Новости и аналитика Новости Критику власти отделили от действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды

Критику власти отделили от действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды

Пленум ВС РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" сформулировал выводы, которые должны учитываться при рассмотрении уголовных дел экстремистской направленности, а также дал рекомендации относительно квалификации такого рода преступлений.

В частности, суд отмечает, что в первую очередь в отношении дел об экстремизме подлежит доказыванию соответствующий мотив их совершения. Если он установлен, преступление против жизни и здоровья уже не может квалифицироваться как предусматривающее иные мотив или цель.

Подчеркивается, что преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды (либо по аналогичным мотивам в отношении какой-либо соцгруппы), следует отграничивать от деяний, совершенных на почве личных неприязненных отношений. В постановлении приведены обстоятельства, на которые следует ориентироваться для этого.

Разъясняется, что следует понимать под публичными призывами к экстремистской деятельности. ВС РФ указывает, что вопрос о публичности подобных призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (например, обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, размещение на сайтах, в блогах или на форумах).

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. При этом перечисленные действия уголовно наказуемы, только если они совершены публично или с использованием СМИ.

Пленум напомнил, что, исходя из международных актов, критика в СМИ в адрес должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц. Поэтому критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Помимо этого, в постановлении рассмотрены особенности, касающиеся иных составов преступлений экстремистской направленности.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

Читать ГАРАНТ.РУ в и