Новости и аналитика Новости Юридическая взаимосвязь организаций не дает права на осуществление деятельности по предоставлению труда работников

Юридическая взаимосвязь организаций не дает права на осуществление деятельности по предоставлению труда работников

Юридическая взаимосвязь организаций не дает права на осуществление деятельности по предоставлению труда работников 
© billiondigital / Фотобанк Фотодженика

Согласно п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости населения осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:

  1. частные агентства занятости;
  2. другие юрлица, в том числе в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), лишь в следующих случаях:
  • заказчик таких услуг является аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
  • заказчик услуг является акционерным обществом, а направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого общества;
  • заказчик услуг является стороной акционерного соглашения, заключенного с направляющей стороной.

Причем такие юридические лица вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом (подп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости). Это правило соотносится со ст. 341.3 Трудового кодекса, в соответствии с которой особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, устанавливаются федеральным законом.

На сегодняшний день такой федеральный закон еще не принят, что заставляло нас усомниться в правомерности оказания услуг по предоставлению персонала юридическими лицами, не являющимися частными агентствами занятости (см., например, ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, Энциклопедию решений). Мнение о том, что другие юридические лица не вправе осуществлять такую деятельность до вступления в силу соответствующего закона, высказывали и представители Роструда.

В каких случаях закон разрешает работодателям временно направлять своих работников для работы у другого лица, которое не является для них работодателем, в интересах, под управлением и контролем этого лица, узнайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Тем не менее в судебной практике встречалось мнение о возможности заключения договора о предоставлении персонала между аффилированными лицами (см. постановления Тринадцатого ААС от 29 июня 2020 г. № 13АП-10714/17, Девятнадцатого ААС от 27 сентября 2019 г. № 19АП-7815/16). Такую же точку зрения высказал суд апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

В суд обратился работник, который считал, что работодатель неправильно применял положения ст. 56.1гл. 53.1 ТК РФст. 18.1 Закона о занятости о заемном труде. Работник был уволен в связи с истечением срока действия трудового договора, обусловленного завершением работ на проекте в другой организации. Считал увольнение незаконным, поскольку срок работы не может быть обусловлен прекращением обязательств работодателя со сторонними организациями.

Суд первой инстанции в иске отказал. Апелляция согласилась с судом первой инстанции и указала, что, заключая срочный трудовой договор, работодатель действовал в рамках договора о предоставлении труда работников с другой организацией, право на заключение трудовых договоров с работниками, направляемыми работодателем временно на работу к другим аффилированным юрлицам, предусмотрено ст. 56.1гл. 53.1 ТК РФ и ст. 18.1 Закона о занятости, работа объективно носила срочный характер, что исключает возможность продолжения трудовых отношений после завершения работы.

Девятый КСОЮ с такими выводами не согласился и напомнил, что с 1 января 2016 года в ТК РФ введен запрет на заемный труд, под которым понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Исключение из данного запрета составляют случаи труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) (Справка Президиума Девятого КСОЮ от 3 марта 2023 г. "Справка о работе судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в 2022 году").

Деятельность по предоставлению труда работников (персонала) могут осуществлять только две категории организаций:

  1. частные агентства занятости;
  2. другие юридические лица (в том числе иностранные), состоящие с принимающей стороной в юридических взаимоотношениях, случаи которых указаны в подп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости населения. Условия и порядок осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) работодателями, не являющимися частными агентствами занятости, устанавливается федеральным законом, который на сегодняшний день не принят.

Суд апелляционной инстанции, делая вывод о наличии у ответчика права на заключение с истцом срочного трудового договора о работе в другой организации, не исследовал вопрос о его праве на осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), на заключение договора о предоставлении труда работников (персонала), ошибочно полагая, что правомерность такой деятельности обусловлена исключительно взаимозависимостью двух организаций, являющихся аффилированными лицами. Дело направлено на новое рассмотрение.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Читайте также:

Урегулирован порядок выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов

Урегулирован порядок выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов

Напомним, что с 1 марта регулирование вопросов установления квоты для приема на работу инвалидов осуществляется Законом о занятости населения, а не Законом о социальной защите инвалидов, как ранее.

До 15 декабря 2022 года можно подать заявление на получение субсидий за трудоустройство молодежи

До 15 декабря 2022 года можно подать заявление на получение субсидий за трудоустройство молодежи

Воспользоваться данной мерой господдержки могут организации, заключившие трудовые договоры с гражданами до 30 лет, зарегистрированными в центре занятости в качестве безработных.

12 мер господдержки рынка труда: от переобучения до субсидий на молодых специалистов

12 мер господдержки рынка труда: от переобучения до субсидий на молодых специалистов

Уровень безработицы на конец марта вырос с 4,1% в январе-феврале до 4,4%. А число официально зарегистрированных безработных в России за I квартал 2022 года составило 1,1 млн человек. Росту уровня безработицы способствовали санкции, уход или приостановка работы некоторых иностранных компаний. Какие меры поддержки рынка труда уже внедрены и что еще необходимо сделать в этом направлении – в колонке нашего эксперта.

Открыт прием заявок на получение субсидии за трудоустройство молодежи

Открыт прием заявок на получение субсидии за трудоустройство молодежи

Речь идет о молодых людях без профессионального образования, соискателях в возрасте до 30 лет с несовершеннолетними детьми, гражданах с инвалидностью до 30 лет, детях-сиротах и т.д.