Previous Page  7 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 16 Next Page
Page Background

ВЕСТИ

ГАРАНТА

7

ПО СТРАНИЦАМ «АКТУАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРИИ»

В части налоговой тайны

внесены изменения в ста-

тью 102 Налогового ко-

декса (Федеральный закон

от 01.05.2016 № 134-ФЗ

(далее – Закон № 134-ФЗ).

После вступления измене-

ний в силу налоговую тай-

ну налогоплательщика не

будут составлять сведения:

– общедоступные, в том

числе ставшие таковыми с

согласия их обладателя –

налогоплательщика;

– о суммах недоимки и за-

долженностям по пеням и

штрафам;

– о среднесписочной чис-

ленности работников за

календарный год (здесь и

далее под календарным

годом понимается год,

предшествующий году раз-

мещения указанных сведе-

ний в интернете);

– об уплаченных организа-

цией в календарном году

суммах налогов и сборов;

– о суммах доходов и рас-

ходов по данным бухгал-

терской (финансовой) от-

четности организации за

календарный год.

При этом сведения о на-

логовых недоимках, нало-

говых

правонарушениях

и мерах налоговой ответ-

ственности должны разме-

щаться в форме открытых

данных на официальном

сайте ФНС России, в Ин-

тернете.

Цель поправок очевидна:

повысить налоговую осмо-

трительность налогопла-

тельщика во избежание

связи с фирмой-одноднев-

кой, не способной испол-

нить сделку и заплатить

причитающиеся налоги в

бюджет.

Судебная

доктрина

«должной осмотритель-

ности»

Во всем мире одним из

способов борьбы госу-

дарства с уклонением от

уплаты налогов служит су-

дебная доктрина «долж-

ной

осмотрительности».

Она означает, что налого-

плательщик, связавшийся

с однодневкой осознан-

но, имеет от такой связи

определенные выгоды и

должен нести связанные

с ними налоговые риски.

«Критерий соучастия» в

этой доктрине – один из

основных.

В Российской Федерации

эта доктрина закреплена

в пункте 10 постановле-

ния Пленума ВАС РФ № 53

(пост. Пленума ВАС РФ от

12.10.2006 № 53), где ука-

зано: «факт нарушения

контрагентом налогопла-

тельщика своих налоговых

обязанностей сам по себе

не является доказатель-

ством получения налого-

плательщиком необосно-

ванной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может

быть признана необосно-

ванной, если налоговым

органом будет доказано,

что

налогоплательщик

действовал без должной

осмотрительности и осто-

рожности и ему должно

было быть известно о на-

рушениях,

допущенных

контрагентом,

в

част-

ности в силу отношений

взаимозависимости

или

аффилированности

на-

логоплательщика с контр-

агентом».

Облегчает ли новый закон

работу налоговых орга-

нов?

Как представляется авто-

ру, да. Налоговый орган

как регистратор давно не

отвечает за достоверность

данных фирм-однодневок,

внесенных им в ЕГРЮЛ, как

администратор – за каче-

ство налогового контроля

за фирмами-однодневка-

ми. Как участник налого-

вого спора он освобожден

судом от доказывания того

обстоятельства, что на-

логоплательщик знал или

должен был знать о на-

рушениях своего контр-

агента. По сути, государ-

ство самоустраняется от

контрольных администра-

тивных функций, перекла-

дывая их на плечи самих

участников гражданского

оборота, фактически вне-

дряя принцип круговой

поруки.

Мировой опыт учит, что

экономика растет только

в странах, где предпри-

ниматели чувствуют себя

свободно, а государство

оказывает услуги за день-

ги налогоплательщиков и

для их пользы.

О том, что новый закон не

решает проблемы долж-

ной осмотрительности на-

логоплательщика, свиде-

тельствует свежий пример

из судебной практики.

Так,

налогоплательщик

оспорил (пост. АС МО от

28.12.2015 № Ф05-18124/15)

в арбитражном суде вклю-

чение его в «список небла-

гонадежных

компаний»

в Федеральном инфор-

мационном ресурсе «Ри-

ски» на сайте ФНС России

(www.nalog.ru)

в разделе

«Проверь себя и контр-

агента». Однако его требо-

вания к налоговому органу

исключить порочащую ин-

формацию о нем из обще-

доступных источников ин-

формации были отклонены

судами со ссылкой на то,

что эти действия прав на-

логоплательщика не нару-

шают: эта информация не

препятствует заключению

им

гражданско-правовых

сделок, носит характер

справочной и предназна-

чена только для принятия

должностными

лицами

налоговых органов реше-

ния о целесообразности

проведения мероприятий

налогового контроля. Вер-

ховный Суд РФ с таким вы-

водом согласился (опреде-

ление ВС РФ от 26.04.2016

№ 305-КГ16-3048).

Этот

пример

показы-

вает, что информация,

специально

предназна-

ченная для проявления на-

логоплательщиком долж-

ной осмотрительности, на

деле (когда это невыгодно

налоговому органу) ника-

кого правового значения

не имеет.

Ежегодно государство про-

возглашало

различные

меры по борьбе с фирма-

ми-однодневками.

Так, в 2015 году был принят

очередной федеральный

закон, направленный на

предотвращение создания

фирм на подставных лиц

(Федеральный закон от

30.03.2015 № 67-ФЗ). По-

ложения данного закона

вступали в силу не одно-

временно, а по частям, но

к 1 января 2016 года закон

вступил в силу полностью.

Неналоговые

законода-

тельные

предпосылки

поддержаны общесудеб-

ными ориентирами. Так,

постановление

Плену-

ма Верховного Суда РФ

(пост. Пленума ВС РФ от

23.06.2015 № 25) закре-

пило принцип достовер-

ности данных ЕГРЮЛ. Суд

подтвердил презумпцию

невиновности налогопла-

тельщика: лицо, добросо-

вестно полагающееся на

данные реестра, не знает

и не должно знать о не-

достоверности таких дан-

ных.

Изменения

налогового

законодательства в 2015

году существенно увели-

чили обязанности налого-

плательщика и расширили

права налогового органа в

ходе камеральных налого-

вых проверок по НДС.

Так, с 1 января 2015 года

налогоплательщики

до-

полнительно

обязаны

включать

в

налоговую

декларацию по НДС све-

дения, указанные в книге

покупок и книге продаж,

книгах учета выставлен-

ных и полученных счетов-

фактур.

Константин Сасов,

ведущийюрист компании

«Пепеляев Групп»,

адвокат, к. ю. н.

АВТОР СТАТЬИ:

НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ СТАЛО МЕНЬШЕ.

ПОСЛЕДСТВИЯ