Previous Page  10 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 16 Next Page
Page Background

вести

гаранта

10

СЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА

СЛУЖБА ПРАВОВОГО КОНСАЛТИНГА

В учреждении обнаруже-

но, что остаток бензина по

путевому листу превышает

емкость самого бака. Воз-

можно ли это?

В соответствии со ст. 19

Федерального закона от

06.12.2011 № 402-ФЗ «О

бухгалтерском учете» эко-

номический субъект обязан

организовать и осущест-

влять внутренний контроль

совершаемых фактов хо-

зяйственной жизни. В рам-

ках мероприятий внутрен-

него контроля необходимо

организовать контроль за

приобретением и списани-

ем ГСМ. Соответственно,

расходование ГСМ при ис-

пользовании в учреждении

автотранспортных средств

должно быть нормирова-

но, а списание горючего и

смазочных материалов с

бухгалтерского учета долж-

но производиться по опре-

деленным правилам и с

соблюдением требований

нормативных актов.

По общему правилу при

установлении норм расхода

топлив и смазочных мате-

риалов на автомобильном

транспорте

организации

госсектора руководствуются

Методическими рекомен-

дациями, утвержденными

распоряжением Минтранса

России от 14.03.2008 № АМ-

23-р. При этомпроизводится

сопоставление фактически

израсходованных объемов

ГСМ с объемами, которые

при конкретных обстоятель-

ствах (пробеге, времени ра-

боты) должны были быть из-

расходованы в соответствии

с установленными нормами.

Для определения фактиче-

ского расхода ГСМ за смену

к его остатку в баке транс-

портного средства на нача-

ло смены следует прибавить

количество ГСМ, заправлен-

ного в бак транспортного

средства в течение смены,

и из этой суммы вычесть

остаток ГСМ в баке на конец

смены.

Как правило, в баках авто-

мобилей всегда имеется

количество бензина (или

иного топлива), которое

представляет собой пере-

ходящий остаток на следу-

ющий месяц (квартал). Ко-

личество бензина в баках

автомобилей должно со-

ответствовать данным бух-

галтерского учета. Для этого

целесообразно периодиче-

ски проводить фактический

замер топлива.

Нам известны неофициаль-

ные мнения относительно

практики контрольных за-

правок по жалобам клиен-

тов, согласно которым ре-

альный объем топливной

системы автомобиля может

быть на 5-10% (а иногда –

на 10-15%) больше от заяв-

ленного в технических ха-

рактеристиках объема бака

(в частности, в связи с тем,

чтобы не допустить чрез-

мерное заполнение бака

машины за счет неточности

данных о емкости горло-

вины бака). Если следовать

этим, подчеркиваем, неофи-

циальным мнениям, остаток

топлива, превышающий па-

спортную емкость бензоба-

ка автомобиля не более чем

на несколько литров, мож-

но считать допустимым, и в

этом случае можно сделать

контрольный замер топлива

в баке при условии заполне-

ния его до горловины (что-

бы определить, насколько

вмещаемый объем топлива

может превышать данные

технических характеристик

бака). Но с учетом постанов-

ления Тринадцатого ААС от

10.04.2015 № 13АП-5284/15

данные такого замера не

могут быть однозначно при-

няты за его максимальный

объем.

Если остаток топлива, в том

числе и указанный в путевом

листе, превышает объем

бака, в любом случае необ-

ходимо проанализировать

ситуацию для совершения

дополнительных действий.

Остатка в баке больше объ-

ема самого бака формально

быть не должно – это может

вызвать споры с проверя-

ющими. Необходимо со-

ставить акт снятия остатков

топлива.

Если в рассматриваемой

ситуации часть бензина,

например, водитель залил

в канистру (что возможно

как исключительный слу-

чай при фактическом на-

личии в учреждении таких

емкостей), то в таком слу-

чае водителю необходимо

написать объяснительную,

с чем это было связано.

Нельзя исключать и воз-

можность недолива ГСМ на

заправках, что также может

приводить к завышению

документально подтверж-

денного объема топлива,

в то время как при полной

заправке бака в нем физи-

чески не может оказаться

количество ГСМ, превы-

шающее заявленный про-

изводителем объем плюс

погрешности. В этом случае

вина водителя отсутствует,

но доказать факт недолива

с учетом движения пере-

ходящих остатков топлива

будет непросто.

Признавая сомнительность

ситуации в целом, рекомен-

дуем ознакомиться с поста-

новлением

Тринадцатого

ААС от 10.04.2015 № 13АП-

5284/15 (отметим, что спор

не касался признания рас-

ходов на ГСМ) – в частности,

с приведенными в судеб-

ном акте выдержками из

информационного письма

Института независимой ав-

тотехнической экспертизы

(ИНАЭ-МАДИ) исх. № 50/14-

845 от 12.11.2014 и ответа

Государственного научно-

го центра РФ ФГУП НАМИ

исх. № 2231/006-23-3027

от 05.12.2014, из которых

следует, что строгое соот-

ветствие возможного коли-

чества ГСМ, заправленного

в бак, исходя из которого

формируются данные в пу-

тевом листе, в ряде случаев

может не соблюдаться, а

максимально

возможное

количество

вместившего-

ся в бак топлива не всегда

тождественно объему бака,

указанному производите-

лем машины. Поэтому не

исключаем, что незначи-

тельное превышение мо-

жет быть обосновано упо-

минаемыми в разъяснениях

данных организаций обсто-

ятельствами, в связи с чем

целесообразным

видится

обращение в одну из них с

запросом о соотносимости

вмещаемого топлива с тех-

нически предусмотренным

объемом бензобака.

Если же превышение суще-

ственное, следует искать

причины его возникнове-

ния («накопленные» ошиб-

ки при заполнении путевых

листов, хищение водителя-

ми, недолив АЗС и пр.). Во

всех случаях информация

о сложившейся ситуации

должна быть использована

далее для анализа и, при не-

обходимости, совершения

дополнительных действий,

способствующих

устране-

нию рассматриваемых от-

клонений.

Татьяна Каратаева,

эксперт службы Правового

консалтинга ГАРАНТ

ОТВЕТ ПОДГОТОВИЛИ:

Елена Мельникова,

эксперт службы Правового

консалтинга ГАРАНТ

whitestar1955

/depositphotos.com