Новости и аналитика Новости Владельцам аппаратов лазерной эпиляции не удается оспорить штрафы за работу на аппарате без медлицензии

Владельцам аппаратов лазерной эпиляции не удается оспорить штрафы за работу на аппарате без медлицензии

Владельцам аппаратов лазерной эпиляции не удается оспорить штрафы за работу на аппарате без медлицензии
AerialMike / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации в очередной раз отказался пересматривать дело об осуществлении медицинской деятельности без соответствующей лицензии – в отношении ИП, оказывающих в салоне красоты услуги по лазерной эпиляции. Необходимость наличия лицензии суды обосновали ссылками:

  • на Перечень медуслуг, составляющих медицинскую деятельность (в части услуги "косметология"), и Номенклатуру медуслуг (в части "проведения эпиляции", код A14.01.013),
  • на национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 31581-2012 "Лазерная безопасность. Общие требования безопасности при разработке и эксплуатации лазерных изделий",
  • а также позицию ВС РФ, изложенную в решении от 10 октября 2019 г. № АКПИ19-639, о возможности "безлицензионной" эпиляции только в части услуг по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом.

При этом суды отметили, что отнесение эпиляции к СПА-услугам по ГОСТ Р 55321-2012ГОСТ Р 57137-2016 не исключает их одновременное отнесение к простым медицинским услугам (Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2022 г. № 304-ЭС21-28359).

Чуть ранее другая бизнес-леди (оба случая – из Омска) пыталась оспорить в Конституционном Суде РФ ряд положений Закона об основах охраны здоровья граждан, поскольку те "позволяют произвольно признавать медицинскими услугами, оказание которых требует лицензии, услуги по лазерной эпиляции".

КС РФ не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению:

  • оспариваемые нормы, определяющие соответственно понятия медуслуги, медвмешательства и меддеятельности, не предполагают произвольного отнесения той или иной услуги к числу медицинских услуг, относящихся к подлежащей лицензированию медицинской деятельности. Следовательно, данные законоположения носят общий характер и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте;
  • оценка же обоснованности отнесения услуг по лазерной эпиляции к числу медицинских услуг не относится к полномочиям Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 28 декабря 2021 г. № 2930-О).

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также:

Сокращение срока выдачи медлицензии, лицензирование психотерапии и другие изменения: обновлено постановление Правительства РФ № 852

Сокращение срока выдачи медлицензии, лицензирование психотерапии и другие изменения: обновлено постановление Правительства РФ № 852

С 1 марта положение о лицензировании медицинской деятельности будет действовать в новой редакции.

С 1 марта – новые формы документов, используемых в процессе лицензирования медицинской деятельности

С 1 марта – новые формы документов, используемых в процессе лицензирования медицинской деятельности

В частности, это уведомления о необходимости устранения нарушений, о предоставлении лицензии и об отказе в предоставлении лицензии и т. п.

Минздрав России напомнил о "льготном" фармлицензировании сельских ФАП

Минздрав России напомнил о "льготном" фармлицензировании сельских ФАП

Например, о том, что подтверждать наличие у работников соискателя лицензии дополнительного профобразования в части розничной торговли препаратами больше не нужно.

ФАС России проинформировала о размерах надбавок к ценам на ЖНВЛП в субъектах РФ по состоянию на апрель

ФАС России проинформировала о размерах надбавок к ценам на ЖНВЛП в субъектах РФ по состоянию на апрель

Размеры сведены в таблицу, которая разбита по федеральным округам, а внутри округов – по субъектам РФ.