вести
гаранта
6
– иные обстоятельства, ко-
торые могут подтвердить
недобросовестное поведе-
ние налогоплательщика.
При этом правомерность
выводов налоговых орга-
нов о недобросовестности
действий
налогоплатель-
щиков, послуживших осно-
ванием для непризнания
налоговой
обязанности
исполненной, должна под-
тверждаться достаточной
совокупностью
доказа-
тельств.
См.
письмо Федеральной
налоговой службы
от 29
марта 2019 г. №СА-4-7/5804.
Представлен проект кон-
трольно-надзорного
ко-
декса
Минэкономразвития России
разработало проект нового
закона о государственном и
муниципальном
контроле
и надзоре. По замыслу ве-
домства закон должен, во-
первых, заменить действу-
ющий ныне Федеральный
закон от 26.12.2008 № 294-
ФЗ «О защите прав юриди-
ческих лиц иИП при осущест-
влении
государственного
контроля (надзора) и муни-
ципального контроля», а во-
вторых, стать основой для
создания новой, «с нуля»,
отрасли законодательства.
Проект закона настолько
тщательно проработан и
скомпонован, что наимено-
вание «кодекс» подходит
ему, кажется, больше.
Вся система контроля бу-
дет – по замыслу Минэко-
номразвития – полностью
переделана. Проверки –
главная «валюта» текущей
контрольно-надзорной де-
ятельности – займут крайне
скромное место в системе
многочисленных меропри-
ятий контроля и надзора,
среди которых предложены
и совсем экзотические. Под-
робнее о предпосылках соз-
дания законопроекта читай-
те на стр. 9.
Перечислим
некоторые
предложенные законопро-
ектом новеллы:
– так же, как и сейчас,
часть видов надзора будет
осуществляться в отдель-
ном, своем собственном
порядке, например, бан-
ковский, финансовый, ак-
ционерный,
налоговый,
оперативно-разыскные
мероприятия и т. п., в том
числе – надзор за соблю-
дением законодательства
о рекламе (сейчас этот вид
надзора подпадает под
действие Закона № 294-
ФЗ). Любопытно, что про-
курорский надзор, соглас-
но проекту, должен будет
проводиться «на общих
основаниях», исключения
для него не предусмотрено
(сейчас – наоборот);
– все обязательные требо-
вания, которые оформлены
актами Правительства РФ,
министерств и ведомств,
принятыми до 01.01.2021,
перестанут
быть
пред-
метом контроля. Ну и все
акты, принятые в СССР и
РСФСР, наконец, тоже;
–
риск-ориентированная
система останется, изме-
нятся только ее название и
отдельные нюансы;
– все должностные лица
всех надзорных органов,
осуществляющие надзор/
контроль, будут именовать-
ся одинаково – инспекторы.
Инспекторы «при исполне-
нии» должны быть одеты в
форменную одежду;
– будут разделять контроль-
но-надзорные действия и
контрольно-надзорные ме-
роприятия. Первые – это не-
большие акции, направлен-
ные на добычу сведений
и доказательств, – осмотр,
допрос, отбор проб, экс-
перимент, отбирание пись-
менных объяснений и т. п.,
которые сами по себе,
«просто так», проводиться
не могут. Вторые – это, соб-
ственно, самостоятельные
надзорные процедуры –
проверка, рейд, закупка
и т. п. Помимо этого, пред-
усмотрен широкий ассор-
тимент профилактических
мероприятий (выдача ре-
комендаций, профилакти-
ческий визит, меры поощ-
рения за добросовестность
и т. п.);
– в числе профилактиче-
ских, например, предусмо-
трено профилактическое
сопровождение – это когда
по отдельному договору
между
контролируемым
лицом и надзорным ор-
ганом последний пред-
варительно
оценивает
состояние законности у
поднадзорного лица и за-
тем предоставляет реко-
мендации об оптимальном
способе соблюдения обяза-
тельных требований. При
этом проект закона прямо
разрешает
субъективное
усмотрение руководителя
надзорного органа по во-
просам профилактическо-
го сопровождения;
– еще одна новелла – про-
филактический визит: ин-
спектор приходит, оцени-
вает, дает рекомендации.
Наказывать и выдавать
предписания по итогам
профвизита нельзя. Такой
визит точно будет к нович-
кам – в течение первого
года работы вновь открыв-
шихся фирм, а к остальным
– по обстоятельствам;
– основания для надзор-
ных мероприятий оста-
ются примерно теми же,
но вместо применяемой
сейчас
формулировки,
связанной с угрозой или
причинением вреда жиз-
ни, здоровью и прочим
ценностям,
предложена
такая: «наличие доста-
точных достоверных дан-
ных, свидетельствующих
о нарушении обязатель-
ных требований». Новая
формулировка
является
очевидно более простой
и удобной для всех сто-
рон надзорного взаимо-
действия, при этом от-
дельное основание «факт
причинения вреда жизни/
здоровью» предусмотрен
для, собственно, провер-
ки и для выборочного
контроля;
– перечень надзорных ме-
роприятий
значительно
расширится. Помимо уже
знакомых бизнесу провер-
ки, контрольной закупки и
рейда инспекторы начнут
проводить выездное обсле-
дование (инспектор прихо-
дит и сам, без взаимодей-
ствия с контролируемым,
все осматривает, а если
видит нарушения, – фикси-
рует их на фото- или виде-
окамеру); мониторинговую
закупку (добыча образцов,
которые затем отправят в
лабораторию на исследо-
вание. Требования Закона
«О защите прав потребите-
лей» не проверяются); вы-
борочный контроль (изъ-
ятие образцов товара для
исследования) и инспек-
ционный визит (разновид-
ность выездной проверки);
– инспекторы вправе опра-
шивать свидетелей (оче-
видцев). И хотя опрос –
дело добровольное, но их
предупреждают об уголов-
ной ответственности за
дачу ложных показаний.
Представители контроли-
руемого лица свидетелями
быть не могут;
– инспектора можно отве-
сти от проведения меро-
приятия по ряду причин. В
том числе, если лично он
пострадал от деятельно-
сти контролируемого лица
(съел некачественный про-
дукт, например);
– все виды надзора будут
занесены в специальный
реестр. Если надзора в нем
нет – проверять нельзя. Нет
административного регла-
мента – проверять нельзя.
Нет положения о виде кон-
троля – проверять нельзя;
– все сведения о контроль-
ных мероприятиях должны
оперативно появляться в
едином реестре проверок.
Если на момент начала над-
зорного мероприятия ни-
какой информации о нем в
реестре проверок нет – ин-
спектора можно не пускать
и отказаться от общения;
– у каждого ИП и юрлица
будет собственный элек-
тронный личный кабинет –
вероятно, в рамках порта-
ла контрольно-надзорной
деятельности. Через каби-
нет можно будет в том чис-
ле передавать документы в
надзорный орган;
– по окончании проверки
контролируемое лицо по-
лучит не только акт, пред-
писание и протокол об АП
(как сейчас), но и рекомен-
дации по соблюдению обя-
зательных требований.
См.
проект Федерального
закона
«О государствен-
ном контроле (надзоре) и
муниципальном
контро-
ле в Российской Федера-
ции» (подготовлен Мин
экономразвития
России
16.05.2019 г.).
Новости для юриста
ПРОДОЛЖЕНИЕ
НАЧАЛОНА СТР. 6
СОВЕТ:
Чтобы найти этот
документвсистемеГАРАНТ,
введите в строку Базового
поиска:
проект закона о
государственном контроле