ВЕСТИ
ГАРАНТА
14
ЗАКОНОПРОЕКТЫ И ПРЕЦЕДЕНТЫ
Сотрудник шлет письма
на личный e-mail
Пересылка
работником
конфиденциальной инфор-
мации с корпоративного
e-mail на личный не обяза-
тельно означает, что име-
ло место ее разглашение,
заключил КС РФ в одном
из недавних постановле-
ний (от 26.10.2017 № 25-П),
а наличие в электронном
почтовом ящике, предо-
ставленным ему «посто-
ронней» интернет-почтой,
такой информации – не по-
вод считать ее попавшей в
полное распоряжение вла-
дельца интернет-ресурса и
торопиться с выводами об
огласке.
Эта история началась с
увольнения работника за
разглашение охраняемой
законом тайны, а именно
в связи с пересылкой до-
веренных ему документов
компании-работодателя на
свой e-mail. С локальными
нормативными актами на
тему обеспечения сохран-
ности конфиденциальной
информации он был до
того ознакомлен. Тем, кто в
подобных условиях решит
брать работу на дом ана-
логичным образом, стоит
заметить, что ни один суд,
куда работник обращался с
требованиями о восстанов-
лении на работе и компен-
сациях, на его сторону не
встал.
Причина крылась в истол-
ковании судьями п. 5 ст. 2
Федерального закона от
27.07.2006 № 149-ФЗ при-
менительно к условиям
пользовательского согла-
шения, заключенного с
истцом при регистрации
личного e-mail. Этим поло-
жением к обладателям ин-
формации отнесены лица,
имеющие право на осно-
вании договора разрешать
или же ограничивать к ней
доступ. На беду работника
соглашение с интернет-ре-
сурсом содержало указа-
ние на то же самое право
его владельца в отношении
содержимого абонентских
ящиков. Оно и стало осно-
ванием для вывода судей о
разглашении работником
коммерческой
информа-
ции третьим лицам (полу-
чалось, что почтовый ре-
сурс стал ее обладателем) и
признания оправданными
примененных к нему жест-
ких мер.
В таком подходе есть изъ-
яны, возразил Конститу-
ционный Суд, рассмотрев
жалобу уволенного об этом
пункте: роль правообла-
дателя
интернет-почты,
по сути, аналогична роли
оператора связи в право-
отношениях, связанных с
передачей
информации.
Законодательство о связи
владельцев таких ресурсов
в этом качестве не упоми-
нает, но это не означает,
что обеспечивать тайну
переписки они не обязаны.
Потому обладателями ин-
формации в смысле Закона
об информации они не яв-
ляются, что бы ни было на-
писано в пользовательском
соглашении с абонентом,
безотносительно к нали-
чию у них доступа к ней.
Соответственно, отправку
работником на свой e-mail
не принадлежащей ему
информации следует оце-
нивать прежде всего с точ-
ки зрения не разглашения
информации, а создания
условий для ее неконтроли-
руемого распространения
в дальнейшем, заключил
КС РФ. И здесь важно уста-
новить, заботила ли самого
обладателя ее судьба после
передачи, принимал ли он
меры к сохранению кон-
троля над ее использовани-
ем. Например, если им был
установлен запрет на ее
пересылку – вот тогда не-
соблюдение такого запре-
та можно рассматривать
как нарушение прав этого
лица.
Внеплановые
проверки
должны остаться в мень-
шинстве
Ответом на обозначен-
ную главой государства в
уходящем году задачу по
сокращению
количества
внеплановых
проверок
бизнеса стал подготовлен-
ный
Минэкономразви-
тия России законопроект
«О внесении изменений
в Федеральный закон «О
защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуаль-
ных
предпринимателей
при осуществлении госу-
дарственного
контроля
(надзора) и муниципаль-
ного контроля», появив-
шийся в прошлом месяце
на
regulation.gov.ru. На-
помним, что в соответ-
ствующем поручении пре-
зидента говорилось об
установлении для внепла-
новых проверок лимита в
30% от количества плано-
вых (за рядом исключений)
и ограничении их про-
должительности десятью
рабочими днями. Однако,
несмотря на то что пред-
ставленные разработчика-
ми поправки в Федераль-
ный закон от 26.12.2008 г.
№ 294-ФЗ следуют задан-
ным ориентирам, можно
ли будет в связи с его при-
нятием говорить о сниже-
нии административной на-
грузки на бизнес, неясно.
Доля внеплановых прове-
рок будет определяться,
согласно
пояснительной
записке, исходя из средне-
годового количества плано-
вых по данным за три года (с
опорой на требования, что
установит
правительство
РФ, а для отдельных видов
контроля – президент). Эти
цифры, как следует из зако-
нопроекта, руководителям
органов контроля предсто-
ит утверждать на год впе-
ред, согласовывая с про-
куратурой, и размещать в
Едином реестре проверок
и на своих официальных
сайтах. В свою очередь, в
устанавливаемый десяти-
дневный срок проведения
внеплановых
проверок
предложено не включать
периоды, когда проверяю-
щие отсутствовали по месту
нахождения проверяемого
(для выездных проверок)
и когда проверяемый го-
товил документы или по-
яснения к ним по соответ-
ствующему запросу (для
документарных), также до
десяти рабочих дней в каж-
дом случае.
Вместе с тем перечень мер
по снижению интенсивно-
сти проведения внеплано-
вых проверок вышеуказан-
ными не исчерпывается. В
этом качестве авторы зако-
нопроекта видят, в частно-
сти, предлагаемые ими но-
вые правила проведения
проверок для контроля
исполнения ранее выдан-
ного предписания. Сво-
дятся они к тому, что если
по итогам проверки вы-
несено предписание, о его
исполнении
нарушитель
должен будет представить
отчет по указанной в нем
форме, а непредставление
этого отчета, равно как и
непринятие его адресатом
(органом контроля) станут
основаниями для прове-
дения еще одной внепла-
новой проверки. Здесь же
надо подчеркнуть, что в
ряде случаев ограничение
по их количеству в год не
предусмотрено. Эти случаи
оговорены в документе, но
касаются не только прове-
рок в связи с угрозой жиз-
ни и здоровью граждан
или чрезвычайными ситу-
ациями.
Однако возможность оце-
нить, например, часто ли
в случае одобрения ини-
циативы могут проводить-
ся внеплановые проверки
даже в рамках разрешен-
ного в год количества, из
законопроекта не усматри-
вается.
ПРЕЦЕДЕНТ
ЗАКОНОПРОЕКТ