![Show Menu](styles/mobile-menu.png)
![Page Background](./../common/page-substrates/page0007.png)
вести
гаранта
7
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ
Не просто письма с разъяс-
нениями
В случае когда письмо ФНС
России, содержащее разъ-
яснение положений нало-
гового законодательства,
данное в ответ на обраще-
ние
налогоплательщика,
де-факто становится руко-
водством к действию для
налоговых органов в отно-
шении
неопределенного
круга лиц, возможность его
оспаривания не может за-
висеть от того, что именно
представляет собой такой
документ, считает Верхов-
ный Суд РФ, если приве-
денное в нем толкование
закону не соответствует. Эту
точку зрения подкрепляет
определение
Апелляци-
онной коллегии ВС РФ от
27.08.2019№АПЛ19-333, по-
явление которого, по сути,
позволяет по-новому взгля-
нуть на перспективы оспа-
ривания ведомственных пи-
сем, издаваемых в качестве
документов, которые име-
ют информационно-разъ-
яснительный характер и не
обладают нормативными
свойствами.
Именно в таком качестве
налоговой службой было
подготовлено и письмо от
16.10.15 № СД-4-3/18072,
четыре года спустя обжа-
лованное предпринимате-
лем, столкнувшимся с тем,
что на основании этого до-
кумента у инспекторов по-
являются дополнительные
полномочия. Как следова-
ло из его содержания, при
проведении мероприятий
налогового контроля в
целях сбора максимально
полной доказательствен-
ной базы, направленной
на установление наличия
или отсутствия фактов по-
лучения
налогоплатель-
щиком
необоснованной
налоговой выгоды по НДС,
инспекция может, в част-
ности, проводить осмотры
территорий и помещений
отнюдь не только прове
ряемого лица, как пред-
писывает п. 1 ст. 92 НК РФ,
но и его контрагентов, а
также третьих лиц – участ-
ников сделки вне зависи-
мости от того, используют-
ся ли они для извлечения
дохода проверяемым (и
связаны ли с содержанием
объекта
налогообложе-
ния) или нет.
Само письмо официаль-
но не публиковалось и для
исполнения в налоговые
органы не направлялось.
Однако к жалобе адми-
нистративного истца – ИП
прилагалась копия реше-
ния руководителя терри-
ториального УФНС, свиде-
тельствовавшего о том, что
«разъяснительный» харак-
тер и «справочный» статус
этого документа, на что ука-
зывали ответчики в ходе
разбирательства,
вовсе
не мешают инспекции им
пользоваться, приводя его
в обоснование правомер-
ности осмотров площадей
одного налогоплательщика
при проверке другого, что
выяснилось уже в суде пер-
вой инстанции. Соответ-
ственно, через правопри-
менительную деятельность
ее должностных лиц, кон-
статировал Верховный Суд,
этот акт в силу принципа
ведомственной субордина-
ции опосредованно приоб-
рел обязательный харак-
тер, расширив, вопреки
статьям 31, 82 и 92 НК РФ,
круг лиц, в отношении ко-
торых могут проводиться
осмотры, что говорит о не-
обоснованном изменении
правового регулирования.
А раз спорное толкование
было применено к ист-
цу – еще и о нарушении
его прав, заключили судьи,
признав
недействующим
в придаваемом Службой
смысле содержащий его аб-
зац письма.
Ведь ведомственные разъ-
яснения можно уточнить и
таким способом.
К жильцам, уклоняющимся
от проверки перепланиро-
вок и газа, войдут без стука
Заметным для жильцов мно-
гоквартирных домов собы-
тием осени стало появление
на
regulation.gov.ruзаконо-
проекта Минюста России «О
внесении изменений в Фе-
деральный закон «Об испол-
нительном производстве» в
части установления особен-
ностей исполнения содер-
жащегося в исполнительном
документе требования о
предоставлении доступа в
помещение вмногоквартир-
ном доме при осуществле-
нии надзора за соблюдени-
ем порядка осуществления
переустройства и перепла-
нировки,
осуществления
обслуживания и ремонта
внутридомового и (или) вну-
триквартирного
газового
оборудования». Этим до-
кументом предлагалось до-
полнить перечень мер при-
нудительного
исполнения
еще одной, а именно – при-
нудительным доступом в по-
мещения МКД. Применяться
эта мера, как отмечают ав-
торы в пояснительной запи-
ске, будет при исполнении
судебных актов, выданных
по заявлению должностных
лиц органов жилищного
надзора и контроля в целях
обеспечения безопасности
жизни и здоровья граждан,
во избежание угроз в виде
неисправного газового обо-
рудования или переплани-
ровки, чреватой разрушени-
ем дома.
Настораживали,
однако,
не столько цели, сколько
особенности ее примене-
ния. Как следовало из за-
конопроекта, основанием
для того предполагалось
неисполнение требования
надзорных органов о пре-
доставлении доступа, вслед-
ствие чего судебный пристав
с участием понятых, а когда
нужно – и сотрудников ОВД,
в обеспечение взыскателю
беспрепятственного входа
в указанное в исполнитель-
ном документе помещение
получал право взламывать,
разрушать мешающие про-
никновению запирающие
устройства,
элементы
и
конструкции – самостоя-
тельно либо с помощью
специализированных
ор-
ганизаций. То есть вскрыть
замок, снять с петель дверь,
а также разобрать огражде-
ние, если многоквартирный
дом жильцами превращен
в неприступную крепость.
Вместе с тем приставам
предписывалось принимать
меры по обеспечению со-
хранности имущества во
взломанном помещении и
исключению возможности
беспрепятственного доступа
в него посторонних лиц.
В этой связи и большинство
вопросов, вызванных зако-
нопроектом, относились не
к основаниям, а к послед-
ствиям применения указан-
ной меры, универсальной в
отношении что крошечных
студий с электроплитками,
что многокомнатных гази-
фицированных
квартир.
Так, хотя применять ее не-
медленно после получения
исполнительного документа
с требованиями о предо-
ставлении доступа, соглас-
но законопроекту, никто не
планирует (отмычки и фом-
ка будут пущены в ход, если
должник по исполнительно-
му производству на эти тре-
бования не отреагировал
дважды), им не оговарива-
ется, может ли принудитель-
ный доступ применяться к
тем, кто не вышел на контакт
с проверяющими не потому,
что уклоняется от их требо-
ваний, а из-за длительного
отсутствия, обусловленно-
го, например, характером
работы, проживанием за
рубежом или другими при-
чинами. Но стоит ли при-
числять такую возможность
к рискам временного остав-
ления жилья без присмотра,
неясно.