Новости и аналитика Новости Закон о госконтроле изменили за полмесяца до вступления в силу

Закон о госконтроле изменили за полмесяца до вступления в силу

Закон о госконтроле изменили за полмесяца до вступления в силу
marketing.lasers@ya.ru / Depositphotos.com

Новый Закон о госконтроле в РФ (вступает в силу с июля этого года) подвергся правкам, причем далеко не косметическим (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). В частности:

  • контрольную закупку разрешено проводить без видеозаписи и без понятых, если проводят ее сразу два инспектора. Кроме того, разрешены внезапные контрольные закупки без решения о проведении закупки, если инспектор, проводя выездное обследование (оно вообще проводится без решения) выявит признаки нарушений обязательных требований. Таким образом не исключены ситуации, когда контрольная закупка – без решения о ее проведении, без понятых, без видеозаписи, без отражения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (потому что обследование в реестр можно не вносить, а закупку можно внести позже, не говоря о том, что согласно правилам внесения сведения в реестр КНМ, информация о ней может быть "видна" только на следующий день после окончания закупки), – проведена и даже является законной;
  • о внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях (КНМ), которые проводятся в связи с угрозой причинения вреда, проверяемое лицо можно не предупреждать;
  • акт по итогам выборочного контроля составляется не в течение суток после получения результатов экспертизы, обследования, исследования образцов (так предусматривалось ранее), а в течение 15 рабочих дней после получения результатов;
  • срок проведения рейдового осмотра увеличен до 2-х недель (10 рабочих дней), правда, "внутри" рейдового осмотра инспекторы не вправе взаимодействовать с каждым из проверяемых лиц дольше одного рабочего дня;
  • для мониторинга безопасности будут использовать не только сведения из различных ГИС, но и: любые сведения из сети "Интернет", любые общедоступные данные, данные, полученные с автоматических фото- и видеокамер, а также данные, получаемые с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. По итогам мониторинга безопасности инспектор вправе будет выдать не только предостережение, но и – сразу - предписание (если это разрешено законом о виде контроля);
  • мониторинг безопасности и выездное обследование (то самое, которое может внезапно перетечь в контрольную закупку) могут проводиться любыми надзорными органами, и об этом не стоит даже упоминать в положении о виде контроля;
  • во время выездного обследования (в первоначальной редакции закона оно предполагало простую "визуальную оценку") можно проводить целых 5 надзорных действий: осмотр, отбор проб, инструментальное обследование (но строго под видео), испытание и даже экспертизу. Напомним, обследование могут провести инспекторы абсолютно всех "надзорных" профилей вне связи с текстом положения о "своем" виде контроля, без решения о проведении и без предварительного отражения в реестре КНМ, и всегда – тайно. Правда, по его итогам нельзя выдать предписание и нельзя остановить деятельность проверяемого лица;
  • разрешается устанавливать (в положениях о виде надзора) такие случаи, когда "в обмен" на исполнение предписания против проверяемого лица не возбуждается дело об административном правонарушении;
  • извещать проверяемых лиц (кроме граждан-не ИП) о чем-либо "посредством средств связи" больше (с 2024 года, если не будет отдельно установлено иное) не собираются - весь обмен информацией исключительно через реестр КНМ и ЛК на портале госуслуг/региональном портале госуслуг. Если проверяемый не идентифицирован в ЕСИА, то его будут информировать по тому E-mail, который был представлен надзорному органу или указан при госрегистрации ЮЛ, ИП. Гражданину-не ИП документы отправят на бумажном носителе, но только в двух случаях, – если он сам об этом попросил, или у него нет профиля на портале госуслуг;
  • проверочные листы больше не общеобязательны – они применяются только там, где укажет Правительство РФ, и то – лишь с марта 2022 года (ранее предусматривалось их обязательное применение при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки);
  • уточнены основания для выдачи предостережения – при этом обязательные правила могут быть уже нарушены, однако нет подтвержденных данных о вреде, причиненном этим нарушением, либо угрозе вреда;
  • введено дополнительное основание для проведения внеплановых проверки/ инспекционного визита, – по заявлению самого проверяемого, если ранее в рамках процедур подтверждения соответствия у него обнаружили нарушения, и оно само их исправило;
  • отменено досудебное обжалование решения об отнесении объектов контроля к категориям риска и включении их в план проведения плановых КНМ;
  • заметно смягчены требования к СРО, чьи "внутренние" результаты контроля за своими членами признаются госорганами и полностью отменяют проверки, – новая редакция Закона о госконтроле фактически передала на откуп отраслевиков все критерии отбора таких СРО;
  • из-под действия Закона о госконтроле выведены контроль в сферах технического "шпионажа", безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры и техзащиты информации, контроль госконтрактов на НИОКР; лесная охрана, а также санитарный, пожарный, энергетический, строительный и некоторые иные виды надзора, если они осуществляются на оборонных и прочих "силовых" объектах;
  • контроль за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с ТКО, напротив, будет подчиняться требованиям Закона о госконтроле;
  • установлено, что разъяснения по вопросам применения Закона о госконтроле должен давать тот федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в соответствующей области госконтроля;
  • в перечень объектов контроля добавлены компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, в том числе не находящиеся в чьем-либо владении / пользовании;
  • введен новый режим госконтроля – постоянный рейд.

Кроме этого, в текст закона внесены менее концептуальные правки – всего коррекции подверглись почти 50 статей Закона о госконтроле из 98.

Документы по теме:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Читайте также:

Разработан проект порядка госконтроля за обработкой персональных данных

Разработан проект порядка госконтроля за обработкой персональных данных

В случае принятия документа он будет применяться с 1 июля.

Банк России разработал проект указания для БКИ о методике расчета индивидуальных кредитных рейтингах физических лиц

Банк России разработал проект указания для БКИ о методике расчета индивидуальных кредитных рейтингах физических лиц

Индивидуальный рейтинг будет доступен гражданину вместе с кредитным отчетом.

Очередные поправки к Инструкции № 33н изменят порядок формирования четырех отчетов

Очередные поправки к Инструкции № 33н изменят порядок формирования четырех отчетов

Общественное обсуждение проекта приказа Минфина России, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, закончится 21 мая.

Выплаченную руководителю учреждения премию суд может признать незаконной

Выплаченную руководителю учреждения премию суд может признать незаконной

В итоге руководителю учреждения придется вернуть на счет учреждения более 500 тыс. руб.