Новости и аналитика Интервью Нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования

Нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования


Ожидается принятие Экологического кодекса

Об этом сообщил во время интернет-конференции ИА "ГАРАНТ" руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сергей Иванович Сай. Сейчас проект кодекса разрабатывается в Министерстве природных ресурсов. Помимо кодекса, призванного определить направления государственной политики в сфере природопользования, для эффективной деятельности органов надзора необходимо также принятие федеральных законов об экологической экспертизе и об особо охраняемых территориях.

По словам С.И. Сая, процесс создания Федеральной службы еще не закончен. Об этом свидетельствуют такие организационные проблемы, как, например, отсутствие четкой схемы разграничения полномочий между различными природоохранными ведомствами, в частности Росприроднадзором и Ростехнадзором. Дублирование функций должно было быть исключено в конце 2004 года согласно постановлению Правительства N 401. "Однако нормативные документы до сих пор не приняты, хотя работа над ними ведется", - заключил глава Росприроднадзора.

Оценивая правоприменительную деятельность Росприроднадзора, С.И. Сай затронул тему судебной практики по делам об административных нарушениях в сфере природопользования. По его словам, необходимо ужесточать меры ответственности, так как нарушений не становится меньше, а для некоторых природопользователей заплатить штраф оказывается проще, чем устранять последствия своей противозаконной деятельности. С.И. Сай сообщил, что суды рассмотрели в общей сложности 790 дел, связанных с охраной природы, и две трети решений вынесено в пользу Росприроднадзора и его подведомственных организаций.


Интернет-конференция
Руководителя Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования

25 октября 2005 г. в 10:00 в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция с Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Саем Сергеем Ивановичем.

Тема конференции: "Нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования".

Конференция проведена компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Начинаем интернет-конференцию с Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Саем Сергеем Ивановичем.

Территория Российской Федерации богата природными ресурсами, которые являются общенародным достоянием. Одна часть природных ресурсов (нефть, уголь, золото и т.п.) ограничена, их запасы велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования их рационального потребления. Другая часть природных ресурсов (земля, лес, вода, рыбные запасы, растения и т.п.) имеет способность к восстановлению, и главная задача государственной власти - обеспечить как рациональное использование, так и восстановление этих природных ресурсов на благо будущих поколений.

В настоящее время в части законодательного регулирования природопользования возникает множество проблем. Не всегда существующие нормы, регулирующие отношения в области природопользования, оказываются достаточно эффективными. Учитывая изменения, периодически происходящие в смежных отраслях права (налоговом, бюджетном, экологическом и других), актуальными являются и вопросы совершенствования законодательства в области природных ресурсов.

Сегодня в ходе интернет-конференции мы попросим Сергея Ивановича ответить на вопросы интернет-аудитории, касающиеся законодательного регулирования в сфере природопользования.

Добрый день, Сергей Иванович! Разрешите задать Вам первый вопрос.

Сай С.И.:

Спасибо, Евгений Вячеславович. Добрый день, уважаемая интернет-аудитория.

Ведущий: К началу конференции поступило достаточно много вопросов. Как Вы можете оценить в настоящее время эффективность управления природными ресурсами с учетом интересов Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления? Спрашивает Комарова Зинаида (Зеленоград).

Сай С.И.:

Если ответить одним словом, то я оцениваю эффективность управления природными ресурсами неудовлетворительно. В общем, система управления, и в частности тот сегмент системы управления, за который отвечаю я, состояние контрольно-надзорных функций, тоже не является в настоящее время удовлетворительной. Может быть, одной из причин, по которой я три с небольшим месяца назад дал согласие возглавить эту службу, как раз и было то, что состояние природопользования в таком виде находится, что требует некоторых усилий по созданию системы надзора в области природопользования. Что касается второй части этого вопроса, то надо сказать, что природопользование не имеет границ, природа едина. Что касается системы управления, то совершенно очевидно, что в системе управления в равных условиях должны участвовать как местное самоуправление, так и субъекты Федерации, и сама Федерация. Может быть, именно поэтому я попросил бы обратить внимание, что орган, который я возглавляю, называется, скажем, не государственная служба по контролю, а Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. То есть надзор включает всю систему, в том числе не только юридических лиц, не только граждан, но и субъекты Федерации, местное самоуправление и само государство.

Ведущий: Вопрос задает Жданова Татьяна из Москвы. Существует ли нормативное закрепление понятия "природопользование" и как звучит его определение?

Сай С.И.:

В настоящее время термин "природопользование" не закреплен в нормативных правовых актах Российской Федерации. Но при определении понятия 'природопользование' необходимо руководствоваться статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в которой определены понятия "природная среда", "компоненты природной среды", "природные объекты", "природные ресурсы", "использование природных ресурсов" и т.д. То есть, исходя из смысла этой статьи, природопользование - это пользование землей, недрами, почвами, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным, животным миром и иными организмами, а также озоновым слоем атмосферы и околоземным космическим пространством, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существовании жизни на Земле, а также естественными экологическими системами, природными ландшафтами и составляющими их элементами, сохранившими свои природные свойства или измененными в результате хозяйственной и иной деятельности, созданными человеком, обладающими свойствами природного объекта и имеющими рекреационное и защитное значение. Вот видите, как сложно, получилось. Надо сказать, что я не знаю, чем продиктован этот вопрос, он у меня вызывает удивление. Но это общая проблема любых дефиниций. Если, скажем, в математике, когда мы договариваемся об аксиоматике определенной, легко понимать, то в такой социальной сфере, где мы пользуемся законодательными актами, всегда требуется большая работа по созданию соответствующих комментариев, описаний, и только таким образом можно конкретизировать то понятие, такой сложный объект, как природопользование.

Ведущий: Чем вызвано слияние трех управлений по ЦФО, Москве и Московской области в единое Региональное управление Росприроднадзора по ЦФО МПР России? Этот вопрос поступил из Ростова от Михалева Сергея.

Сай С.И.:

Я могу сказать вам совершенно откровенно, что этот шаг, носит, скорее, вынужденный характер. Вот только что я отвечал на предыдущий вопрос и зачитал, что из себя представляют окружающая среда и ее элементы. Только одно перечисление заняло у меня достаточно долгое время. Вы понимаете, что тот ресурс, которым обладает Росприроднадзор, и объем тех задач, которые стоят перед ним и которые требуется решать, несопоставимы. Поэтому в этой ситуации один из способов решения - это добиваться оптимизации структурных элементов. И в данном случае объединяя территориально Московскую область, Москву и Управления по Центральному округу, мы добиваемся того, что сокращаем все издержки, связанные с содержанием определенного аппарата - бухгалтерии и т.д. Это позволяет нам увеличить некоторым образом количество инспекторов, то есть тех, кто непосредственно должен заниматься работой на земле. Это - с одной стороны. С другой - не буду от вас скрывать - в этом есть  определенная логическая схема. Я, отвечая на первый вопрос, сказал, что природа не имеет границ административного характера. Объектом нашего управления являются территории, которые не всегда подчинены административным границам. Скажем, если мы занимаемся геологической средой, то это нефтегазоносная или металлургическая провинция. Если это природная среда - например, определенные ландшафтные природные условия, тундра, еще что-то, - то зачастую объекты управления не связаны напрямую с административной границей. Другое дело, что ответственность, которую несут люди, проживающие на этих территориях, находится в рамках определенных административных единиц, и в том числе сами административные единицы должны нести ответственность.

Ведущий: Вопрос из Челябинска от Шиловой Надежды Константиновны. Какие в настоящее время первоочередные задачи Росприроднадзора и перспективы дальнейшей деятельности Вы можете определить? И здесь же можно задать вопрос, который прислал Журков Роман из Москвы: Существует ли целевая программа или некая концепция развития органов Росприроднадзора, или такие документы только предполагается разрабатывать?

Сай С.И.:

Росприроднадзор не существует как некая система вне проблем государства, как некоторая обезличенная функция контроля или надзора за чем-то, происходящим с природной средой. Она существует в системе координат - прежде всего экономических. Экономические приоритеты сегодняшнего нашего государства определяются тем, что благополучие государства, прежде всего, зиждется на том, что мы активно используем наши природные ресурсы, недра. И совершенно очевидно, что из этого вытекает приоритетная задача, а именно - контроль за недропользованием. Я могу сказать, что, назначая меня Руководителем Росприроднадзора, министр и Председатель Правительства первоочередной задачей ставили именно контроль за недропользованием. То есть необходимо сделать этот контроль эффективным. Проблемы, которые существуют здесь, общеизвестны. Если говорить о стратегической задаче, которая стоит в этой области, - это обеспечение рационального использования природных ресурсов. Вот главная задача, которая стоит перед Министерством природных ресурсов Российской Федерации, и нужно сказать, что не всегда мы рационально используем природные ресурсы. В целом ряде случаев просто-напросто идет хищническая добыча полезных ископаемых. Мы можем привести примеры таких крупных месторождений, как Самотлор, которое, по сути дела, было загублено, были сняты сливки и потеряны для общества,для поколения и для экономики государства потенциальные возможности для освоения будущих поколений. Поэтому, еще раз повторюсь, приоритетная задача - это организация соответствующего контроля и надзора, прежде всего, в области недропользования. Другие сегменты не менее важны - если мы посмотрим постановление Правительства России N 400, на основе которого действует Росприроднадзор, то одной из функций является контроль в области экологии. Инструменты, которыми мы пользуемся, - это государственная экологическая экспертиза, и тут есть над, чем работать. Я думаю, все люди, которые пытались решать свои проблемы какой-то активностью, связанной со строительством, уже сталкивались с этими проблемами - это контроль в области лесопользования, контроль в области водопользования. Все эти задачи являются приоритетными. Что касается того, каким образом оформлено вот это все и существует ли специальная целевая программа, то, к сожалению, должен сказать, что специальной федеральной целевой программы в этой области у государства нет, но поставлена задача по подготовке ведомственной программы. Это один из новых элементов, который предлагается теперь Правительством РФ. Каждое ведомство может иметь свои ведомственные программы по реализации тех задач, которые стоят перед ними. И в данном случае нами готовится ведомственная программа по созданию комплексной системы контроля в области природопользования. Первый проект этой ведомственной программы уже подготовлен и в течение 2006 года в общем порядке будет рассматриваться, чтобы уже в 2007 году все финансирование, регулирование и управление шло через программные элементы.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии Росприроднадзора с другими органами государственной власти: по каким направлениям оно осуществляется, какова эффективность такого сотрудничества? Интересуется Воскресенский Сергей из Тулы.

Сай С.И.:

К сожалению, ситуация с Росприроднадзором находится в стадии становления. Я думаю, что человек, который задавал этот вопрос, видимо, является в курсе тех проблем, которые существуют у государства. Это отсутствие ясного и четкого разграничения между деятельностью, например, Ростехнадзора и Росприроднадзора. Дальше - целый клубок проблем. Так, 6 октября вышло постановление Правительства N 600, которое утверждает положение о контроле в области лесопользования, где все поручается федеральной службе Росприроднадзора, которую я возглавляю, при этом никаких ресурсов не предоставляется. Поэтому, прежде чем ответить на главное содержание этого вопроса - о взаимодействии, я хотел бы констатировать, что вопрос создания самой службы как таковой еще не закончен. Это объективные обстоятельства, позволяющие в полной мере реализовывать взаимодействие. Как вы понимаете, любая деятельность государственного инспектора по надзору в области природопользования заканчивается созданием соответствующего документа и при случае фиксации определенных нарушений этот документ либо штрафные санкции отправляется в Природоохранную прокуратуру и в суд. То есть, главным образом, структуры, с которыми происходит взаимодействие при непосредственной технической работе, - это прокуратура, судебные органы, налоговые органы. В то же время совершенно очевидно, что мы не можем работать, не контактируя постоянно с такими органами, как Роснедра, Рослесхоз, Росводресурс, Роснедвижимость, Росимущество. Вот основные наши коллеги, с которыми в настоящее время в той или иной мере подготовлены документы-соглашения или протоколы взаимодействий, которые в ближайшее время будут реализовываться, наполняться содержанием.

Ведущий: Из Самары от Гончарова Романа пришел вопрос. Каким образом Росприроднадзор сотрудничает с общественными организациями по охране природы?

Сай С.И.:

Деятельность Росприроднадзора на самом острие общественного внимания, всегда сопряжена с конфликтом интересов отдельных социальных групп, государства и граждан и направлена на реализацию полномочий государства по обеспечению законности и правопорядка в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В связи с этим взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации является важной частью не только информационного обеспечения службы и результатов ее деятельности, но и важной составляющей при создании имиджа и авторитета службы. Представители Greenpeace, WWF, IFAW и других общественных природоохранных организаций осуществляют плодотворное систематическое сотрудничество. Так, в августе этого года они принимали участие в проверке соблюдения природоохранного законодательства на озере Байкал, проводимой Росприроднадзором. Представители фонда дикой природы являются членами комиссии Росприродназора по рассмотрению материалов на получение разрешительных документов в области сохранения биологического разнообразия. Мнение общественных организаций по охране природы учитывается при проведении государственной экологической экспертизы. Росприроднадзор реагирует и принимает меры по всем обращениям экологических организаций по фактам нарушения природоохранного законодательства.

Ведущий: Наделяев Станислав Владимирович из Мурманска спрашивает. Когда и как будет исполнен пункт 3 постановления Правительства РФ 2004 года N 401? Не кажется ли Вам целесообразным объединить весь государственный экологический контроль в одних руках, а не дробить его по направлениям: вода - у Росприродназора, техногенное воздействие на воду - у Ростехнадзора, нормативы ПДС - у Ростехнадзора, а контроль этих нормативов - у Росприродназора.... Природопользователю, даже имеющему профессиональную экологическую службу, трудновато разобраться.

Сай С.И.:

Сразу должен сказать, что не в моей компетенции ответить, когда и как, - это вопросы, на которые должно отвечать Правительство. И я знаю, что это работа ведется, но пока не вижу установленного срока, к которому это будет решено. Что касается вообще содержания вопроса, то со всем, о чем там говорится, трудно не согласиться. Отдельная функция по осуществлению экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы в настоящее время дублируется двумя федеральными службами - Росприроднадзором и Ростехнадзором. В указанном постановлении Правительства РФ Ростехнадзору и Министерству природных ресурсов было поручено внести до 1 октября 2004 года в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающей исключение, дублирование функций и обеспечение взаимодействия между Ростехнадзором и Росприроднадзором. Работа над этими документами ведется, но, к сожалению, до настоящего времени они не приняты. Несмотря на имеющиеся проблемы между Росприроднадзором и Ростехнадзором, осуществляется рабочее взаимодействие, как на уровне центрального аппарата, так и в территориальных органах. Росприроднадзор готов оказывать содействие природопользователям при решении возникающих вопросов. Хотя я понимаю, что вопрос прозвучал не случайно и в ряде регионов проблемы взаимоотношения и решения вопросов - прежде всего это касается проведения государственной экологической экспертизы - существуют. И мы так же, как и все, заинтересованы в скорейшем решении этой проблемы.

Ведущий: Воловикова Юлия из Москвы спрашивает. Недостаточно четко определенные положения федерального законодательства, хроническое несоблюдение законодательства и отсутствие ответственности за это, отсутствие механизмов реализации имеющихся законов или недостаточность и недейственность этих механизмов, слабый контроль и ответственность за несоблюдение нормативно-правовой базы, слабое развитие общественных экологических организаций приводит к проблемам природопользования. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять для совершенствования действия механизмов экологического регулирования?

Сай С.И.:

Как я уже отмечал, деятельность Росприроднадзора и базовые элементы в виде законодательных актов не изолированы от общей государственной системы, и поэтому проблемы, которые здесь перечислены, носят общий, системный характер, связанный с несовершенством законодательства. Совершенно очевидно в области, которая касается нас, прежде всего, требуется базовый, рамочный закон, и закон этот называется "Экологический кодекс". То есть требуется определенная кодификация существующих нормативных актов. Я не хочу сейчас углубляться в детали, но мы в целом ряде случаев сталкиваемся с проблемами, которые не решаются в силу того, что законы являются просто противоречивыми в своем базовом построении. Сейчас Министерством природных ресурсов разрабатывается Экологический кодекс, который должен определить основные механизмы охраны окружающей среды и направления государственной политики в этой сфере. Необходимо совершенствовать весь блок законодательства в этой сфере - Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и другой закон, который также необходим, - "Об особо охраняемых природных территориях", чтобы этот закон конкретизировал все позиции, связанные с особенностью управления и охраны этих объектов.

Ведущий: На сегодняшний день существует проблема низкого уровня экологического образования. Какую стратегию должно выработать государство для обеспечения населения необходимой информацией о состоянии экологического состояния всех природных объектов мира, особенно лесной флоры и фауны? Спрашивает Алексеев Игорь из Санкт-Петербурга.

Сай С.И.:

Если взять политическую составляющую, то понятно, что эти вопросы не решаются каким-то одним конкретным действием, в какое-то короткое время. Это долгая системная работа всего общества. Человек понимает, что он находится в системе определенных социальных отношений, которые требуется выполнять. Но зачастую природа воспринимается психологически отстраненно, поэтому можно бросить, сломать и не чувствовать по этому поводу никакого внутреннего дискомфорта. Это является общей заботой государства, и мне кажется, что делаются уже определенные шаги в этой области. Что касается непосредственно нашей службы. В систему Федеральной службы по надзору в области природопользования входят национальные парки. Согласно уставам и Положениям, на основании которых действуют национальные парки, обязательным элементом их деятельности является не только сохранение природы, но и активная образовательная деятельность в области экологии. Проводятся регулярные семинары, практические занятия, научные кружки для школьников и педагогов. Организованы детские экологические лагеря. Проводятся массовые экологические мероприятия. Экологическое образование должно начинаться с детского сада и должно быть направлено на выработку отношения населения к каждому участку леса, лесных насаждений на территории проживания как к уникальному природно-территориальному комплексу или как к особо охраняемой природной территории.

Ведущий: Существуют ли на современном этапе экономические механизмы, создающие материальную заинтересованность природопользователей в ресурсосбережении и охране природной среды? Какова система экономических оценок природопользования и научно-теоретическая база эколого-экономического регулирования? Вопрос прислал Панкратов Н.Г. из Липецка.

Сай С.И.:

Этот вопрос очень серьезный. Что касается первой части вопроса, то это сопряжено с тем, о чем мы до этого момента говорили, - совершенство или несовершенство законодательной базы. Надо сказать, к сожалению, что четко выраженных экономических механизмов понуждения природопользователя, недропользователя к рациональной природоохранной деятельности не существует. Хотя можно отнести к основным инструментам экономических механизмов, действующих в настоящее время, следующие меры: платежи за право пользования природными ресурсами, платежи, идущие на цели воспроизводства и охраны природных ресурсов и объектов, компенсационные платежи в возмещение вреда, причиненного природной среде разрешенной деятельностью, штрафные санкции за несоблюдение экологических требований, принимаемых на себя природопользователями в процессе разрешенной деятельности, и, наконец, штрафные санкции, применяемые в административном порядке к нарушителям природоохранного законодательства. Перечисленные меры закреплены в нормативных правовых актах, но являются скорее экономическими санкциями, а не поощряющим инструментом ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Таким образом, вот здесь мы касаемся другого базового элемента, без которого движение, развитие системы сохранения природных ресурсов не будет иметь развития - системы экономических методов, с помощью которых можно решать эти задачи. Это серьезная большая работа. И должен сказать, что все эти моменты находят отражение в нашей ведомственной целевой программе создания комплексной системы регулирования. Будем надеяться, что в ближайшее время мы начнем уже получать первые результаты в этом направлении. Что касается второй части вопроса, то следует отметить следующее: эколого-экономическое регулирование является основным, главным принципом современной концепции устойчивого развития общества, то есть такой модели социально-экономического развития, при реализации которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Концепция эколого-экономического развития предполагает соблюдение баланса между экономическими интересами и экологической выносливостью природной среды, а критерий экологической надежности выбираемых решений при капитальных инвестициях является определяющим. В экологической политике происходит переход от устранения последствий загрязнений к их профилактике и предупреждению.

Ведущий: Федоров Константин из Наро-Фоминска прислал следующий вопрос: Не могли бы Вы рассказать, как складывается судебная практика по делам о правонарушениях и преступлениях в сфере природопользования? Ведется ли какая-либо статистика по этим делам?

Сай С.И.:

В настоящее время в Планово-аналитическом отделе Управления по надзору в сфере недропользования Росприроднадзора организована работа по обобщению и учету данных о постановлениях об административных правонарушениях в сфере природопользования, выдаваемых государственными инспекторами Росприроднадзора и его территориальных органов. В июне 2005 года нами проводился сбор информации о результатах предоставлении интересов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов в судах и подведомственных учреждений за весь период с момента создания Росприроднадзора. Так, в общей сложности с участием Росприроднадзора, его территориальных органов было рассмотрено судами и находилось в их производстве 790 дел, отдельно с участием государственных природных заповедников - 69, национальных парков - 71, а также с участием спецморинспеций - 22. Наибольшее количество дел рассматривается в судах по спорам в сфере охраны окружающей среды, в том числе по территориальным спорам, связанным с функционированием подведомственных заповедников и национальных парков, причем большинство (2/3) решений вынесено в пользу Росприроднадзора и его подведомственных организаций. Отмена постановлений о привлечении к административной ответственности происходит в большинстве случаев по основаниям, связанным с неполным соблюдением процессуальных требований (при составлении протоколов, актов, постановлений и других документов). Говоря о последнем, хочу отметить, что это одно из важных направлений Росприроднадзора - создание полнокровных, прозрачных, корректных процедур с тем, чтобы на выходе у нас был эффективный результат, который сложно было бы по-разному трактовать и оспаривать. Кроме того, я хотел бы сказать, что нашей целью не является доведение той или иной ситуации, того или иного гражданина до наказания через суд или через штраф. В конечном итоге наша задача - это организовать такой эффективный контроль или надзор, который создавал бы соответствующую обстановку, который не позволял бы нарушать природоохранные мероприятия. Хотя совершенно понятно, что суд является важным инструментом в системе регулирования отношений в области природопользования.

Ведущий: Не считаете ли Вы необходимым ужесточить меры ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования? Этот вопрос прислал Обухов Вадим из Екатеринбурга.

Сай С.И.:

Нормативная база, регламентирующая процедуру привлечения нарушителей к административной ответственности, содержит значительное количество пробелов и внутренних противоречий, а размер санкций не способствует достижению цели наказания - предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами. Я в качестве вступления могу сказать, что недавно рассматривал ситуацию в Московской области, когда один пользователь совершенно спокойно и регулярно выплачивает штрафы - они настолько невелики для него, что к ним он относится просто как к издержкам. Как мы платим с вами за свет, так он платит штрафы за то, что нарушает закон. Меру административной ответственности за нарушение в сфере лесопользования целесообразно пересмотреть и ужесточить, так как сложившийся в последние годы порядок в лесопользовании не стимулирует лесопользователей к рациональному использованию лесных ресурсов, соблюдению лесохозяйственных требований. Выполнить требования лесного законодательства в полном объеме лесопользователю зачастую труднее, чем заплатить штрафы. Целесообразно, в частности, внести корректировки в Кодекс об административных правонарушениях РФ по увеличению размера штрафных санкций за нарушения, предусмотренные статьями 7.1 (самовольное занятие земельного участка (лесного фонда); 7.8 (самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (отдыха) санитарноохранной, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения); 8.7 (невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодных для использования по целевому назначению); 8.28 (незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан); 8.31 (нарушение требований к охране лесов в части загрязнения лесов сточными водами и химическими, радиоактивными или другими вредными веществами, либо промышленными или бытовыми отходами, или выбросами); 19.5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в части 1). За незаконную застройку водоохранных зон природопользователи должны нести финансовую ответственность (не только штрафы, налагаемые государственными инспекторами при проведении проверок, а платить налоги с учетом реальной стоимости этих земельных участков, так как дома и другие сооружения, возведенные собственником, не будут снесены).

Ведущий: Воленкова Наталья из Архангельска интересуется. Как Вы считаете, какие меры необходимо предпринимать для обеспечения эффективного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области природопользования?

Сай С.И.:

Учитывая, что количество нарушений в сфере природопользования не уменьшается в течение последних лет, для обеспечения эффективного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области природопользования в первую очередь необходимо иметь достаточную численность инспекторов для охвата контрольными мероприятиями объектов контроля в соответствующей сфере природопользования в течение двух лет в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Кроме того, необходимо четко разграничить между ведомствами контрольные функции и остановить процесс перманентного реформирования контролирующих органов с тем, чтобы установить критерии эффективности их деятельности. Для осуществления более эффективного государственного контроля за использованием и охраной водных объектов необходимо внести изменения и дополнения в ряд нормативно-правовых актов, и прежде всего урегулировать ситуацию вокруг водоохранных зон водных объектов. В Положении о водоохранных зонах должны быть четко записаны условия возможного размещения в водоохранных зонах тех или иных объектов. Конкретизировать ограничения по использованию водоохранных зон, а именно: прямой запрет на жилищное и промышленное строительство; при возможном размещении объектов в водоохранных зонах - обеспечение централизованной канализацией или очистными сооружениями биологической очистки, системой ливневой канализации с современными очистными сооружениями; определить и согласовать перечень объектов рекреации, допускаемых к размещению в водоохранных и прибрежных защитных полосах. Береговая полоса защитных водных объектов должна быть освобождена от построек, заборов, частных пирсов и доступа для всех без исключения.

Ведущий: Донской Михаил из Рязани просит узнать. Когда будут четко определены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области природных ресурсов, а также ведется ли законопроектная работа в направлении по определению методов, которыми осуществляется контроль и надзор в области природопользования?

Сай С.И.:

Что касается первой части вопроса, то я могу коротко ответить - не знаю, когда это может быть. И, в общем, все мы являемся заинтересованными в том, чтобы эти законодательные акты приобрели, наконец, реальные черты и чтобы правила были установлены. К сожалению, события развиваются не так спешно, как нам всем хотелось бы. Что касается второй части вопроса: "Ведется ли законопроектная работа в направлении по определению методов, которыми осуществляется контроль и надзор в области природопользования?" - такая работа ведется. В настоящее время она ведется Правительством РФ с участием Министерства природных ресурсов, ведется работа по разделению полномочий между РФ и субъектами РФ в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере природопользования. Что касается Росприроднадзора, то нами разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты. Первое, Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональном использовании и охране недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293, и постановление Правительства N 600 от 6 октября 2005 г., которое утвердило положение об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводством леса.

Ведущий: Рунова Мария из Москвы просит Вас рассказать об основных направлениях международного сотрудничества Росприроднадзора.

Сай С.И.:

Росприроднадзор в области международного сотрудничества решает следующие задачи. Первое, обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию функции Службы как административного органа в Российской Федерации по Конвенциям "О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения" (СИТЕС от 3 марта 1973 года); по всем видам, кроме осетровых: поддерживает постоянные рабочие контакты с Секретариатом СИТЕС и другими руководящими органами конвенции; в рамках своей компетенции обеспечиваем интересы России на Конференциях СИТЕС, Постоянных Комитетах конвенции, Комитетах по животным и растениям, а также других мероприятиях, организуемых и проводимых по планам Секретариата СИТЕС. По запросам юридических и физических лиц из различных стран мира в каждом конкретном случае решаем вопросы импорта и экспорта видов фауны и флоры, а также изделий из них, включенных в приложение СИТЕС и Красную книгу Российской Федерации. С этой целью мы поддерживаем постоянные контакты с Административными органами СИТЕС других стран. Далее, в соответствии с соглашениями России с Арменией, Киргизией и Туркменией, не имеющих своих национальных Административных органов СИТЕС, представляем их интересы в рамках полномочий Административного органа СИТЕС в России. И, наконец, осуществляем координацию работы с МПР России, МИД России и другими министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами по вопросам, относящимся к юрисдикции СИТЕС.

Второе, мы обеспечиваем в пределах своей компетенции реализацию функций как федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал, являющегося объектом всемирного природного наследия и попадающего под юрисдикцию конвенции "Об охране всемирного культурного и природного наследия" (ЮНЕСКО). По этому вопросу можно много говорить, приводить множество примеров, но наша главная задача - сохранить этот уникальный природный объект в первозданном состоянии не только для нашего общества, но и для будущих поколений. Надо сказать, что именно сейчас, когда мы с вами ведем интернет-конференцию, большая делегация, миссия ЮНЕСКО находится вместе с нашими сотрудниками как раз на Байкале. Мы ждем результатов и оценок, которые будут даны специалистами ЮНЕСКО, в том числе ожидаем и оценки нашей деятельности.

Третье, Служба обеспечивает надзор и контроль за соблюдением обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях, а также принятых Российской Федерацией обязательств при подписании конвенций, соглашений, договоров по вопросам, относящимся к компетенции Службы, в первую очередь по конвенциям, относящимся непосредственно к сфере деятельности Росприроднадзора. А именно: конвенция по регулированию китобойного промысла (МКК), конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО), конвенция о биологическом разнообразии (КБР), конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция), конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).

Четвертое, Росприроднадзор осуществляет координацию работы территориальных органов Росприроднадзора и подведомственных ему организаций в рамках международного сотрудничества стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, по вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования и мониторинга трансграничных водных объектов.

Пятое, большая работа проводится совместно с другими странами в области особо охраняемых природных территорий. На данный момент в России функционирует 130 государственных природных заповедников и национальных парков федерального значения, относящихся к ведению Росприроднадзора. Практически все они в той или иной мере участвуют в международных проектах, направленных на сохранение биосферы Земли. Часть из них уже сегодня работает в режиме трансграничных природных резерватов. Это, прежде всего, Государственный природный заповедник "Костомукшский" в Карелии, где Россия и Финляндия успешно сотрудничают в области охраны окружающей среды, Государственный природный биосферный заповедник "Даурский", где Россия совместно с Китаем и Монголией решает аналогичные задачи, Государственный природный биосферный заповедник "Катунский" (Россия-Казахстан) и ряд других. Следует отметить, что уже сегодня МПР России с нашим участием прорабатывает вопрос о возможности создания нового трансграничного природного заповедника Россия-Норвегия, куда со стороны России войдет Государственный природный заповедник "Пасвик". Как видите, даже просто формальное перечисление показывает, что позиция Российской Федерации, МПР России, и в частности Росприроднадзора, на международной арене достаточно активна и мы участвуем практически во всех значимых проектах, которые касаются сохранения окружающей среды.

Ведущий: К сожалению, время нашей конференции подошло к концу. Осталось поблагодарить наших уважаемых гостей, всех присутствующих в зале и интернет-аудиторию за интересные вопросы. Конференция проведена компанией "Гарант" при поддержке журнала "Законодательство".

Сай С.И.:

Спасибо всем.

Читать ГАРАНТ.РУ в и