обязанность
по уплате налога у него в то
время еще не наступила. А
все это в совокупности ука-
зывает на недобросовест-
ность действий ИП.
Мнения судов по данному
вопросу не совпали: суд
первой инстанции встал на
сторону
предпринимате-
ля, а суды апелляционной
и кассационной инстанций
поддержали
налоговую
службу. Далее в ситуации
разбирался Верховный Суд.
В первую очередь судьи
отклонили подозрения в
адрес бизнесмена о том,
что он мог знать о про-
блемах банка: на это, под-
черкнул ВС РФ, могут ука-
зывать другие признаки
(в том числе наличие неис-
полненных ранее платеж-
ных поручений клиента),
но уж никак не заметка на
сайте
узкоспециализиро-
ванного СМИ. Далее, налог
ИП решил заплатить тогда,
когда в отношении бан-
ка регулятор еще не при-
нял никаких жестких мер
и когда у ИП просто были
на это средства, точно зная
(с учетом того, что объек-
том налогообложения по
УСН им были избраны до-
ходы – 6%), сколько пла-
тить. Дожидаться оконча-
ния налогового периода,
если все налогозначимые
факты ему уже известны
(например, если точно из-
вестно, что поступлений от
контрагентов однозначно
можно не ждать, т. е. вся
совокупность налогозначи-
мых операций сформиро-
вана), он не обязан. Значит,
претензии к нему безосно-
вательны.
А причиной досрочной
уплаты налога предстоящее
банкротство обслуживаю-
щего банка само по себе не
считается.
Медиации прокладывают
курс
Практика применения ме-
диации за семь лет – с мо-
мента вступления в силу
Федерального закона от
27.07.2010 № 193-ФЗ, бла-
годаря которому этот спо-
соб урегулирования спо-
ров в нашей стране обрел
официальный статус, до
настоящего времени – по-
казывает, что пришла пора
сделать следующий шаг,
наметив относительно ее
развития
определенные
приоритеты,
согласую-
щиеся с актуальными по-
требностями, в частности,
судебной системы. Этому
посвящен пакет из трех за-
конопроектов (№ 323209-7,
323191-7 и 323215-7), в по-
запрошлом месяце вне-
сенных в Госдуму, среди
которых особого внима-
ния заслуживает первый,
с названием «О внесении
изменений в отдельные за-
конодательные акты Рос-
сийской Федерации в целях
совершенствования медиа-
тивной практики», направ-
ленный, с одной стороны,
на укрепление авторите-
та отрасли и с другой – на
придание ей более четких
контуров в поддержание
спроса на соответствующие
услуги.
Реализации первой зада-
чи, как следует из докумен-
та, будет способствовать
полный и окончательный
перевод медиации на про-
фессиональную
основу.
Поправками,
вносимыми
в Закон о медиации, закре-
пляется
обязательность
соответствия
медиатора
квалификационным
тре-
бованиям профстандартов
и ряду других критериев
(предусмотрен и образо-
вательный ценз – наличие
высшего образования, ос-
воение профильной про-
граммы ДПО), в обеспече-
ние надлежащего качества
оказываемой помощи. Од-
нако окончательный ответ
на вопрос, каким будет в
итоге «аттестат» медиато-
ра, в законопроекте не со-
держится, поскольку, как
указывают авторы в пояс-
нительной записке, един-
ства мнений на этот счет
нет. Предполагается, что
эту ситуацию поможет вы-
править принятие типовой
программы подготовки.
Вместе с тем законопроек-
том предлагается перевести
отношения в рамках ме-
диации на новый уровень
применительно к граждан-
ским и арбитражным про-
цессам. Роль этой процеду-
ры, позиционируемой как
альтернативный судебному
способ разрешения спора,
планируется, помимо про-
чего, соотнести с досудеб-
ным урегулированием, до-
казательства
соблюдения
порядка которого в случа-
ях, упоминаемых в ГПК и
АПК РФ, стороны обязаны
представить в связи с пода-
чей исковых заявлений. И к
числу таких доказательств,
согласно положениям зако-
нопроекта, будет относить-
ся справка об обращении к
медиатору, выдаваемая за
подписью медиатора или
его руководителя, по фор-
ме, утверждаемой само-
регулируемыми организа-
циями. Добавим, что сроки
проведения самой процеду-
ры медиации предложено
исключать из общих сроков
рассмотрения дел в судах
общей юрисдикции (а так-
же, согласно входящим в
комплект законопроектам –
еще и, например, из пред-
усмотренных ТК РФ сроков
обращения в комиссию по
трудовым спорам).
Остается надеяться, что в
случае принятия законо-
проекта интерес в обраще-
нии к профессиональному
медиатору будет в первую
очередь
обуславливаться
желанием закончить спор
именно с его помощью.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ