вести
гаранта
7
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ
Адвокатов слишком много
не бывает?
Если подозреваемого или
обвиняемого в уголовном
преступлении
назначен-
ные ему судом защитники
не устраивают, отказ от
их помощи не может обо-
сновываться одним только
участием в уголовном деле
защитника по соглашению,
разъяснил
Конституцион-
ный Суд РФ в недавнем
постановлении от 17 июля
2019 г. №28-П. Приглашение
адвоката привлекаемым к
уголовной ответственности
лицом само по себе не мо-
жет означать, что необхо-
димость в том адвокате, что
был этому лицу назначен,
следует считать отпавшей,
причем даже в том случае,
когда на этом настаивает
сам подсудимый.
Вот только зачем ему адво-
каты в таком количестве?
Этот вопрос возник у подсу-
димого, чей отказ от помо-
щи двух назначенных ему
подряд защитников судом
был отклонен после того,
как к участию в его деле
был допущен третий по сче-
ту адвокат, приглашенный
его родственниками. Обо-
сновывалось это тем, что,
во-первых, суд не обязан
принимать такой отказ, а
во-вторых, обстоятельства,
исключающие участие в
деле назначенных защитни-
ков, отсутствовали.
Однако с тем, что один
адвокат по соглашению
заменить тех не сможет,
гражданин не согласился и
обратился с жалобой в КС
РФ, оспаривая конститу-
ционность норм ст. 50 и 52
УПК РФ, препятствующих,
по его мнению, возможно-
сти отказа от адвокатов по
назначению при участии в
уголовном деле приглашен-
ного защитника в зависимо-
сти от усмотрения суда.
А судьи КС РФ в первую оче-
редь обратили внимание на
то, что право обвиняемого
на выбор конкретного за-
щитника или на отказ от его
услуг может ограничиваться
в интересах правосудия – в
целях обеспечения судеб-
ной защитыправ и законных
интересов потерпевших, а
также других подозревае-
мых, участвующих в деле.
И это не единственная при-
чина не принимать отказ от
назначенных защитников:
нельзя исключать и того, что
в подобных ситуациях он
может оказаться обусловлен
вовсе не обоснованными
сомнениями
подсудимого
в их квалификации или за-
нятой ими в деле позиции,
а стремлением подорвать
нормальный ход судебно-
го разбирательства по делу
(например, неоднократны-
ми заявлениямио замене за-
щитника) – злоупотреблени-
ем правом на защиту, на что
указывает и правопримени-
тельная практика Верховно-
го Суда РФ. Таким образом,
заключил КС РФ (не найдя
противоречий спорных за-
коноположений Основному
закону), заявление лица, об-
виняемого в уголовном пре-
ступлении, об отказе от за-
щитника по назначениюпри
участии в деле защитника по
соглашению в случае, если
со стороны этого лица или
приглашенного им адвоката
нет признаков злоупотре-
бления правом на защиту,
не может быть оставлено
без удовлетворения, а от-
клонение такого заявления,
если такие признаки выяв-
лены, должно быть обосно-
ванным, мотивированным и
не исключать возможность
исполнения взятого на себя
поручения приглашенным
адвокатом. В последнем слу-
чае – в компании коллег.
Малый бизнес «вырастят»
для участия в закупках гос
компаний
Поводов
рассматривать
участие в закупках крупней-
ших государственных заказ-
чиков в качестве способа
поддержки малого и сред-
него бизнеса станет боль-
ше, если его подготовкой к
таким мероприятиям – «вы-
ращиванием» – займутся
сами заказчики. Эта точка
зрения, изначально изло-
женная в национальном
проекте «Малое и среднее
предпринимательство
и
поддержка
индивидуаль-
ной предпринимательской
инициативы», недавно по-
лучила
законодательное
оформление: в начале осе-
ни соответствующие пред-
ложения обсуждались на
портале
regulation.gov.ruв законопроекте Минэко-
номразвития РФ «О вне-
сении изменений в Феде-
ральный закон «О развитии
малого и среднего пред-
принимательства в Россий-
ской Федерации» в части
установления возможности
реализации программ по
развитию субъектов малого
и среднего предпринима-
тельства в целях их потен-
циального участия в закуп-
ках товаров, работ, услуг».
Как следует из документа,
«выращиванием» из субъ-
ектов МСП будущих канди-
датов в поставщики (подряд-
чики, исполнители) должен
заниматься определенный
Правительством России круг
заказчиков,
осуществляю-
щих закупки в соответствии
с Федеральным законом от
18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О
закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами
юридических лиц». Концеп-
цией законопроекта пре
дусматривается право таких
заказчиков разрабатывать
и внедрять программы раз-
вития поставщиков, вклю-
чающих, в частности, меры
финансовой, правовой, ме-
тодической, информацион-
ной и иной поддержки ото-
бранным ими компаниям и
предпринимателям. Крите-
риями отбора подходящих
претендентов на участие в
программе, согласно зако-
нопроекту, будет наличие
сведений о них в едином ре-
естре МСП, их готовность к
внедрению новых техноло-
гий, модернизации, техни-
ческому перевооружению
производства и, собственно,
соответствие их деятельно-
сти заявленным потребно-
стямзаказчика в товарах (ра-
ботах, услугах). Конкретные
мероприятия в отношении
прошедших отбор предпо-
лагается проводить на осно-
вании индивидуальных карт
развития субъектов МСП,
где будут оговорены форма,
объем и условия предостав-
ления поддержки. Сведения
о действующих программах
и ходе их реализации будет
аккумулировать
Корпора-
ция развития МСП.
В благотворном эффек-
те программ собственно
для бизнеса их участни-
ков в случае одобрения
законопроекта можно не
сомневаться, но сами пер-
спективы их участия в за-
купках не могут не вызвать
сомнений
в
равенстве
возможностей с другими
участниками закупок, не
прошедшими подготовку
у заказчика. Требованиям
антимонопольного зако-
нодательства в части обе-
спечения
конкуренции
предлагаемое
регулиро-
вание, что следует из по-
яснительной записки, по
мнению авторов, соответ-
ствует. Только устроят ли
госкорпорацию
возмож-
ность поражения «выра-
щенного» ей поставщика в
реальном конкурсе после
инвестиций в него или ри-
ски споров об опроверже-
нии исключительности его
положения в случае побе-
ды, вопрос открытый.
СОВЕТ:
Чтобы найти этот
документ в системе ГАРАНТ,
введите в строку Базового
поиска:
постановление КС
17 июля 2019