2 декабря 2024
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2024 г. N 386 "Об утверждении Порядка взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов"
Зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2024 г. Регистрационный N 80392 В соответствии с пунктами 2, 21 статьи 64 и пунктом 4 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзацем первым пункта 1 и абзацем пятьдесят девятым подпункта 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов. 2. Признать утратившими силу: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793); приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации? апреля 2009 г., регистрационный N 13698); приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 67 "О внесении изменений в Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2013 г., регистрационный N 28460); приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 110 "О внесении изменений в Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2013 г., регистрационный N 29154); пункт 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 187 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации в части возврата пассажиру провозной платы при прекращении договора воздушной перевозки пассажира" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный N 33780). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г. Министр Р.В. Старовойт Утвержден приказом Минтранса России от 31 октября 2024 г. N 386 Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов I. Общие положения 1. Плата за регулярные внутренние и международные воздушные перевозки1 пассажиров и багажа (далее - перевозка) устанавливается перевозчиком2. 2. Размер платы за перевозку состоит из пассажирского тарифа или комбинаций пассажирских тарифов, багажного тарифа, а также предусмотренных настоящим Порядком сборов. В плату за перевозку включается стоимость дополнительных услуг, установленная перевозчиком, при заказе пассажиром таких дополнительных услуг. 3. Пассажирский тариф устанавливается перевозчиком за перевозку пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа либо за перевозку пассажира в случае, если условия применения тарифа не предусматривают норму бесплатного провоза багажа, между двумя пунктами. 4. Багажный тариф устанавливается перевозчиком за перевозку единицы веса и (или) за перевозку одного места багажа между двумя пунктами. 5. Взимание платы за перевозку багажа, провозимого на отдельном пассажирском кресле в салоне воздушного судна, допускается осуществлять на основе пассажирского тарифа. 6. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и, в случае, если условия применения тарифа предусматривают норму бесплатного провоза багажа, расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения, транзита, трансфера и правилами воздушных перевозок перевозчика3, включая расходы на бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, расходы на перевозку в соответствии с льготным тарифом4 детей в возрасте до двенадцати лет. 7. Перевозчик вправе не включать в пассажирский тариф следующие сборы: сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа5, включающие расходы перевозчика за оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа; топливный сбор, включающий стоимость авиационных горюче-смазочных материалов; сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, включающий расходы перевозчика на использование автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок6, на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок; сбор за обеспечение транспортной безопасности7, включающий расходы перевозчика на оплату сбора за обеспечение транспортной безопасности; сбор за предоставление аэровокзала (терминала)8, включающий расходы перевозчика на оплату сбора за предоставление аэровокзала (терминала); сборы иностранных государств, включающие сумму, взимаемую перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира. 8. В багажный тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки багажа, не входящего в норму бесплатного провоза багажа, в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения, транзита, трансфера и правилами воздушных перевозок перевозчика, включая расходы на обработку такого багажа в аэропортах. 9. Перевозчик вправе не включать в багажный тариф следующие сборы: сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, включающий расходы перевозчика на оформление квитанции для оплаты сверхнормативного багажа и ордера разных сборов; сборы иностранных государств. 10. Период действия тарифов и сборов, на основе которых рассчитывается и взимается плата за перевозку, устанавливается перевозчиком и определяется первой датой, с которой может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу (сбору), и последней датой, в которую может начаться перевозка, оплаченная по данному тарифу (сбору). 11. При взимании платы за перевозку стоимость перевозки должна рассчитываться перевозчиком или по его поручению агентом, осуществляющим по поручению перевозчика и от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - агент перевозчика), как наименьшая из имеющихся в наличии для бронирования на момент оплаты пассажиром перевозки вариантов стоимости перевозки, соответствующих заявленным пассажиром условиям перевозки. 12. Перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика пассажирам должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки (плате за перевозку), включающей тариф (тарифы) и сборы, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг также информация о стоимости дополнительных услуг, установленная перевозчиком. 13. В случае неправильного применения перевозчиком или агентом перевозчика тарифа и (или) сбора для расчета стоимости перевозки, влекущего нарушение требований, предусмотренных настоящим Порядком, до начала, во время или после окончания перевозки, доплата с пассажира не взимается. Излишне взысканная сумма подлежит возврату пассажиру перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика по письменному требованию пассажира по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами воздушных перевозок перевозчика. 14. В перечень расходов перевозчика, фактически понесенных им, связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира и удерживаемых с пассажира в соответствии со статьями 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, входят: сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа; сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования; плата за операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм в размере, не превышающем фактические расходы перевозчика на указанные операции (далее - плата за операции по осуществлению возврата), и плата за операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира в размере, не превышающем фактические расходы перевозчика на указанные операции (далее - плата за операции по изменению условий договора), информация о размере которых предусмотрена условиями применения тарифа и доведена перевозчиком или агентом перевозчика до сведения пассажира до заключения договора воздушной перевозки пассажира; фактические расходы, связанные с заказом пассажиром дополнительных услуг, понесенные перевозчиком до отказа пассажира от дополнительных услуг, изменения пассажиром условий их предоставления либо до прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира. 15. В случае отказа пассажира от дополнительных услуг сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг, подлежит возврату перевозчиком или агентом перевозчика в случае, если дополнительные услуги не оказаны, за исключением фактических расходов, связанных с заказом пассажиром дополнительных услуг, понесенных перевозчиком до отказа пассажира от дополнительных услуг. 16. Сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг, возвращается пассажиру перевозчиком или агентом перевозчика в случае отказа пассажира от них в сроки, установленные перевозчиком. II. Порядок расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки 17. Плата за перевозку должна рассчитываться перевозчиком на основании тарифов или их комбинаций и предусмотренных настоящим Порядком сборов. 18. Тарифы и сборы, на основе которых рассчитывается плата за перевозку, за исключением сборов иностранных государств, а также условия применения тарифов и сборов устанавливаются перевозчиком. Плата за перевозку должна рассчитываться перевозчиком в соответствии с установленными им условиями применения тарифов и сборов. 19. Агент перевозчика должен рассчитывать и взимать плату за перевозку на основе тарифов и сборов, установленных перевозчиком в соответствии с настоящим Порядком, и в соответствии с установленными перевозчиком условиями применения тарифов и сборов. 20. Для расчета стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки пассажирские тарифы должны устанавливаться перевозчиком в соответствии с классом обслуживания пассажира на борту воздушного судна (далее - класс обслуживания). 21. Для расчета стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки допускается установление перевозчиком в каждом классе обслуживания нескольких пассажирских тарифов, различающихся между собой по размеру денежной суммы (далее - размер тарифа) и (или) условиям применения тарифа, с определением перевозчиком количества пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по размерам тарифов, в соответствии с утверждаемым перевозчиком порядком ценообразования на регулярные перевозки пассажиров. 22. Для расчета стоимости перевозки пассажира по маршруту перевозки применяются: пассажирский тариф, установленный перевозчиком за перевозку между двумя пунктами без пересадки (далее - тариф без пересадки); пассажирский тариф, установленный перевозчиком за перевозку между двумя пунктами с пересадкой (пересадками) на другой (другие) рейс (рейсы) того же или другого перевозчика через установленный (установленные) перевозчиком пункт (пункты) (далее - тариф с пересадкой); тариф без пересадки или тариф с пересадкой за перевозку в одну сторону (далее - тариф в одну сторону); тариф без пересадки или тариф с пересадкой за перевозку туда и обратно (далее - тариф туда и обратно). 23. Для расчета стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки, кроме типа маршрута перевозки, указанного в подпункте "а" пункта 25 настоящего Порядка, перевозчиком должен определяться пункт, в котором заканчивается перевозка в направлении туда и начинается перевозка в направлении обратно (далее - поворотный пункт). 24. Весь маршрут перевозки или часть маршрута перевозки, оцененный (оцененная) тарифом в одну сторону либо половиной тарифа туда и обратно, составляет тарифный компонент. Тарифный компонент может включать два последовательных пункта по маршруту перевозки (далее - участок маршрута перевозки) или несколько участков маршрута перевозки. 25. Для расчета стоимости перевозки маршрут перевозки разделяется на одну или несколько частей, соответствующих следующим типам маршрута перевозки: а) перевозка без наземных участков в одну сторону, состоящая из одного или нескольких тарифных компонентов, стоимость перевозки на котором (которых) рассчитывается на основе тарифа в одну сторону в направлении, совпадающем с направлением перевозки (далее - перевозка в одну сторону); б) перевозка без наземных участков из аэропорта (пункта) отправления до поворотного пункта и обратно в аэропорт (пункт) назначения, при которой аэропорт (пункт) отправления совпадает с аэропортом (пунктом) назначения и маршрут перевозки в направлении туда совпадает с маршрутом перевозки в направлении обратно, состоящая из двух тарифных компонентов, стоимость перевозки на которых рассчитывается на основе половин тарифов туда и обратно в направлении, совпадающем с направлением перевозки пассажира, - на первом тарифном компоненте, и в направлении, обратном направлению перевозки пассажира, - на втором тарифном компоненте (далее - перевозка туда и обратно); в) перевозка без наземного участка из аэропорта (пункта) отправления до поворотного пункта и обратно в аэропорт (пункт) назначения, при которой аэропорт (пункт) отправления совпадает с аэропортом (пунктом) назначения и маршрут перевозки в направлении обратно не совпадает с маршрутом перевозки в направлении туда, состоящая из двух или более тарифных компонентов, стоимость перевозки на которых рассчитывается на основе половин тарифа туда и обратно в направлении, совпадающем с направлением перевозки пассажира на всех тарифных компонентах, за исключением тарифного компонента, заканчивающегося в пункте назначения (далее - замкнутая круговая перевозка). Тарифы на тарифном компоненте, заканчивающемся в пункте назначения по маршруту замкнутой круговой перевозки, должны применяться в направлении, обратном направлению перевозки пассажира; г) перевозка с участком между последовательными пунктами маршрута, на котором не осуществляется воздушная перевозка (наземный участок), и (или) перевозка, при которой аэропорт (пункт) отправления не совпадает с аэропортом (пунктом) назначения, состоящая из двух и более тарифных компонентов, стоимость перевозки на которых рассчитывается на основе половин тарифов туда и обратно в направлении, совпадающем с направлением перевозки пассажира, за исключением тарифного компонента, заканчивающегося в стране начала незамкнутой круговой перевозки (далее - незамкнутая перевозка). Тарифы на тарифном компоненте, заканчивающемся в стране начала незамкнутой круговой перевозки, допускается применять в направлении, обратном направлению перевозки. 26. Для типа маршрута перевозки туда и обратно поворотным пунктом является пункт обратного вылета. Для типа маршрута круговой замкнутой перевозки и маршрута незамкнутой перевозки поворотный пункт определяется как наиболее удаленный по расстоянию от аэропорта (пункта) отправления пункт маршрута перевозки. 27. При расчете стоимости перевозки пассажира: а) тариф в одну сторону, если это предусмотрено условиями применения тарифа, удваивается и применяется как тариф туда и обратно; б) половину тарифа туда и обратно не допускается применять как тариф в одну сторону; в) половина тарифа туда и обратно применяется только при комбинации тарифов. 28. При расчете стоимости перевозки пассажиров по маршруту перевозки перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика должны учитываться условия применения тарифов, в том числе о количестве остановок, в которых пассажир прерывает свою перевозку, о минимальном сроке пребывания пассажира в пункте последней остановки, включая поворотный пункт, определяемом как самый ранний срок, когда может начаться перевозка из последнего аэропорта (пункта) остановки в направлении обратно, и максимальном сроке пребывания пассажира в пункте остановки, определяемом как самый поздний срок, когда может начаться перевозка из последнего пункта остановки в направлении обратно, и иные условия применения тарифов, установленные перевозчиком. 29. Стоимость перевозки по маршруту перевозки, соответствующему одному из типов маршрута перевозки, указанных в пункте 25 настоящего Порядка, для определения которой применен тариф в одну сторону или тариф туда и обратно или комбинация половин тарифов туда и обратно, составляет ценовую единицу. Весь маршрут перевозки должен быть рассчитан на основе одной или нескольких ценовых единиц, соответствующих одному или нескольким типам маршрута перевозки, указанным в пункте 25 настоящего Порядка. 30. Взимание платы за перевозку пассажира по маршруту перевозки, рассчитанной на основе одной ценовой единицы или комбинации ценовых единиц, осуществляется на основании одного договора воздушной перевозки пассажира. 31. Расчет стоимости перевозки багажа, за исключением перевозки багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, должен осуществляться на основе багажного тарифа, сбора за оформление квитанции для оплаты сверхнормативного багажа и сборов иностранных государств (при наличии). 32. Для расчета стоимости перевозки багажа, за исключением перевозки багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, по маршруту перевозки перевозчиком устанавливаются багажные тарифы за перевозку в одну сторону. 33. Плата за перевозку багажа, за исключением перевозки багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, по маршруту перевозки рассчитывается перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика на основе веса "брутто" багажа с округлением до 0,5 килограмма по правилам математического округления и (или) количества мест багажа, багажного тарифа и предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка сборов, действующих на дату начала перевозки багажа в день оформления перевозочного документа на перевозку багажа. Остаток веса багажа 0,5 килограмма или менее не оплачивается, остаток веса свыше 0,5 килограмма оплачивается как целая единица веса. 34. Багажные тарифы могут устанавливаться перевозчиком дифференцированно, в том числе: по типам воздушных судов; в зависимости от веса сверхнормативного багажа; в зависимости от размеров негабаритного багажа; по рейсам; по классам обслуживания; для определенных перевозчиком категорий багажа; для определенных перевозчиком категорий пассажиров. 35. В случае если перевозка багажа, за исключением багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, оплачена пассажиром от аэропорта (пункта) отправления до промежуточного пункта, с пассажира взимается плата за дальнейшую перевозку такого багажа от промежуточного пункта до аэропорта (пункта) назначения. 36. За перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком. 37. За перевозку ручной клади и вещей, находящихся при пассажире, и забытых пассажиром на воздушных судах и (или) забытых (оставленных) в аэропортах, доставленных перевозчиком в пункт, указанный пассажиром, с пассажира взимается плата, рассчитанная на основе багажного тарифа в соответствии с маршрутом перевозки пассажира или иным маршрутом, по которому была выполнена перевозка ручной клади и вещей, находящихся при пассажире, для их доставки в пункт, указанный пассажиром. III. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки 38. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - вынужденный отказ пассажира от перевозки): а) при отказе пассажира от всей перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности и сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа; б) при отказе пассажира от части перевозки перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: сумму за невыполненную часть перевозки, рассчитанную в соответствии с пунктом 39 настоящего Порядка; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования на неиспользованных участках маршрута перевозки, а также сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа. 39. Расчет суммы за невыполненную часть перевозки при отказе от тарифного компонента производится на основании примененного тарифа. Расчет суммы за невыполненную часть перевозки при отказе от части тарифного компонента определяется как произведение примененного тарифа и доли расстояния невыполненной части перевозки. Доля расстояния невыполненной части перевозки рассчитывается как отношение расстояния участка маршрута перевозки (суммы расстояний участков маршрута перевозки) невыполненной части перевозки к расстоянию участка маршрута перевозки (сумме расстояний участков маршрута перевозки), входящего (входящих) в тарифный компонент, в соответствии с информацией о расстоянии, содержащейся в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. IV. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, за исключением случая вынужденного отказа пассажира от перевозки 40. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате платы за перевозку при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (за исключением вынужденного отказа пассажира от перевозки): а) при отказе пассажира от всей перевозки, если перевозка ни на одном участке маршрута перевозки не была выполнена, перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала); б) при отказе пассажира от части перевозки перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: разницу между примененным (примененными) тарифом (тарифами) и тарифом (тарифами) использованного (использованных) участка (участков) маршрута перевозки, расчет стоимости которого (которых) осуществляется в соответствии с пунктом 41 настоящего Порядка; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала) на неиспользованных участках маршрута перевозки; в) при отказе пассажира от всей перевозки, если перевозка ни на одном участке маршрута перевозки не была выполнена, или от части перевозки: перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика удерживается плата за операции по осуществлению возврата, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа; перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика с пассажира взимается неустойка в случае, предусмотренном статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с главой VI настоящего Порядка. 41. Расчет стоимости использованного (использованных) участка (участков) маршрута перевозки осуществляется по тарифу (тарифам), применяемому (применяемым) в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, соответствующего класса обслуживания перевозчика, выполнившего перевозку, действовавшему (действовавшим) на дату начала перевозки при оформлении перевозочного документа. В случае, если при расчете стоимости использованного (использованных) участка (участков) маршрута перевозки разница между суммой, уплаченной за перевозку, и применяемым (применяемыми) тарифом (тарифами) за использованный (использованные) участок (участки) маршрута перевозки отрицательна, возврат платы за перевозку не производится. 42. В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о невозврате платы за перевозку при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (за исключением вынужденного отказа пассажира от всей перевозки или от части перевозки) не подлежат возврату: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, за исключением сборов иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа. 43. При прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира и уведомлении пассажиром об этом перевозчика после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (за исключением вынужденного отказа пассажира от всей перевозки или от части перевозки) не подлежат возврату: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа. V. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика 44. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о возврате платы за перевозку при расторжении договора воздушной перевозки пассажира: а) если перевозка ни на одном участке маршрута перевозки не была выполнена перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала); б) если перевозка была частично выполнена перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: разницу между примененным (примененными) тарифом (тарифами) и тарифом (тарифами) использованного (использованных) участка (участков) маршрута перевозки, расчет стоимости которого (которых) осуществляется в соответствии с пунктом 41 настоящего Порядка; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала) на неиспользованных участках маршрута перевозки; в) если перевозка ни на одном участке маршрута перевозки не была выполнена или если перевозка была частично выполнена перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика: удерживается плата за операции по осуществлению возврата, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа; с пассажира взимается неустойка в случае, предусмотренном статьей 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с главой VI настоящего Порядка. 45. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о невозврате платы за перевозку при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, не подлежат возврату: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, за исключением сборов иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа. 46. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами9: а) если перевозка ни на одном участке маршрута перевозки не была выполнена перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа; б) если перевозка была выполнена частично, перевозчик или по его поручению агент перевозчика возвращают: сумму за невыполненную часть перевозки, рассчитанную в соответствии с пунктом 39 настоящего Порядка; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования на неиспользованных участках маршрута перевозки, а также сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа. 47. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, если состояние здоровья пассажира воздушного судна создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц10, не подлежат возврату: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа. 48. При прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с действиями пассажира, предусмотренными подпунктом 6 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату: тариф (тарифы), примененный (примененные) для расчета стоимости перевозки; сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за обеспечение транспортной безопасности, сбор за предоставление аэровокзала (терминала), сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа. VI. Порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, и случаи, при которых неустойка не взимается 49. В случае если перевозка ни на одном участке маршрута перевозки не была выполнена, неустойка рассчитывается перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика в размере не более чем 25 процентов11 уплаченной пассажиром за перевозку платы. В случае если перевозка была выполнена частично, неустойка рассчитывается перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика в размере не более чем 25 процентов суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки. Расчет стоимости невыполненной части перевозки осуществляется в соответствии с пунктом 39 настоящего Порядка. 50. Размер неустойки может устанавливаться перевозчиком дифференцированно по условиям применения тарифов. 51. Применению подлежит неустойка, действующая на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа. 52. При прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате платы за перевозку при расторжении договора воздушной перевозки пассажира (за исключением случая вынужденного отказа пассажира от перевозки) и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, но менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, неустойка не взимается в следующих случаях: а) отказ пассажира от участков маршрута перевозки с открытой датой отправления; б) отказ пассажира от участков маршрута перевозки, по которым оформлен билет со статусом ожидания свободной провозной емкости (билет со статусом "на подсадку"); в) отказ пассажира от перевозки детей в возрасте до двух лет, перевозимых без предоставления отдельного места. VII. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату при вынужденном изменении договора воздушной перевозки пассажира 53. В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира по причинам, предусмотренным пунктом 2 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - вынужденное изменение условий договора воздушной перевозки пассажира), доплата с пассажира не взимается. 54. При замене перевозчиком воздушного судна с салонами повышенной комфортности на воздушное судно, не имеющее салонов повышенной комфортности, или при изменении компоновки воздушного судна перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика пассажиру возвращается разница между оплаченными тарифом и сбором и тарифом и сбором того класса обслуживания, которым была фактически осуществлена перевозка. 55. В случае если перевозчик вынужденно размещает пассажира в салоне класса обслуживания выше, чем тот, который пассажир оплатил, дополнительная плата с пассажира перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика не взимается. 56. В случае если при эксплуатации на маршруте перевозки двух и более типов воздушных судов одного перевозчика перевозчиком установлены различные размеры тарифов и сборов, при замене типа воздушного судна дополнительная плата с пассажиров перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика не взимается. В случае если тариф и (или) сбор, указанный в билете, выше тарифа и (или) сбора, по которому фактически выполняется перевозка, перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика возвращается сумма в размере разницы между тарифом и (или) сбором, указанным в билете, и тарифом и (или) сбором, по которому фактически выполнена перевозка. VIII. Порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату при изменении договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира 57. В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, сумма, возвращаемая перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика пассажиру или взимаемая с пассажира перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика, определяется как разница между уплаченной за перевозку суммой и стоимостью перевозки с измененными условиями, за исключением случаев, указанных в пункте 60 настоящего Порядка. 58. В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, до начала перевозки, стоимость перевозки рассчитывается на основе тарифов и сборов, действующих на дату начала новой перевозки в день оформления изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира. В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, после начала перевозки, стоимость перевозки рассчитывается на основе тарифов и сборов, действовавших на дату начала перевозки при оформлении первоначального договора воздушной перевозки пассажира. 59. Если заявленное пассажиром изменение условий договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, не допускается условиями применения тарифа, перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика производится возврат сумм в порядке, предусмотренном главой IV настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в пункте 60 настоящего Порядка. 60. При изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, в связи с опозданием пассажира на регистрацию пассажиров и оформление багажа в аэропорту либо в связи с опозданием пассажира на посадку в воздушное судно в аэропорту и уведомления пассажиром перевозчика в аэропорту о намерении продолжить перевозку на следующих участках маршрута перевозки не позднее чем через два часа после вылета рейса, на который пассажир опоздал, и до окончания регистрации пассажиров на следующий рейс по маршруту перевозки, при условии, что время от вылета рейса, на который пассажир опоздал, до вылета рейса на следующем участке маршрута перевозки составляет не менее чем 24 часа, и условия перевозки на следующих участках маршрута перевозки не изменяются: уплаченная за воздушную перевозку плата за перевозку не возвращается и последующие изменения в условия перевозки не вносятся; дополнительная плата за перевозку на последующих участках маршрута перевозки с пассажира не взимается; с пассажира взимается плата за операции по изменению условий договора. 61. В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, за исключением вынужденного изменения условий договора воздушной перевозки пассажира, с пассажира перевозчиком или по его поручению агентом перевозчика удерживается плата за операции по изменению условий договора. ------------------------------ 1 Статья 101 Воздушного кодекса Российской Федерации. 2 Пункт 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации. 3 Пункт 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации. 4 Подпункт 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации. 5 Пункт 1 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации. 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 1393 "Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования и изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". 7 Пункт 39 Порядка установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации, и с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 149 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2024 г., регистрационный N 78354) (далее - Порядок N 149). 8 Пункт 46 Порядка N 149. 9 Подпункт 1 пункта 5 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации. 10 Подпункт 2 пункта 5 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации. 11 Подпункт 1 пункта 3 статьи 107 и подпункт 2 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Обзор документа
Плата за регулярные воздушные перевозки рассчитывается по новым правилам.
С 1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет вводятся новые единые правила расчета и взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, а также возврата пассажирам денег, уплаченных за перевозку. Определены виды тарифов, порядок их применения.
Правила формирования тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации утрачивают силу.
Зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2024 г. Регистрационный № 80392.
Назад
С 1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет вводятся новые единые правила расчета и взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, а также возврата пассажирам денег, уплаченных за перевозку. Определены виды тарифов, порядок их применения.
Правила формирования тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации утрачивают силу.
Зарегистрирован в Минюсте России 29 ноября 2024 г. Регистрационный № 80392.