ВЕСТИ
ГАРАНТА
8
«ГАРАНТ» РЕКОМЕНДУЕТ
В конце 2016 года и в пер-
вые недели нового, 2017
года у бухгалтеров гос-
сектора традиционно, по-
мимо текущей работы,
возникает множество не-
отложных дел. Рекомен-
дуем не откладывать их на
потом. Итак, в ближайшее
время нужно успеть:
Ознакомиться с измене-
ниями, вступающими в
силу с 2017 года.
2017 год
не стал исключением из
правил и ознаменовался
изменениями практически
во всех сферах: бухучете и
отчетности, планировании
и санкционировании рас-
ходов, госзакупках и нало-
гообложении... Так, в 2017
году страховые взносы «пе-
реехали» в НК РФ, вступят
в силу нормы Закона № 44-
ФЗ в части контроля на со-
ответствие информации об
объеме
финобеспечения
в плане закупок объему
финобеспечения, утверж-
денному и доведенному до
заказчика, вводится в дей-
ствие новый ОКОФ, будет
уточнен порядок примене-
ния отдельных кодов видов
расходов.
Уже подготовлен и передан
на регистрацию в Минюст
приказ Минфина, пред-
усматривающий внесение
отдельных изменений в по-
рядок ведения бухгалтер-
ского учета, формирования
бюджетной отчетности, а
также бухотчетности бюд-
жетных (автономных) уч-
реждений. Большая часть
новшеств должна приме-
няться при формировании
учетных показателей в те-
кущем (2016) году. Новше-
ства, применяемые с 2017
года, в большей степени
связаны с изменениями
порядка учета бюджетных
и денежных обязательств
органами
Федерального
казначейства.
При формировании от-
четности за 2016 год обра-
тите внимание, что будет
скорректирован порядок
формирования
номеров
счетов, в том числе по не-
финансовым активам и де-
нежным средствам, а также
порядок отражения пока-
зателей на забалансовых
счетах 17 и 18, являющихся
основанием для форми-
рования ряда показателей
бюджетной и бухотчет-
ности бюджетных и авто-
номных учреждений. Из
формы «Сведения по деби-
торской и кредиторской за-
долженности» (ф. 0503169,
ф. 0503769) исключен раз-
дел 3 «Аналитическая ин-
формация о движении про-
сроченной
дебиторской,
кредиторской задолженно-
сти».
Утвердить учетную поли-
тику (либо внести изме-
нения в уже имеющуюся).
Учетная политика как для
целей бухгалтерского, так
и налогового учета приме-
няется последовательно из
года в год (ч. 5 ст. 8 Закона
№ 402-ФЗ, п. 12 ст. 167 НК
РФ). Законодательство до-
пускает возможность из-
менения учетной политики
в случаях, перечисленных в
ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ,
ст. 313 НК РФ. Изменения
в учетную политику долж-
ны быть утверждены не
позднее 31 декабря 2016
года (шестой абзац ст. 313
НК РФ и ч. 5 ст. 8 Закона
№ 402-ФЗ).
При формировании учет-
ной политики на 2017 год
учитывайте
соответству-
ющие новые положения
Инструкции № 157н и Ин-
струкции № 162н, № 174н
и № 183н (в редакции при-
каза Минфина России от
16.11.2016 № 209н)! Особое
внимание уделите поряд-
ку отражения показателей
по счетам санкционирова-
ния – определите перечень
документов,
являющихся
основанием для приня-
тия на учет бюджетных и
денежных
обязательств.
Кроме того, необходимо
скорректировать рабочий
план счетов, установить по-
рядок резервного копиро-
вания и хранения баз дан-
ных, учетной информации,
включая регистры учета (в
том числе при применении
облачных технологий), уре-
гулировать порядок учета
при поступлении первич-
ных учетных документов,
относящихся к отчетному
периоду, но поступивших с
опозданием.
Проверить сроки хране-
ния документов.
Во мно-
гих
странах
существует
хорошая традиция – из-
бавляться под Новый год от
всего старого и ненужного.
В любой бухгалтерии на-
верняка найдется полка,
шкаф или жесткий диск с
документами, сроки хране-
ния которых истекли. Воз-
можно, сейчас самое время
освободить от них рабочее
и жизненное пространство.
Только будьте вниматель-
ны: у разных документов –
разные сроки хранения.
Провести инвентаризацию
и анализ данных бухучета.
Данные годовой бухгалтер-
ской (бюджетной) отчет-
ности должны быть под-
тверждены
результатами
инвентаризации (Инструк-
ции № 191н, Инструкции
№ 33н).
Особое внимание уделите
анализу дебиторской за-
долженности
. Вся деби-
торка, отраженная в отчет-
ности за 2016 год, должна
быть обоснована (ее воз-
никновение должно быть
обусловлено
положения-
ми определенных норма-
тивных правовых актов).
Например, суммы пере-
численных
контрагентам
авансов не могут превы-
шать предельные значения,
установленные в публично-
правовом образовании. А
само решение о перечис-
лении аванса должно от-
вечать требованиям РФ по
эффективному использо-
ванию бюджетных средств.
С баланса надо списывать
только ту задолженность,
которая не отвечает поня-
тию актива – по конкретно-
му долгу к моменту списа-
ния должны быть приняты
все меры для его взыскания
(предложение о добро-
вольном погашении, обра-
щение в суд и к судебным
приставам и т. д.). Списание
с забалансового счета воз-
можно тогда, когда юристы
учреждения придут к выво-
ду: возобновить процедуру
взыскания не получится.
Порядок инвентаризации
дебиторской задолженно-
сти федерального бюджета
по расходам с указанием
причин образования за-
долженности и мер по ее
сокращению, а также со-
ответствующие формы от-
четности доведены пись-
мом Минфина России и
Федерального
казначей-
ства от 10.12.2015 № 02-07-
07/73609, № 07-04-05/02-
848.
Другой важный участок
инвентаризации –
ана-
лиз показателей по счету
0 106 10 000
«Вложения в
недвижимое имущество
учреждения»
с обязатель-
ным выездом комиссии на
строительные площадки. В
балансовом учете должны
числиться только вложе-
ния в те объекты, которые
впоследствии будут учтены
в составе нефинансовых
активов. Остальные вло-
жения следует списать с
баланса в порядке, установ-
ленном в публично-право-
вом образовании.
Ни в активе, ни в пассиве
баланса
не должно остать-
ся «отрицательных» остат-
ков
– сальдо по всем счетам
расчетов по состоянию на
конец отчетного периода
должно быть «развернуто».
Например, при наличии де-
биторской задолженности
по налогам ее необходимо
будет отразить в активе ба-
ланса, а не в пассиве со зна-
ком «минус».
Проверьте
начисление
(корректировку)
показа-
телей по
резервам пред-
стоящих
расходов
:
по
расходам на предстоящую
оплату отпусков; на оплату
обязательств по исковым
требованиям, на покрытие
обязательств, которые воз-
никнут в связи с планиру-
емой реорганизацией; по
отсутствующим на отчет-
ную дату документам.
На основании заключенно-
го соглашения о предостав-
лении субсидии на выпол-
нение
государственного
ПАМЯТКА БУХГАЛТЕРУ ГОССЕ