ВЕСТИ
ГАРАНТА
10
ПО СТРАНИЦАМ «АКТУАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ»
конкретных граждан и ор-
ганизаций» (п. 1 пост. Пле-
нума ВС РФ от 10.02.2009
№ 2). Однако разъяснения
законодательства, широко
представленные на сайтах
Минфина России и ФНС
России, в информацион-
но-правовых базах, как
правило, адресованы не
конкретному
налогопла-
тельщику, а носят общий
характер.
Сложно оспаривать такие
разъяснения и в качестве
нормативных актов. Со-
гласно
постановлению
Пленума Верховного Суда
РФ «О практике рассмо-
трения судами дел об оспа-
ривании
нормативных
правовых актов полно-
стью или в части», как раз
посвященному вопросам
рассмотрения судами дел
об оспаривании норма-
тивных правовых актов,
«существенными призна-
ками, характеризующими
нормативный
правовой
акт, являются: издание его
в установленном порядке
управомоченным органом
государственной
власти,
органом местного само-
управления или должност-
ным лицом, наличие в нем
правовых норм (правил
поведения), обязательных
для неопределенного кру-
га лиц, рассчитанных на не-
однократное применение,
направленных на урегу-
лирование общественных
отношений либо на изме-
нение или прекращение
существующих правоотно-
шений» (п. 9 пост. Пленума
ВС РФ от 29.11.2007 № 48).
Однако пункт 2 статьи 4 На-
логового кодекса устанав-
ливает, что Федеральная
налоговая служба не имеет
права издавать норматив-
ные правовые акты по во-
просам налогов и сборов.
Получается, что издавае-
мые в форме писем разъяс-
нения налогового законо-
дательства, исходящие как
от Министерства финансов
РФ, так и от Федеральной
налоговой службы, не яв-
ляются и нормативными
актами.
Процедура обжалования
определена
В середине марта этого
года вступили в силу зако-
ны, которыми определены
процессуальные
вопросы
оспаривания в судах разъяс-
нений, обладающих норма-
тивными свойствами, вклю-
чая установление правил
о подсудности таких дел,
то есть определение судов,
в компетенцию которых
входит рассмотрение таких
споров. Отметим сразу, что
в системе арбитражных су-
дов, а именно в Суде по ин-
теллектуальным
правам,
возможно
обжалование
только тех разъяснений,
обладающих нормативны-
ми свойствами, которые
изданы органами исполни-
тельной власти, осущест-
вляющими регулирование
в сфере интеллектуальных
прав. Дела об оспарива-
нии всех остальных актов,
содержащих
разъяснения
законодательства и обла-
дающих
нормативными
свойствами, отнесены к ве-
дению Верховного Суда РФ
и судов общей юрисдикции.
Особое значение для на-
логоплательщиков приоб-
ретает то обстоятельство,
что дела об оспаривании
актов федеральных орга-
нов исполнительной вла-
сти, иных федеральных
государственных органов,
Центрального банка Рос-
сийской Федерации, госу-
дарственных внебюджет-
ных фондов (ПФР, ФФОМС,
ФСС России), содержащих
разъяснения
законода-
тельства и обладающих
нормативными
свой-
ствами,
рассматривает
в качестве суда первой
инстанции
Верховный
Суд РФ. Таким образом,
разъяснения
налогового
законодательства,
обла-
дающие
нормативными
свойствами,
изданные
Министерством
финан-
сов РФ и Федеральной на-
логовой службы, должны
оспариваться в Верховном
Суде РФ.
Порядок рассмотрения дел
об оспаривании таких ак-
тов регламентируется Ко-
дексом административного
судопроизводства (далее –
КАС РФ). Законодатель,
внося изменения в КАС
РФ в части оспаривания
разъяснений, обладающих
нормативными свойства-
ми, указал, что такие дела
рассматриваются по пра-
вилам, установленным для
оспаривания нормативных
правовых актов с особен-
ностями, установленными
статьей 217.1 КАС РФ.
При этом одна из осо-
бенностей
рассмотре-
ния дел об оспаривании
разъяснений,
обладаю-
щих нормативными свой-
ствами, состоит в том,
что в отличие от проце-
дуры проверки норма-
тивных правовых актов
суд не должен проверять
на соответствие закону:
– форму и вид, в которые
облечены разъяснения;
–
процедуру
принятия
оспариваемых разъясне-
ний;
– правила введения разъ-
яснений в действие (поря-
док опубликования, госу-
дарственной регистрации
и т. д.) и вступления их
в силу.
Из содержания норм КАС
РФ (ч. 1 ст. 208, ч. 2 ст. 209,
ч. 2 ст. 217.1 КАС РФ) выте-
кает, что с административ-
ным исковым заявлением
о признании недействую-
щим акта, обладающего
нормативными свойствами,
вправе обращаться не толь-
ко лица, в отношении кото-
рых уже был применен этот
акт, но также лица, которые
являются субъектами отно-
шений, регулируемых оспа-
риваемым актом, если они
полагают, что этим актом
нарушаются их права, сво-
боды и законные интересы
или же существует реальная
угроза их нарушения.
Применительно к обжа-
лованию
разъяснений
фискальных органов это
должно означать, что с со-
ответствующим
иском
может обратиться любой
налогоплательщик, упла-
чивающий соответствую-
щий налог, если он пола-
гает, что следование этим
разъяснениям ведет к на-
рушению его прав (прежде
всего права уплачивать
налоги в размере не боль-
шем, чем это установлено
законом). Другими слова-
ми, будет правильно, если
разъяснения,
касающи-
еся исчисления и уплаты
НДПИ, будут обжаловать
именно те налогоплатель-
щики, которые добыва-
ют полезные ископаемые
и уплачивают соответству-
ющий налог.
Ряд новаций запланирован
в этом году в законодатель-
стве по НДС. Некоторые из
них были предусмотрены
«налоговой»
дорожной
картой, другие связаны с
уточнением действующих
норм. О предстоящих из-
менениях в главе 21 На-
логового кодекса, а также
сложностях
применения
текущего законодательства
рассказала Анна Лозовая из
Минфина России.
Также в майском номере
читайте о налогообложе-
нии представительских рас-
ходов и зарплатных налогах
дистанционных
работни-
ков. Компенсация платной
парковки доставляет до-
вольно много проблем, по-
скольку сложно доказать,
что это «служебный» расход
работника. О документаль-
ном подтверждении и обо-
сновании таких расходов
подробно рассказывается в
этом номере.
Традиционно в «Актуаль-
ной бухгалтерии» опубли-
кованы материалы по учету
операций в рамках специ-
альных налоговых режи-
мов, МСФО и статьи для ка-
дровиков.
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ПЯТОГО НОМЕРА ЖУРНАЛА «АКТУАЛЬНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»
Артем Коротаев/ТАСС
ПРОДОЛЖЕНИЕ
НАЧАЛОНА СТР. 9