Новости и аналитика Новости Врачам хотят разрешить отступать от клинических рекомендаций при назначении лечения

Врачам хотят разрешить отступать от клинических рекомендаций при назначении лечения

 Врачам хотят разрешить отступать от клинических рекомендаций при назначении лечения
© lightfieldstudios / Фотобанк 123RF.com

В Госдуму внесен проект поправок к Закону об основах охраны здоровья граждан, предусматривающий легальный отказ от соблюдения клинических рекомендаций в ходе лечения пациента, если одновременно соблюдаются следующие условия (Проект федерального закона № 880232-8):

  • персонализированная тактика лечения (то есть с нарушением КР) обоснована сопутствующими заболеваниями пациента (учет коморбидности и полиморбидности), особенностями протекания заболевания, аномальной (дизергической) реактивностью организма, лекарственной непереносимостью, наличием жизненных показаний,
  • решение о реализации о персонализированной тактики лечения принято медицинской организацией,
  • решение о реализации о персонализированной тактики принято на основе имеющегося у врачей организации уровня квалификации, и этот уровень подтвержден квалификационными документами.

При этом в ходе такой "персонализированной" медпомощи будет разрешено оказывать пациенту медуслуги, не включенные в Номенклатуру медуслуг, и назначать лекарства и БАДы, не указанные в порядках оказания медпомощи, стандартах медпомощи, КР и протоколах лечения, если:

  • такое назначение методически обосновано,
  • назначенные лекарства и БАД зарегистрированы в РФ,
  • пациент, не понимающий в медицине, согласен на это нетрадиционное лечение, о чем выдал ИДС.

Авторы проекта поясняют, что такая формулировка разрешит врачу применить те знания, которые ему дали в конкретной образовательной организации ("врачи могут применять только те методы, которым их обучили в образовательном учреждении медицинского образования").

Фактически, это означает, что вопреки предписаниям законодателя об унификации образования (а содержание образовательных программ для ДПО медиков и фармацевтов, как и содержание ФГОС для ординатуры контролирует Минздрав) в разных медвузах будут учить "разной" медицине. Кроме того, в предложенных поправках можно усмотреть и критику концепции доказательной медицины как таковой, – ведь все клинреки составляются с учетом ее достижений, а конкретные лечебные, диагностические и превентивные указания, зафиксированные в КР, маркированы уровнями убедительности и достоверности. При этом законодательство РФ ни в коем случае не запрещает научный поиск в медицине, – однако для внедрения новых методов и схем лечения можно использовать существующие правовые механизмы (ну хотя бы экспериментальные правовые режимы).

При реализации указанной схемы неизбежно возникнут вопросы у системы ОМС (как оплачивать медуслугу, которую не предусматривает даже Номенклатура медуслуг? Как оценить качество такой медпомощи?).

Наконец, вопросы могут появиться у пациентов, – в момент лечения пациента можно уговорить на любой метод, если врач пообещает облегчение, но впоследствии пациент, и вполне справедливо, укажет на то, что не мог адекватно оценить риски отступления от КР, что может увеличить риски судебного и уголовного преследования самих медиков в связи с результатами лечения.

И это при том, что отступление от указаний КР в связи с индивидуальной непереносимостью или по жизненным показаниям – по решению врачебной комиссии – фактически и сейчас не запрещено законом.

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также: