Previous Page  6 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 16 Next Page
Page Background

вести

гаранта

6

– иные обстоятельства, ко-

торые могут подтвердить

недобросовестное поведе-

ние налогоплательщика.

При этом правомерность

выводов налоговых орга-

нов о недобросовестности

действий

налогоплатель-

щиков, послуживших осно-

ванием для непризнания

налоговой

обязанности

исполненной, должна под-

тверждаться достаточной

совокупностью

доказа-

тельств.

См.

письмо Федеральной

налоговой службы

от 29

марта 2019 г. №СА-4-7/5804.

Представлен проект кон-

трольно-надзорного

ко-

декса

Минэкономразвития России

разработало проект нового

закона о государственном и

муниципальном

контроле

и надзоре. По замыслу ве-

домства закон должен, во-

первых, заменить действу-

ющий ныне Федеральный

закон от 26.12.2008 № 294-

ФЗ «О защите прав юриди-

ческих лиц иИП при осущест-

влении

государственного

контроля (надзора) и муни-

ципального контроля», а во-

вторых, стать основой для

создания новой, «с нуля»,

отрасли законодательства.

Проект закона настолько

тщательно проработан и

скомпонован, что наимено-

вание «кодекс» подходит

ему, кажется, больше.

Вся система контроля бу-

дет – по замыслу Минэко-

номразвития – полностью

переделана. Проверки –

главная «валюта» текущей

контрольно-надзорной де-

ятельности – займут крайне

скромное место в системе

многочисленных меропри-

ятий контроля и надзора,

среди которых предложены

и совсем экзотические. Под-

робнее о предпосылках соз-

дания законопроекта читай-

те на стр. 9.

Перечислим

некоторые

предложенные законопро-

ектом новеллы:

– так же, как и сейчас,

часть видов надзора будет

осуществляться в отдель-

ном, своем собственном

порядке, например, бан-

ковский, финансовый, ак-

ционерный,

налоговый,

оперативно-разыскные

мероприятия и т. п., в том

числе – надзор за соблю-

дением законодательства

о рекламе (сейчас этот вид

надзора подпадает под

действие Закона № 294-

ФЗ). Любопытно, что про-

курорский надзор, соглас-

но проекту, должен будет

проводиться «на общих

основаниях», исключения

для него не предусмотрено

(сейчас – наоборот);

– все обязательные требо-

вания, которые оформлены

актами Правительства РФ,

министерств и ведомств,

принятыми до 01.01.2021,

перестанут

быть

пред-

метом контроля. Ну и все

акты, принятые в СССР и

РСФСР, наконец, тоже;

– 

риск-ориентированная

система останется, изме-

нятся только ее название и

отдельные нюансы;

– все должностные лица

всех надзорных органов,

осуществляющие надзор/

контроль, будут именовать-

ся одинаково – инспекторы.

Инспекторы «при исполне-

нии» должны быть одеты в

форменную одежду;

– будут разделять контроль-

но-надзорные действия и

контрольно-надзорные ме-

роприятия. Первые – это не-

большие акции, направлен-

ные на добычу сведений

и доказательств, – осмотр,

допрос, отбор проб, экс-

перимент, отбирание пись-

менных объяснений и т. п.,

которые сами по себе,

«просто так», проводиться

не могут. Вторые – это, соб-

ственно, самостоятельные

надзорные процедуры –

проверка, рейд, закупка

и т. п. Помимо этого, пред-

усмотрен широкий ассор-

тимент профилактических

мероприятий (выдача ре-

комендаций, профилакти-

ческий визит, меры поощ-

рения за добросовестность

и т. п.);

– в числе профилактиче-

ских, например, предусмо-

трено профилактическое

сопровождение – это когда

по отдельному договору

между

контролируемым

лицом и надзорным ор-

ганом последний пред-

варительно

оценивает

состояние законности у

поднадзорного лица и за-

тем предоставляет реко-

мендации об оптимальном

способе соблюдения обяза-

тельных требований. При

этом проект закона прямо

разрешает

субъективное

усмотрение руководителя

надзорного органа по во-

просам профилактическо-

го сопровождения;

– еще одна новелла – про-

филактический визит: ин-

спектор приходит, оцени-

вает, дает рекомендации.

Наказывать и выдавать

предписания по итогам

профвизита нельзя. Такой

визит точно будет к нович-

кам – в течение первого

года работы вновь открыв-

шихся фирм, а к остальным

– по обстоятельствам;

– основания для надзор-

ных мероприятий оста-

ются примерно теми же,

но вместо применяемой

сейчас

формулировки,

связанной с угрозой или

причинением вреда жиз-

ни, здоровью и прочим

ценностям,

предложена

такая: «наличие доста-

точных достоверных дан-

ных, свидетельствующих

о нарушении обязатель-

ных требований». Новая

формулировка

является

очевидно более простой

и удобной для всех сто-

рон надзорного взаимо-

действия, при этом от-

дельное основание «факт

причинения вреда жизни/

здоровью» предусмотрен

для, собственно, провер-

ки и для выборочного

контроля;

– перечень надзорных ме-

роприятий

значительно

расширится. Помимо уже

знакомых бизнесу провер-

ки, контрольной закупки и

рейда инспекторы начнут

проводить выездное обсле-

дование (инспектор прихо-

дит и сам, без взаимодей-

ствия с контролируемым,

все осматривает, а если

видит нарушения, – фикси-

рует их на фото- или виде-

окамеру); мониторинговую

закупку (добыча образцов,

которые затем отправят в

лабораторию на исследо-

вание. Требования Закона

«О защите прав потребите-

лей» не проверяются); вы-

борочный контроль (изъ-

ятие образцов товара для

исследования) и инспек-

ционный визит (разновид-

ность выездной проверки);

– инспекторы вправе опра-

шивать свидетелей (оче-

видцев). И хотя опрос –

дело добровольное, но их

предупреждают об уголов-

ной ответственности за

дачу ложных показаний.

Представители контроли-

руемого лица свидетелями

быть не могут;

– инспектора можно отве-

сти от проведения меро-

приятия по ряду причин. В

том числе, если лично он

пострадал от деятельно-

сти контролируемого лица

(съел некачественный про-

дукт, например);

– все виды надзора будут

занесены в специальный

реестр. Если надзора в нем

нет – проверять нельзя. Нет

административного регла-

мента – проверять нельзя.

Нет положения о виде кон-

троля – проверять нельзя;

– все сведения о контроль-

ных мероприятиях должны

оперативно появляться в

едином реестре проверок.

Если на момент начала над-

зорного мероприятия ни-

какой информации о нем в

реестре проверок нет – ин-

спектора можно не пускать

и отказаться от общения;

– у каждого ИП и юрлица

будет собственный элек-

тронный личный кабинет –

вероятно, в рамках порта-

ла контрольно-надзорной

деятельности. Через каби-

нет можно будет в том чис-

ле передавать документы в

надзорный орган;

– по окончании проверки

контролируемое лицо по-

лучит не только акт, пред-

писание и протокол об АП

(как сейчас), но и рекомен-

дации по соблюдению обя-

зательных требований.

См.

проект Федерального

закона

«О государствен-

ном контроле (надзоре) и

муниципальном

контро-

ле в Российской Федера-

ции» (подготовлен Мин­

экономразвития

России

16.05.2019 г.).

Новости для юриста

ПРОДОЛЖЕНИЕ

НАЧАЛОНА СТР. 6

СОВЕТ:

Чтобы найти этот

документвсистемеГАРАНТ,

введите в строку Базового

поиска:

проект закона о

государственном контроле