Новости и аналитика Новости ВС РФ отказал во взыскании средств ОМС за сверхобъемную медпомощь, поскольку отказы в перераспределении объемов медпомощи не оспаривались

ВС РФ отказал во взыскании средств ОМС за сверхобъемную медпомощь, поскольку отказы в перераспределении объемов медпомощи не оспаривались

ВС РФ отказал во взыскании средств ОМС за сверхобъемную медпомощь, поскольку отказы в перераспределении объемов медпомощи не оспаривались 
© kanvag / Фотобанк Фотодженика

Тройка судей СК ЭС ВС РФ пересмотрела дело о взыскании более 7,5 млн руб. (задолженность и пени) по договору на оказание и оплату медпомощи по ОМС.

Долг образовался в связи с неоплатой медицинской помощи, которую медорганизация оказала сверх объемов, определенных ей решением комиссии по разработке терпрограммы ОМС. СМО отказала в оплате исключительно по результатам МЭК, спорная медпомощь не экспертировалась.

Суды трех инстанций поддержали позицию медорганизации:

  • СМО могла (и даже должна была, по мнению суда первой инстанции) провести проверку объема и качества оказания услуг сверх установленного объема,
  • СМО от исполнения этой обязанности уклонилась,
  • стало быть, у СМО нет доказательств, что спорная сверхобъемная медпомощь была некачественной,
  • следовательно, следует применить правовую позицию Верховного Суда РФ, сформированную в п. 28 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2018) (утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 г.), а именно – при отсутствии доказательств того, что оказанные услуги не входят в программу ОМС, и при отсутствии фактов нарушения медорганизацией требований, предъявляемых к предоставлению медпомощи, медуслуги, оказанные сверх объема, установленного решением комиссии по разработке терпрограммы ОМС, должны признаваться попадающими под страховое обеспечение по ОМС и подлежащими оплате в полном объеме в соответствии с установленными тарифами ОМС страховой медицинской организацией.

Позднее (летом 2022 года, спустя 4 месяца после вынесения постановления судом кассационной инстанции) упомянутый п. 28 Обзора был из него исключен, а еще через месяц ВС РФ решил пересмотреть дело.

При пересмотре медорганизации было полностью отказано со ссылкой на то, что медорганизация не обжаловала отказы теркомиссии в перераспределении объемов медпомощи:

  • согласно ч. 6 ст. 39 Закона об ОМС оплата медпомощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медорганизацией реестров счетов и счетов на оплату осуществляется в соответствии с порядком оплаты медпомощи по ОМС, установленным правилами ОМС. Применительно к спорному периоду такой порядок был установлен в Правилах ОМС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н, и по п. 123 Правил ОМС оплате за счет средств ОМС подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный на год с поквартальной разбивкой и обоснованной последующей корректировкой;
  • при этом оплата медпомощи сверх объемов, установленных Комиссией, для СМО является нецелевым расходованием средств ОМС, за которое в отношении СМО предусмотрены санкции в виде уменьшения финансирования на 100% суммы нецелевого использования средств и штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;
  • исходя из смыслового содержания ч. 6 ст. 39 Закона об ОМС и аналогичных положений, воспроизведенных в п. 110 Правил ОМС, оплата медпомощи, оказанной застрахованному лицу, за пределами объемов, установленных решением Комиссии, не предусмотрена;
  • размер исковых требований в данном деле состоит из стоимости медпомощи, предъявленной сверх объёмов предоставления медпомощи за период с января по сентябрь 2017 г., уменьшенной на сумму, выделенную медорганизации дополнительно Комиссией в связи с корректировкой объёмов, о чём были заключены дополнительные соглашения к договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (октябрь – ноябрь 2017 г.), и стоимости медицинской помощи, предъявленной сверх объёмов за декабрь 2017 г.;
  • таким образом, законодательством предусмотрены необходимые правовые инструменты для взаимодействия участников программы ОМС – сторон соответствующего договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и для обоснованной корректировки распределенного Комиссией объема медпомощи;
  • поскольку принятие решений по распределению объемов предоставления медпомощи, их оперативной корректировке, распределению финансовых средств между СМО и между медорганизациями относится к полномочиям Комиссии, то истец-медорганизация вправе была своевременно обжаловать имевшие место отказы Комиссии в выделении дополнительных объёмов медпомощи и финобеспечения;
  • из судебных актов следует, что подобный механизм медорганизация не использовала, решения Комиссии не обжаловала, условия действующего договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в установленном порядке не пересматривались и не изменялись применительно к спорному превышению объема медпомощи по терпрограмме ОМС и в отличие от иных случаев скорректированных объемов в 2017 года;
  • ошибочно считая, что предъявление к оплате реестров счетов и счетов на оплату медпомощи, виды которой входят в терпрограмму ОМС, являются достаточным основанием для возложения на СМО обязанности её оплатить (то есть применив действующий п. 28 Обзора судпрактики ВС РФ № 4 за 2018 год), суды не применили нормы права в их правильном истолковании и оставили без внимания также то, что факт оказания застрахованному лицу медпомощи в медицинской организации, согласно абз. 9 п. 67 Порядка организации и проведения контроля, подтверждается первичной медицинской документацией, которая истцом не предъявлялась ни страховой медицинской организации, ни суду (Определение Верховного Суда РФ от 31 августа 2022 г. № 302-ЭС22-6708).
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Читайте также:

Как связаны неприменение учреждением ряда форм "первички" и нецелевые траты по ОМС?

Как связаны неприменение учреждением ряда форм "первички" и нецелевые траты по ОМС?

Суд оценил, в частности, расходы учреждения на обслуживание программного комплекса для ведения бухгалтерии.

Восстановленные до конца года средства ОМС не могут рассматриваться как "нецелевка"

Восстановленные до конца года средства ОМС не могут рассматриваться как "нецелевка"

Суды двух инстанций не поддержали ТФОМС, который считает, что законодательство не предусматривает возможность восстановления медорганизацией денежных средств на ее лицевом счете, но обязывает возвратить "нецелевку" в бюджет фонда.

Можно ли за счет ОМС купить бутилированную воду и оплатить штрафы?

Можно ли за счет ОМС купить бутилированную воду и оплатить штрафы?

ТФОМС признал такие расходы нецелевыми, суд с ним согласился.