Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы"

Обзор документа

25 июля 2013

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы"

Обзор документа

Не всем, кто имеет или имел судимость за определенные преступления, запрещено работать с детьми!
Проверена конституционность норм, по сути, запрещающих работать с несовершеннолетними некоторым лицам.
Речь идет о тех гражданах, которые имеют или имели судимость за некоторые преступления (против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности и т. д.), подвергались или подвергаются уголовному преследованию.
Им запрещено работать в сфере образования; воспитания; развития несовершеннолетних; организации их отдыха и оздоровления; медобеспечения; соцзащиты и соцобслуживания; детско-юношеского спорта; культуры и искусства с участием детей.
КС РФ признал эти нормы неконституционными сразу в нескольких аспектах. Первое. Они закрепляют безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профдеятельностью в перечисленных сферах.
Соответственно, предполагается безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно тех, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных преступлений, указанных в данных нормах, кроме тяжких и особо тяжких, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
При этом не указано, что нужно учитывать вид и степень тяжести преступления; срок, прошедший с момента совершения; а также иные факторы, позволяющие определить, опасно или нет лицо для несовершеннолетних.
Второе. Предусматривается обязательное и безусловное увольнение в этих сферах работника, который преследуется за указанные преступления, еще до того, как уголовное дело разрешено по существу или производство по нему завершено.
Третье. На практике допускаются случаи, когда подобные неблагоприятные последствия из-за совершенного лицом наступают и тогда, когда само деяние уже не признается преступлением на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении.
Этим несоразмерно ограничивается право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушается баланс конституционно значимых ценностей.
Законодатель должен принять поправки, в т. ч. установить перечень видов преступлений, сам факт совершения которых (независимо от каких-либо обстоятельств) дает основание утверждать, что лицо безусловно опасно для несовершеннолетних.
Кроме того, законодателю рекомендовано установить порядок временного отстранения от работы лица, в отношении которого уголовное дело еще не разрешено по существу (производство не прекращено).
Даны рекомендации, которые должны учитываться до того, как будут внесены изменения.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад