Обзор документа
25 октября 2013
Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации"
Обзор документа
Закон о профсоюзах не запрещает создавать не упомянутые в нем
профсоюзные организации и их структурные подразделения.
Проверялась конституционность отдельных положений Закона о профсоюзах,
их правах и гарантиях деятельности. Они определяют значения следующих
терминов: первичная профсоюзная организация; общероссийский и
межрегиональный профсоюзы; общероссийское объединение (ассоциация)
профсоюзов; межрегиональное и территориальное объединения (ассоциации)
организаций профсоюзов; территориальная организация профсоюза.
Длительное время не считалось, что эти нормы устанавливают исчерпывающий
перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений. В
2011 г. ситуация изменилась. Минюст России, органы прокуратуры и суды
истолковали оспариваемые положения иначе. Суть их подхода в том, что
закон содержит закрытый перечень видов профсоюзных организаций. Не
допускается создавать профсоюзы других видов, а также образовывать в их
структуре подразделения, не предусмотренные законом.
Оспариваемые нормы в таком истолковании, которое сложилось в
правоприменительной практике, признаются неконституционными. Подобная их
трактовка расходится с целями, которые преследовал законодатель при
включении данных положений в закон. Она не позволяет профсоюзам
самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач определять
свою внутреннюю (организационную) структуру. Лишает их возможности
создавать не упомянутые в законе профсоюзные организации и включать в их
состав структурные подразделения, необходимые, по мнению профсоюза, для
его эффективной работы. Тем самым в нарушение права на объединение
допускается не согласующееся с конституционно значимыми целями
вмешательство государства в деятельность профсоюзов.
Работники и работодатели как стороны социального партнерства свободны в
определении форм и способов своего взаимодействия. Это позволяет
профсоюзам в целях эффективного сотрудничества с работодателями
устанавливать свою структуру, соотносимую с его структурной
организацией, с построением конкретной отрасли экономики. Таким образом,
создание тех или иных структурных подразделений профсоюза не носит
произвольного характера. Оно в значительной степени обусловлено
структурой организации-работодателя, подчинено общей цели оптимизации
сотрудничества социальных партнеров и связано с решением задач,
возложенных на профсоюз.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад