Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "АГОРА", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"

Обзор документа

19 февраля 2015

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "АГОРА", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"

Обзор документа

Надо уточнить правила проведения проверок НКО прокуратурой!
Предметом проверки стали нормы Закона о прокуратуре в части проверок НКО на предмет соблюдения ими законов.
Так, положения обязывают исполнять требования прокурора в срок.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения.
Также нормы закрепляют права прокурора при осуществлении им своих функций.
КС РФ счел, что в определенном значении данные положения являются конституционными.
Они таковы в той мере, в какой закрепляют полномочие прокурора требовать при проведении упомянутых проверок представления руководителями и другими должностными лицами НКО необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Как пояснил КС РФ, этим нормы обеспечивают выполнение прокуратурой возложенной на нее функции.
Также нормы конституционны в той мере, в какой предполагают на практике следующее.
Прокуратура проверяет исполнение законов НКО в пределах предмета конкретной проверки.
Такой предмет проверки обусловлен наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности НКО и ее должностных лиц. Причем их нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с госорганом, осуществляющим надзор за деятельностью НКО.
Мотивированное решение должно доводиться до сведения проверяемой НКО, по крайней мере, в момент начала проверки.
Прокурор может запрашивать у проверяемой НКО документы и материалы, непосредственно обусловленные целями и предметом конкретной проверки.
Однако имеются в виду документы и материалы, которые нельзя получить у других госорганов или из открытых источников (и которые ранее не передавались прокуратуре при проверке этой же НКО).
Причем НКО не обязана представлять документы, которые она не должна иметь по законодательству, а также формировать материалы, не имеющиеся на момент предъявления прокурором требования.
Прокуратура не вправе повторно проводить проверку НКО по тем же фактам предполагаемых нарушений, которые уже оценивались ранее. Исключение - проверка устранения нарушений, которая производится в разумный срок после их выявления.
Привлекать к проверке представителей (сотрудников) других госорганов прокуратура может лишь для осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций.
По итогам проверки прокуратура обязана утвердить акт, отражающий наличие или отсутствие нарушений (по поводу которых проводилась проверка), и довести его до сведения НКО.
НКО вправе обратиться в суд, чтобы проверить законность подобных мероприятий. Бремя доказывания правомерности проверки в таком случае лежит на прокуроре.
В тоже время в ином аспекте нормы неконституционны.
Они признаны таковыми в той мере, в какой не закрепляют общие (предельные) сроки проверок НКО.
Также нормы, обязывая безусловно исполнять требования прокурора в срок (нарушение которого влечет административную ответственность), не регламентируют конкретное время для этого.
Законодатель должен принять необходимые поправки в части сроков.
До этого разумность подобных сроков суд должен оценивать с учетом того, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.
Пока ориентир для такой оценки - Закон о защите прав юрлиц и ИП при госконтроле.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад