Самые заметные новости октября для бухгалтера бюджетной сферы
stock.sokolov.com.ua / Depositphotos.com |
Пожалуй, наиболее значимым событием для бухгалтера в октябре является отчет за 9 месяцев. Тем более, что впервые в этом году показатели всех форм, входящих в состав квартальной отчетности, отражались в полном объеме. Неудивительно, если за всем этим вы не успевали следить за нашей новостной лентой. Мы напомним о самых важных нововведениях октября, которые нужно учесть в работе:
1. Новое в бухгалтерском и бюджетном учете: масштабные изменения в Инструкции № 157н
17 октября вступила в силу обновленная редакция Единого плана счетов и Инструкции № 157н по его применению. Масштабные изменения внесены приказом Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 198н. Поправки вводятся в действие в два этапа: одни из них нужно внедрить в текущем году и отразить в отчетности за 2020 год, другие будем применять при формировании учетной политики и ведении учета начиная с 2021 года. Так, например, уже в этом году доходы будущих периодов следует отражать на аналитических счетах обособленно исходя из даты их последующего признания в доходах текущего или последующих годов. Для этого введены два новых субсчета к счету 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов". Целый ряд новых балансовых и забалансовых счетов появился в связи с началом применения некоторых федеральных стандартов бухучета. Еще ряд поправок призван закрепить в Инструкции правила учета, которые учреждения в отношении определенных операций уже применяли в течение последнего времени, руководствуясь федеральными стандартами, системными письмами и разъяснениями Минфина России. Речь, в частности, об учете БСО, сувениров и подарков, а также имущества в пользовании работников, учитываемого на забалансовом счета 27.
Подробнее обо всех изменениях в Инструкции № 157н – в специальном Обзоре.
2. Новое в бюджетной классификации: другой КВР для "коммуналки", уточнение АнКВД для налога на прибыль, новые увязки кодов
2.1. При подготовке плановых документов на 2021 год необходимо руководствоваться в том числе Порядком применения КБК № 85н с учетом поправок, утвержденных приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 98н, вступившим в силу 6 октября. Среди ключевых нововведений данного приказа в части КВР – специальный код вида расходов 247 "Закупка энергетических ресурсов", по которому с 2021 года будем отражать потребление энергетических и/или коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения, и некоторые иные расходы, которые сегодня учитываются по КВР 244. В части доходных КБК уточнено назначение АнКВД 180 "Прочие доходы". По данному коду доходов БУ и АУ должны будут отражать не только уплату налога на прибыль и налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль), но и их начисление. Помимо этого, скорректировано назначение некоторых подразделов бюджетной классификации, введены новые КБК для доходных поступлений в бюджет.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Об этих и других новшествах в Порядке № 85н читайте здесь.
2.2. Внесены поправки и в Порядок № 207н, устанавливающий применение кодов бюджетной классификации, относящихся к федеральному бюджету. Перечни дополнены целым рядом новых КБК, кодами аналитической группы подвидов доходов и направлениями расходов. Появление многих из них, как и прежде, обусловлено необходимостью учета доходов и расходов федерального бюджета, возникших в рамках борьбы с распространением COVID-19 и последующими антикризисными мерами.
2.3. В октябре Минфин России обновил некоторые таблицы соотношений кодов бюджетной классификации. Так, в Таблице соответствия разделов/ подразделов и КВР, применяющихся для региональных бюджетов в 2020 году, появились новые увязки КБК для отражения субсидий, грантов и межбюджетных трансфертов. Каких подразделов это коснулось – смотрите здесь.
Скорректирована и аналогичная Таблица увязок разделов/ подразделов и КВР на 2021 год. Но здесь изменений гораздо больше, причем по многим подразделам как добавлены новые сочетания кодов, так и исключены ранее предложенные.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год дополнена новой увязкой КВР 313 с КОСГУ 265. Такое же сочетание кодов добавлено и в аналогичную Таблицу КВР и КОСГУ на 2021 год. Помимо названной увязки, на следующий год предусмотрен еще ряд новых соотношений, появление которых связано с планируемыми изменениями в части бюджетной классификации-2021. Какие увязки станут нововведением в 2021 году, а какие уже исключены из Таблицы-2021, узнайте здесь.
3. Новое в бухгалтерской и бюджетной отчетности: годовых форм станет меньше, а Справку (ф. 0503125) нужно сформировать на 1 ноября
3.1. Согласно поправкам, внесенным в Инструкцию № 33н вступившим в силу 6 октября приказом Минфина России от 30 июня 2020 г. № 127н, в составе комплекта годовой отчетности бюджетным и автономным учреждениям больше не придется сдавать Сведения о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).
3.2. А 13 октября начал действие приказ Минфина России от 2 июля 2020 г. № 131н, который скорректировал состав годовой отчетности казенных учреждений и финорганов. Так, по итогам 2020 года казенным учреждениям уже не придется сдавать Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162) – эта форма исключена из состава Пояснительной записки (ф. 0503160). .
3.3. Согласно совместному письму Минфина России и Казначейства в составе ежемесячной отчетности за октябрь текущего года главные администраторы средств федерального бюджета и финорганы субъектов РФ в срок до 1 декабря должны представить Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), сформированные нарастающим итогом по состоянию на 1 ноября 2020 года. Соответственно, финорганы затребуют данные у региональных и муниципальных ГРБС, а те в свою очередь – у подведомственных казенных учреждений.
4. Новое в части финобеспечения учреждений: особый порядок исполнения ЛБО-2020 и госзадания-2020
4.1. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2020 г. № 1562 до 31 декабря 2020 года включительно приостановлено действие п. 10, абз. 1 п. 10.1, п. 12 и подп "б" п. 26.2 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. № 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета". При этом установлено, что получатели средств федерального бюджета принимают в 2020 году бюджетные обязательства, связанные с заключением контрактов, в соответствии с доведенными до них лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год не позднее 25 декабря текущего года.
4.2. Если федеральное, государственное или муниципальное учреждение в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции было вынуждено приостановить деятельность, даже частично, то установленное ему на 2020 год государственное/ муниципальное задание не может быть признано невыполненным даже в случае недостижения или превышения допустимых отклонений показателей. Установивший такие особенности Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 327-ФЗ уже вступил в силу.
5. Новое в оформлении платежных поручений: с 2021 года меняется порядок заполнения некоторых полей документа
Приказом Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 199н внесены изменения в Правила заполнения некоторых полей платежного поручения при уплате налоговых и иных платежей в бюджет. Нововведения начнут применяться с разных дат 2021 года. .
Кроме того, с 1 января 2021 года будет осуществлен переход на новую систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ в системе казначейских платежей. На практике это означает, что с указанной даты при заполнении платежных поручений на уплату налогов в реквизите 15 налогоплательщикам предстоит указывать новый номер счета банка получателя средств. Это номер, который с 2021 года будет входить в состав единого казначейского счета (ЕКС).
О новых реквизитах казначейских счетов в вашем регионе, о сроках переходного периода на новый порядок и о других нюансах заполнения платежных поручений в следующем году – в нашем специальном Обзоре.
6. Новое в КоАП: ужесточили наказание за нарушение порядка хранения документов
15 октября Президент РФ подписал Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 341-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", ужесточающий административную ответственность за нарушение правил хранения архивных документов, предусмотренную ст. 13.20 КоАП. С 26 октября штраф для должностных лиц вырос в 10 раз, одновременно с этим появилось и ранее не предусмотренное КоАП РФ наказание для юридического лица. Какие санкции введены для учреждений и их должностных лиц – в новостном материале.
7. Новое решение по ключевой ставке: применяем при расчете пени, неустоек и компенсаций
Совет директоров ЦБ РФ не стал менять ключевую ставку. С 27 июля она составляет 4,25% годовых и пока останется на том же уровне.
Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при расчете, в частности:
- пеней по налогам, сборам, взносам;
- компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
- процентов за пользование чужими денежными средствами, и др
8. "Коронавирусные" стимулирующие выплаты: регионы получат целевые МБТ и в октябре
Постановлением Правительства России от 7 октября 2020 г. № 1621 продлены на октябрь стимулирующие выплаты медикам, а также водителям "неотложек", которые работают с COVID-19. Речь идет о выплатах по Постановлению № 484 – они выплачиваются за факт работы с пациентами, зараженными 2019-№CoV. Из федерального бюджета на эти цели субъектам РФ будут выделены дополнительные средства.
9. Новые позиции судебных инстанций, на которые стоит обратить внимание
Анализ судебной и арбитражной практики помогает аргументированно отстоять свою точку зрения в спорах с проверяющими и оценить риски наступления негативных последствий при проверках. Предлагаем учесть опыт тех, кто столкнулся с претензиями контролирующих органов и дошел в своем споре до высшей судебной инстанции.
9.1. Работник не отчитался за подотчетные средства и не вернул их – удержите НДФЛ!
Постановление АС Северо-Западного округа от 15 октября 2020 № Ф07-11092/20
Не израсходованные на нужды организации и не возвращенные подотчетные средства, оставшиеся в распоряжении работников организации, при отсутствии документов, подтверждающих расходование этих денежных средств, являются доходом физлиц и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ, а также являются объектом обложения страховыми взносами. К такому выводу пришли судьи на трех уровнях рассмотрения дела. Важно, что аналогичная позиция уже неоднократно была озвучена ВАС РФ, подтверждена в 2020 году в определении Верховного Суда РФ и принята на вооружение и ФНС России.
Подробно об этом деле читайте здесь.
Напомним также, что с 2020 года действует поправка в п. 9 ст. 226 Налогового кодекса, согласно которой в случае, если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физлица, но не сделал этого, то доначисленный налог придется уплатить в бюджет налоговому агенту за счет собственных средств.
9.2. Покупка лекарств с истекающим сроком годности не является "нецелевкой" средств ОМС!
Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. № 310-ЭС20-14519
Постановление Двадцать первого ААС от 6 октября 2020 г. № 21АП-2360/20
Если медучреждение бесплатно передало лекарства с истекающим сроком годности другому учреждению, то ТФОМС не вправе требовать восстановления средств ОМС, за счет которых были приобретены эти лекарства: действия по неиспользованию препаратов с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС. Такая правовая позиция, поддержанная Верховным Судом РФ, сформулирована по делу о взыскании "нецелевых" средств ОМС. Кстати, к такому выводу высшая судебная инстанция уже приходила весной этого года.
Заметим, что данную позицию Верховного Суда РФ уже успел применить при рассмотрении схожего дела один из судов апелляционной инстанции. И на этот раз медучреждение так же списало препараты в связи с истечением срока годности. Такое решение могло дорого обойтись больнице, ведь, по мнению ревизоров, приобретение медикаментов необходимо было производить с учетом предварительного планирования, расчета потребности и срока годности приобретаемых лекарственных препаратов. Примечательно, что в этом случае ревизоры обвинили учреждение и в том, что оно не осуществило передачу лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в иную медицинскую организацию с целью их использования по назначению.
Подробнее обе ситуации рассмотрены здесь.