Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По ранее введенным в эксплуатацию энергоэффективным объектам, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, компания вправе пересчитать амортизацию и налог на имущество.
Перечень объектов, имеющих высокую энергоэффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, вступил в силу 1 мая 2012 года1. Документ наконец-то позволит фирмам — владельцам таких объектов применить налоговые льготы, введенные еще в 2010 и 2011 годах. Напомним, тогда в Налоговый кодекс были внесены поправки по налогу на прибыль и налогу на имущество2.
По энергоэффективным ОС можно ускоренно начислять амортизацию с применением специального коэффициента не выше 23. А также не нужно платить налог на имущество в течение трех лет с момента постановки объекта на учет (начиная с 01.01.2012)4. Чтобы компания могла применить льготу, индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ) основного средства должен соответствовать указанному в Перечне. Однако иногда в технической документации значение ИЭЭФ не указано. В таком случае его нужно запросить у производителя в письменном виде (пример запроса см. на с. 29).
Перечень из 132 наименований энергоэффективных объектов представляет интерес для любой компании. Помимо производственных ОС, он содержит легковые автомобили и отопительное оборудование, которое встречается практически в каждом офисе. Фирма вправе пересчитать амортизацию по ОС, введенным в эксплуатацию с 2010 года. Ведь поправка в Налоговый кодекс5 распространяется на отношения, возникшие начиная с данного периода. У Минфина России такая же точка зрения (см. мнение на с. 29). Рассмот¬рим порядок отражения корректировок в бухучете.
![]()
В январе 2012 г. компания ввела в эксплуатацию энергоэффективное основное средство — легковой автомобиль малого класса с кузовом «универсал» (позиция 99 Перечня). Сумма начисленного по нему налога на имущество — 1500 руб.
Переплату, полученную в связи с вступлением в силу Перечня, решено зачесть в счет будущих платежей.
На основании бухгалтерской справки сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
– 1500 руб. — начислена сумма переплаты по налогу на имущество;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 1500 руб. — сумма переплаты учтена в счет налога будущих периодов на основании решения налоговой инспекции.
Завышение налога на имущество привело к занижению налога на прибыль. Поэтому необходимо доначислить и перечислить в бюджет сумму:
1500 руб. x 20% = 300 руб.
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 300 руб. — доначислен налог на прибыль;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 51
– 300 руб. — перечислена в бюджет сумма доплаты по налогу.
Сумму можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей по заявлению (пример заявления см. выше).
Другое возможное решение — скорректировать «имущественный» налог по расчетам за 6 месяцев и по году. Ведь в таком случае не нужно будет подавать «уточненку» по налогу на прибыль за I квартал 2012 года.
Отметим, что зачесть переплату налога, полученную в результате превышения ранее начисленных сумм, можно на основании решения инспекторов9. Они принимают его в течение 10 дней со дня получения от фирмы заявления или подписания акта совместной сверки уплаченных налогов.
Согласно Налоговому кодексу (п. 21 ст. 381 НК РФ) энергоэффективные основные средства, указанные в Перечне (утв. пост. Правительства РФ от 16.04.2012 № 308), освобождаются от уплаты по ним налога на имущество в течение трех лет со дня постановки их на учет. Поэтому компании, у которых с 1 января 2012 года на балансе есть такие основные средства, вправе скорректировать налог на имущество. Сделать это можно начиная с расчетов за I квартал 2012 года, представив в инспекцию уточненный расчет по авансовому платежу. Налоговая льгота в отношении данных объек¬тов в силу статьи 4 Федерального закона от 7 июня 2011 года № 132-ФЗ во взаимо¬связи с пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса применяется в отношении только новых объектов, учтенных на балансе начиная с 1 января 2012 года.
По энергоэффективным основным средствам, указанным в Перечне (утв. пост. Правительства РФ от 16.04.2012 № 308), компании вправе применять коэффициент ускоренной амортизации, но не выше 2. Положения Налогового кодекса (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ) во взаимосвязи с поправками (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) относятся к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 2010 года. Поэтому амортизацию по энергоэффективным объектам, начисленную в прошлые периоды, можно пересчитать. Если применение положений Налогового кодекса привело к занижению суммы амортизации и, соответственно, к излишней уплате налога на прибыль в прошлых периодах (2010, 2011 гг.), фирма вправе зачесть переплату в текущем периоде (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Льгота по налогу на имущество (п. 21 ст. 381 НК РФ) в отношении объектов основных средств применяется при условии, что они введены в эксплуатацию в период начиная с 1 января 2012 года и предусмотрены Перечнем (утв. пост. Правительства РФ от 16.04.2012 № 308), что можно подтвердить технической документацией ОС. Других условий Налоговый кодекс не предусматривает. Этот вывод следует и из разъяснений Минфина России (письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-05-05-01/23). Если фирма вправе воспользоваться нормами Налогового кодекса, в связи с применением которых возникает излишне уплаченная сумма налога, то никакого дополнительного обоснования для корректировки базы не требуется. Поэтому приказ руководителя о проведении корректировок в бухгалтерском и налоговом учете в связи с переплатой по налогу на имущество издавать не нужно. Для применения повышающего коэффициента к норме амортизации (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ) достаточно того, что ОС введены в эксплуатацию начиная с 2010 года и указаны в Перечне. Налоговики неоднократно пытались оспорить применение ускоренной амортизации другими доводами (ссылаясь на то, что это не предусмотрено учетной политикой). Суды поддерживали компании, указывая, что в учетной политике обязательно устанавливать лишь метод начисления амортизации, но не применение повышающего коэффициента (пост. ФАС ПО от 07.07.2011 № Ф06-4924/11, ФАС МО от 21.09.2010 № КА-А40/10910-10, ФАC УО от 27.02.2008 № Ф09-656/08-С3). Таким образом, формально приказ (распоряжение) руководителя о применении повышающего коэффициента и проведении в связи с этим корректировок по налоговым обязательствам издавать не нужно. Однако, поскольку льгота является правом фирмы, во избе¬жание споров с инспекторами лучше документально обозначить ее применение, конкретное значение коэффициента и все же издать приказ (распоряжение).
Сноски:
1 утв. пост. Правительства РФ от 16.04.2012 № 308 (далее — Перечень)
2 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Федеральный закон от 07.06.2011 № 132-ФЗ
3, 5 подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ
4 п. 21 ст. 381 НК РФ
6 Классификация основных средств, утв. пост. Правительства РФ от 01.01.2002 № 1
7 утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
8 п. 1 ст. 54 НК РФ
9 письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2007 № 20-12/057394@