Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"

Обзор документа

27 ноября 2009

gerb

Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"

Обзор документа

В 1999 г. КС РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой смертная казнь не может назначаться до введения на всей территории страны судов с участием присяжных заседателей.
Суды присяжных были сформированы во всех субъектах Российской Федерации, кроме одного - Чеченской Республики. С 1 января 2010 г. данные суды начнут функционировать и в указанном регионе.
В связи с этим ВС РФ обратился с запросом о возможности назначения смертной казни после введения судов присяжных на всей территории государства.
Согласно разъяснениям при формулировании указанной позиции КС РФ, помимо прочего, учитывал согласие России с международно-правовыми актами, направленными на отмену смертной казни в мирное время. В частности, наша страна подписала Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но так и не выразила своего намерения не стать его участником.
Как указал КС РФ, были основания полагать, что данный вопрос разрешится в разумные сроки, не превышающие периода судов с участием присяжных на всей территории страны. Поэтому КС РФ "проявил разумную сдержанность в отражении этого обстоятельства".
Указанный протокол предстояло ратифицировать до 28 февраля 1999 г. Соответствующий законопроект был внесен (еще в 1999 г.) и на момент поступления запроса находится на рассмотрении Госдумы.
Между тем тот факт, что протокол до сих пор не ратифицирован, не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования. Россия связана международными обязательствами не предпринимать действий, которые лишили бы подписанный ею протокол его объекта и цели.
Основным обязательством по протоколу является полная отмена смертной казни (включая изъятие из законодательства этого вида наказания за все преступления, за исключением "действий, совершенных во время войны или при неизбежной угрозе войны").
С учетом этого в России с 16 апреля 1997 г. смертная казнь применяться не может, т. е. наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад