вести
гаранта
10
СЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА
СЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА
В учреждении обнаруже-
но, что остаток бензина по
путевому листу превышает
емкость самого бака. Воз-
можно ли это?
В соответствии со ст. 19
Федерального закона от
06.12.2011 № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» эко-
номический субъект обязан
организовать и осущест-
влять внутренний контроль
совершаемых фактов хо-
зяйственной жизни. В рам-
ках мероприятий внутрен-
него контроля необходимо
организовать контроль за
приобретением и списани-
ем ГСМ. Соответственно,
расходование ГСМ при ис-
пользовании в учреждении
автотранспортных средств
должно быть нормирова-
но, а списание горючего и
смазочных материалов с
бухгалтерского учета долж-
но производиться по опре-
деленным правилам и с
соблюдением требований
нормативных актов.
По общему правилу при
установлении норм расхода
топлив и смазочных мате-
риалов на автомобильном
транспорте
организации
госсектора руководствуются
Методическими рекомен-
дациями, утвержденными
распоряжением Минтранса
России от 14.03.2008 № АМ-
23-р. При этомпроизводится
сопоставление фактически
израсходованных объемов
ГСМ с объемами, которые
при конкретных обстоятель-
ствах (пробеге, времени ра-
боты) должны были быть из-
расходованы в соответствии
с установленными нормами.
Для определения фактиче-
ского расхода ГСМ за смену
к его остатку в баке транс-
портного средства на нача-
ло смены следует прибавить
количество ГСМ, заправлен-
ного в бак транспортного
средства в течение смены,
и из этой суммы вычесть
остаток ГСМ в баке на конец
смены.
Как правило, в баках авто-
мобилей всегда имеется
количество бензина (или
иного топлива), которое
представляет собой пере-
ходящий остаток на следу-
ющий месяц (квартал). Ко-
личество бензина в баках
автомобилей должно со-
ответствовать данным бух-
галтерского учета. Для этого
целесообразно периодиче-
ски проводить фактический
замер топлива.
Нам известны неофициаль-
ные мнения относительно
практики контрольных за-
правок по жалобам клиен-
тов, согласно которым ре-
альный объем топливной
системы автомобиля может
быть на 5-10% (а иногда –
на 10-15%) больше от заяв-
ленного в технических ха-
рактеристиках объема бака
(в частности, в связи с тем,
чтобы не допустить чрез-
мерное заполнение бака
машины за счет неточности
данных о емкости горло-
вины бака). Если следовать
этим, подчеркиваем, неофи-
циальным мнениям, остаток
топлива, превышающий па-
спортную емкость бензоба-
ка автомобиля не более чем
на несколько литров, мож-
но считать допустимым, и в
этом случае можно сделать
контрольный замер топлива
в баке при условии заполне-
ния его до горловины (что-
бы определить, насколько
вмещаемый объем топлива
может превышать данные
технических характеристик
бака). Но с учетом постанов-
ления Тринадцатого ААС от
10.04.2015 № 13АП-5284/15
данные такого замера не
могут быть однозначно при-
няты за его максимальный
объем.
Если остаток топлива, в том
числе и указанный в путевом
листе, превышает объем
бака, в любом случае необ-
ходимо проанализировать
ситуацию для совершения
дополнительных действий.
Остатка в баке больше объ-
ема самого бака формально
быть не должно – это может
вызвать споры с проверя-
ющими. Необходимо со-
ставить акт снятия остатков
топлива.
Если в рассматриваемой
ситуации часть бензина,
например, водитель залил
в канистру (что возможно
как исключительный слу-
чай при фактическом на-
личии в учреждении таких
емкостей), то в таком слу-
чае водителю необходимо
написать объяснительную,
с чем это было связано.
Нельзя исключать и воз-
можность недолива ГСМ на
заправках, что также может
приводить к завышению
документально подтверж-
денного объема топлива,
в то время как при полной
заправке бака в нем физи-
чески не может оказаться
количество ГСМ, превы-
шающее заявленный про-
изводителем объем плюс
погрешности. В этом случае
вина водителя отсутствует,
но доказать факт недолива
с учетом движения пере-
ходящих остатков топлива
будет непросто.
Признавая сомнительность
ситуации в целом, рекомен-
дуем ознакомиться с поста-
новлением
Тринадцатого
ААС от 10.04.2015 № 13АП-
5284/15 (отметим, что спор
не касался признания рас-
ходов на ГСМ) – в частности,
с приведенными в судеб-
ном акте выдержками из
информационного письма
Института независимой ав-
тотехнической экспертизы
(ИНАЭ-МАДИ) исх. № 50/14-
845 от 12.11.2014 и ответа
Государственного научно-
го центра РФ ФГУП НАМИ
исх. № 2231/006-23-3027
от 05.12.2014, из которых
следует, что строгое соот-
ветствие возможного коли-
чества ГСМ, заправленного
в бак, исходя из которого
формируются данные в пу-
тевом листе, в ряде случаев
может не соблюдаться, а
максимально
возможное
количество
вместившего-
ся в бак топлива не всегда
тождественно объему бака,
указанному производите-
лем машины. Поэтому не
исключаем, что незначи-
тельное превышение мо-
жет быть обосновано упо-
минаемыми в разъяснениях
данных организаций обсто-
ятельствами, в связи с чем
целесообразным
видится
обращение в одну из них с
запросом о соотносимости
вмещаемого топлива с тех-
нически предусмотренным
объемом бензобака.
Если же превышение суще-
ственное, следует искать
причины его возникнове-
ния («накопленные» ошиб-
ки при заполнении путевых
листов, хищение водителя-
ми, недолив АЗС и пр.). Во
всех случаях информация
о сложившейся ситуации
должна быть использована
далее для анализа и, при не-
обходимости, совершения
дополнительных действий,
способствующих
устране-
нию рассматриваемых от-
клонений.
Татьяна Каратаева,
эксперт службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ОТВЕТ ПОДГОТОВИЛИ:
Елена Мельникова,
эксперт службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
whitestar1955
/depositphotos.com