Previous Page  14 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

14

Узнать соразмерно уча-

стию: о доступе к инфор-

мации хозяйственных об-

ществ

Вопросы

предоставления

сведений о работе компа-

нии ее акционерам или

участникам стали темой

недавнего законопроекта,

разработанного Минюстом

России и размещенного на

портале

regulation.gov.ru

«О внесении изменений в

федеральные законы «Об

акционерных

обществах»

и «Об обществах с ограни-

ченной ответственностью»

(в части обеспечения права

участников хозяйственного

обществанаинформацию)».

Однако речь в данном слу-

чае идет не о повышении

для них информационной

«открытости» организаций,

а, скорее, наоборот.

Наличие у любогоакционера

(участника) права требовать

предоставления документов

общества для ознакомления,

как указано в пояснительной

записке, означает потенци-

альную возможность воз-

никновения двух проблем,

связанных с объемом таких

требований и тем, как часто

они предъявляются. Первая

чревата рисками утечки кон-

фиденциальной информа-

ции, вторая – затруднением

деятельности организации,

когда та не успевает реаги-

ровать на все поступающие

запросы. Наступление этих

последствий во многом об-

условлено тем, благими ли

намерениями руководству-

ется обратившийся. Но как

определить, каковы его на-

мерения?

Раскрывать свои цели и

мотивы, что следует из по-

ложений информационно-

го письма Президиума ВАС

РФ от 18.01.2011 № 144,

при запросе информации

участник

хозяйственного

общества, как правило (за

некоторыми исключения-

ми), не обязан. Между тем

необходимость

обосно-

вания своего запроса, как

показывает

зарубежный

опыт регулирования кор-

поративных

отношений,

изученный разработчика-

ми законопроекта (Герма-

ния, Швейцария, Франция и

т. д.), в подобных ситуациях

является действенной пре-

вентивной мерой, с чем и

предлагается

расширить

область ее применения рос-

сийскими АО и ООО.

Возможность получать ин-

формацию без объяснения

причин нужды в ней, по

мнению авторов, следует

целиком поставить в зави-

симость от величины вклада

акционера или участника в

компанию (чем меньше го-

лосующих акций или доля

в уставном капитале, тем

ниже «уровень допуска»,

определяющий

необходи-

мость обосновать запрос),

ранжировав по тому же

принципу доступные для

ознакомления документы.

Также законопроект содер-

жит специальные основания

для отказа в предоставлении

сведений (согласно поправ-

кам к ст. 50 Федерального за-

кона от 08.02.1998 № 14-ФЗ и

ст. 91 Федерального закона

от 26.12.1995 № 208-ФЗ) –

например, отсутствует или

неразумна деловая цель за-

проса; имеются подозрения,

что сведения будут исполь-

зованы во вред обществу. На

владельцев 25% и более ак-

ций (доли) они распростра-

няться не будут. А размер

вклада для доступа к тем или

иным документам предло-

жено разрешить определять

и уставом компании.

Стоит ли готовиться участ-

никам

и

акционерам

(в частности, миноритар-

ным) к новым правилам

выдачи информации об

обществе, покажут итоги об-

суждения законопроекта.

КС РФ против застоя в от-

ношениях сторон исполни-

тельного производства

Несмотря на то что победи-

тель в судебном споре, как

правило, критически отно-

сится к любым задержкам и

проволочкам, связанным с

исполнением судебного ре-

шения, причиной некоторых

из них иногда является он

сам, когда это совпадает с его

интересами. И отнюдь не для

того, чтобы дать проиграв-

шему больше времени при-

мириться со своей судьбой.

Однако «горе побежденно-

го», как указал Конституци-

онный Суд РФ в постановле-

нии от 10.03.2016 г. № 7-П, по

закону должно иметь вполне

определенную

продолжи-

тельность и растягивать этот

срок до бесконечности недо-

пустимо.

Предметом рассмотрения

судей

стали

положения

ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, а также

ч. 4 ст. 46 Федерально-

го закона от 02.10.2007 г.

№ 229-ФЗ «Об исполнитель-

ном производстве», из ко-

торых следовало, что предъ-

явление исполнительного

документа к исполнению в

службу судебных приставов

возможно и далеко за пре-

делами предусмотренного

законодательством

срока

в три года. Для этого взы-

скателю требуется, по сути,

только регулярно отзывать

документ после предъяв-

ления без исполнения, по

своему заявлению, после

чего указанный трехлетний

срок начинает отсчитывать-

ся заново. С этим столкнул-

ся гражданин, с изъятием

заложенного

имущества

которого взыскатель-банк –

явно не торопился, направ-

ляя приставам время от

времени один и тот же ис-

полнительный лист, а затем

отзывая его.

В результате выходило, что

взыскатель вправе получать

присужденное, как посчита-

ет нужным – и завтра, и мно-

го лет спустя, например когда

для дальнейшей реализации

этого имущества сложится

наиболее

благоприятная

рыночная ситуация. В свою

очередь, должник, не имея

возможности распоряжаться

этим «балластом», обязан

нести бремя его содержа-

ния и жить под дамокловым

мечом взыскания настолько

долго, насколько пожелает

взыскатель.

Очевидно, что такое поло-

жение дел, когда опреде-

ленность в вопросе о сроках

изъятия заложенного иму-

щества визави заинтересо-

ванной стороны в испол-

нительном

производстве

недоступна, как указали

судьи, противоречит как

минимум принципу п. 3

ст. 307 ГК РФ, а оспаривае-

мые положения Закона об

исполнительном производ-

стве – Основному закону,

что требует внесения по-

правок в законодательство.

До этого момента, постано-

вил Конституционный Суд,

порядок будет следующим.

При повторном предъяв-

лении

исполнительного

документа вопрос о том,

соблюдены ли сроки его

предъявления

к

испол-

нению, должен решаться

исключительно с учетом

того, было ли ранее испол-

нительное

производство

окончено в связи с заявле-

нием взыскателя. А период,

в течение которого в таком

случае

исполнительное

производство осуществля-

лось, из «общего» срока бу-

дет вычитаться.

Иначе говоря, плодами

победы в судебном споре

стоит наслаждаться, может

быть, и не сразу, но все-таки

вовремя.

ПРЕЦЕДЕНТ

ЗАКОНОПРОЕКТ

СОВЕТ:

Чтобы найти этот до-

кумент в системе ГАРАНТ,

введите в строку Базового

поиска:

законопроект

о

праве участников обществ

на информацию

.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ

СОВЕТ:

Чтобы найти этот до-

кумент в системе ГАРАНТ,

введите в строку Базового

поиска:

КС РФ сроки испол-

нительного производства

.