Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2022 г. N 2106 "О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи"

Обзор документа

24 ноября 2022

gerb

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2022 г. N 2106 "О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи"

       

     В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона "О защите
конкуренции" Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения
сетей электросвязи (далее - Правила);
     изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня
нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных
положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных
положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и
распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР,
решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих
обязательные требования, в отношении которых не применяются положения
частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных
требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2021, N 2, ст. 471; N 35, ст. 6316; 2022, N 1, ст. 136, 171;
N 2, ст. 535, 536; N 4, ст. 646; N 10, ст. 1498, 1524; N 23, ст. 3834;
N 34, ст. 5991; N 36, ст. 6224; N 40, ст. 6815).
     2. Федеральной антимонопольной службе в 3-месячный срок утвердить:
     методические рекомендации по установлению цен (тарифов) на
предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей
электросвязи, предусмотренные пунктом 39 Правил;
     формы раскрытия информации, предусмотренной пунктом 10 Правил, а
также порядок заполнения указанных форм.
     3. Установить, что начало раскрытия информации об условиях доступа к
инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, предусмотренной пунктом
10 Правил, а также начало ведения реестра заявлений о предоставлении
доступа к инфраструктуре, предусмотренного пунктом 22 Правил, должны быть
осуществлены в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего
постановления.
     4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской
Федерации от 29 ноября 2014 г. N 1284 "Об утверждении Правил
недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей
электросвязи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014,
N 50, ст. 7076).
     5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г., за
исключением пунктов 1 и 2 изменений, утвержденных настоящим
постановлением, которые вступают в силу со дня официального опубликования
настоящего постановления.
     6. Правила действуют до 1 марта 2029 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                              от 22 ноября 2022 г. N 2106

                                 Правила
   недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей
                              электросвязи

                           I. Общие положения

     1. Настоящие Правила определяют условия и порядок обеспечения
недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей
электросвязи, которая используется или может быть использована для
оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи.
     2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
     "инфраструктура для размещения сетей электросвязи" (далее -
инфраструктура) - специальные объекты инфраструктуры и (или) сопряженные
объекты инфраструктуры;
     "специальные объекты инфраструктуры" - специально созданные или
приспособленные для размещения сетей электросвязи (их отдельных
элементов) объекты инфраструктуры, к которым относятся в том числе:
     сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения связи (за
исключением кабелей связи, в том числе их части);
     здания, сооружения либо отдельные помещения в них, специально
созданные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов);
     столбовые и стоечные опоры;
     "сопряженные объекты инфраструктуры" - объекты инфраструктуры, в том
числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи,
которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их
отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, и к которым относятся в том числе воздушные линии
электропередачи, столбовые опоры, мосты, туннели, прочие дорожные
сооружения и коллекторы;
     "владелец инфраструктуры" - субъект естественной монополии,
регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "О естественных монополиях" и который является
собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на
ином законном основании;
     "доступ к инфраструктуре" - получение во временное пользование
объектов инфраструктуры и (или) их части;
     "пользователь инфраструктуры" - лицо, заказывающее и (или)
использующее доступ к инфраструктуре в целях размещения сетей
электросвязи и (или) их отдельных элементов на основании возмездного
договора о предоставлении доступа к инфраструктуре (далее - договор) с
владельцем инфраструктуры;
     "технологическая возможность доступа к инфраструктуре" - обеспечение
соответствия объекта инфраструктуры технологическим требованиям и нормам
инфраструктуры при предоставлении доступа к этому объекту инфраструктуры,
в том числе для осуществления основной деятельности владельца
инфраструктуры;
     "экономическая возможность доступа к инфраструктуре" - обеспечение
возмещения экономически обоснованных расходов и необходимой прибыли
владельца инфраструктуры, связанных с предоставлением доступа к
инфраструктуре, за счет пользователя инфраструктуры.
     3. Недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает
обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры
независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с
владельцем инфраструктуры. Недискриминационный доступ к инфраструктуре
может допускать применение дифференцированных условий доступа, которые
экономически и технологически обоснованы.
     4. Государственный контроль за соблюдением требований, определенных
настоящими Правилами, осуществляется Федеральной антимонопольной службой
и ее территориальными органами в пределах установленных полномочий по
вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской
Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных
монополиях.
     5. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации устанавливает методические рекомендации по размещению сетей
электросвязи (их отдельных элементов) на специальных объектах
инфраструктуры и методические рекомендации по техническому обслуживанию
специальных объектов инфраструктуры.
     6. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Министерством
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
устанавливают методические рекомендации по размещению сетей электросвязи
(их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры и иные
методические рекомендации, обеспечивающие возможность размещения сетей
электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах
инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности
владельца инфраструктуры.

     II. Общие условия недискриминационного доступа пользователей к
                             инфраструктуре

     7. Применение настоящих Правил осуществляется исходя из следующих
принципов:
     а) обеспечение потребителям услуг электросвязи возможности получения
услуг электросвязи у выбранного ими оператора связи;
     б) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для
пользователей инфраструктуры;
     в) создание условий для развития конкуренции на рынке услуг
общедоступной электросвязи;
     г) доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре.
     8. Предоставление доступа к инфраструктуре для всех пользователей
инфраструктуры должно осуществляться в том же порядке и на тех же
условиях, на которых структурные подразделения владельца инфраструктуры
либо его аффилированные лица используют инфраструктуру для целей
размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в случае такого
использования, за исключением размещения технологических сетей связи (их
отдельных элементов).

 III. Перечень информации об условиях доступа к инфраструктуре и порядок
                              ее раскрытия

     9. Владелец инфраструктуры обязан раскрывать пользователям
инфраструктуры информацию об условиях и порядке доступа к инфраструктуре.
     Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней
неограниченного круга лиц путем размещения на сайте владельца
инфраструктуры в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо
в печатных средствах массовой информации, территорией распространения
которых является Российская Федерация (официальные печатные издания), а
также предоставление такой информации по запросу пользователя
инфраструктуры.
     10. В состав информации, подлежащей опубликованию владельцем
инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами, входят:
     а) перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может
быть предоставлен доступ владельцем инфраструктуры в соответствии с
пунктом 18 настоящих Правил;
     б) порядок формирования цены (тарифа) за предоставление доступа к
инфраструктуре, включая условия дифференциации цен (тарифов);
     в) информация о порядке и условиях выполнения запросов на
предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры;
     г) реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре,
который ведется владельцем инфраструктуры в соответствии с пунктом 22
настоящих Правил;
     д) сведения о размере платы за предоставление информации,
предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.
     11. Информация, предусмотренная пунктом 10 настоящих Правил, должна
быть опубликована либо актуализирована ежегодно, до 1 марта, а также в
течение 10 рабочих дней со дня приобретения прав в отношении объекта
инфраструктуры, а для объектов, требующих монтажа и введения в
эксплуатацию, - со дня введения объекта в эксплуатацию (подписания акта о
вводе объекта в эксплуатацию, получения разрешения на эксплуатацию
объекта). Изменения информации, предусмотренной пунктом 10 настоящих
Правил, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых
первоначально опубликована соответствующая информация, в следующие сроки:
     в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о внесении
изменений - в официальных печатных изданиях;
     в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении
изменений - на официальном сайте.
     В случае если размещенная в соответствии с пунктом 10 настоящих
Правил информация не изменяется, требование опубликовывать либо
актуализировать такую информацию ежегодно, до 1 марта, не применяется.
     12. Опубликованию подлежит информация, не составляющая
государственной тайны.
     13. По запросу, направленному пользователем инфраструктуры владельцу
инфраструктуры в письменной форме, владелец инфраструктуры посредством
электронной и (или) почтовой связи предоставляет пользователю
инфраструктуры следующую информацию:
     а) схемы размещения объектов инфраструктуры и иная техническая
информация, необходимая для организации доступа к инфраструктуре;
     б) информация о наличии (отсутствии) технологической возможности
предоставления доступа к объекту инфраструктуры;
     в) порядок выполнения технологических, технических и других
мероприятий, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре;
     г) порядок формирования цены (тарифа) на предоставление доступа к
инфраструктуре, информация о которой запрашивается;
     д) условия доступа сотрудников пользователя инфраструктуры к
инфраструктуре.
     14. Информация, предусмотренная пунктом 13 настоящих Правил,
предоставляется за исключением случаев, когда составляет государственную
тайну, а также за исключением иных случаев, установленных
законодательством Российской Федерации.
     15. К запросу пользователя инфраструктуры, указанному в пункте 13
настоящих Правил, должно быть приложено письменное обязательство о
сохранении конфиденциальности предоставляемой информации и
неиспользовании ее в противоправных целях.
     Информация, предусмотренная пунктом 13 настоящих Правил,
рассматривается пользователем инфраструктуры как конфиденциальная, не
подлежащая раскрытию третьим лицам без согласия владельца инфраструктуры,
за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
     16. Срок выполнения владельцем инфраструктуры запроса, направленного
пользователем инфраструктуры, на предоставление информации в соответствии
с пунктом 13 настоящих Правил не может превышать 30 рабочих дней со дня
получения такого запроса.
     Владелец инфраструктуры вправе взимать плату за предоставление
информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил, только в случае
выполнения работ по осмотру, измерению, обследованию объекта
инфраструктуры, необходимых для предоставления информации. Цена (тариф)
на предоставление сопоставимой по объему и характеру информации
устанавливается одинаковой для всех пользователей инфраструктуры.
     17. Владелец инфраструктуры несет ответственность за
своевременность, полноту и достоверность предоставляемой и раскрываемой
информации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

                  IV. Условия доступа к инфраструктуре

     18. Владелец инфраструктуры при наличии технологической и
экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к
ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами. Доступ к
инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю
инфраструктуры на основе недискриминационных условий.
     При этом доступ к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе к
объектам транспортной и энергетической инфраструктуры, предоставляется
при условии, что размещение сетей электросвязи (их отдельных элементов)
не препятствует использованию таких объектов инфраструктуры по прямому
назначению, а также обеспечивает безопасность функционирования этих
объектов инфраструктуры.
     Владелец инфраструктуры не вправе обусловливать получение доступа к
инфраструктуре получением иных платных услуг либо доступом к иным
объектам, которые пользователь инфраструктуры не заказывал, если иное не
установлено настоящими Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть
гарантирован в любой части инфраструктуры, где имеется технологическая
возможность для предоставления такого доступа.
     Для целей организации технологических сетей электросвязи владельцы
сопряженных объектов инфраструктуры вправе устанавливать требования:
     а) к обязательному размещению сетей электросвязи пользователей
инфраструктуры на дополнительных сопряженных объектах инфраструктуры в
пределах тех сопряженных объектов инфраструктуры, на которых пользователь
инфраструктуры планирует размещение сетей электросвязи;
     б) к предоставлению владельцу инфраструктуры возможности
использования сетей электросвязи пользователя инфраструктуры, размещенных
на сопряженных объектах инфраструктуры, принадлежащих владельцу
инфраструктуры.
     19. Предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на
основании договора.
     Необоснованное уклонение или отказ от заключения договора могут быть
обжалованы в судебном порядке либо в порядке, установленном
антимонопольным законодательством Российской Федерации.
     20. Пользователь инфраструктуры, который намерен получить доступ к
инфраструктуре, направляет владельцу инфраструктуры в письменной форме
заявление о предоставлении доступа к инфраструктуре (далее - заявление),
которое должно содержать следующие сведения:
     а) наименование и организационно-правовая форма пользователя
инфраструктуры;
     б) фактический почтовый адрес пользователя инфраструктуры;
     в) перечень объектов инфраструктуры, к которым пользователь
инфраструктуры намерен получить доступ;
     г) предполагаемые сроки использования инфраструктуры;
     д) цель предполагаемого использования инфраструктуры;
     е) перечень отдельных элементов сети электросвязи пользователя
инфраструктуры, планируемых к размещению на объекте инфраструктуры.
     21. К заявлению должна быть приложена копия свидетельства о
государственной регистрации пользователя инфраструктуры в качестве
юридического лица или индивидуального предпринимателя.
     22. Владелец инфраструктуры обязан вести реестр заявлений о
предоставлении доступа к инфраструктуре (далее - реестр). Запись в реестр
вносится не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления
заявления владельцу инфраструктуры. В реестре фиксируются дата и время
поступления заявления, его номер, наименование и организационно-правовая
форма пользователя инфраструктуры, направившего заявление (далее -
заявитель), объект инфраструктуры, к которому запрашивается доступ, а
также планируемый срок начала использования объектов инфраструктуры.
     В реестре фиксируются сведения о планах, в том числе о долгосрочных,
владельца инфраструктуры по задействованию инфраструктуры для размещения
собственных сетей электросвязи (их отдельных элементов) в целях оказания
услуг общедоступной электросвязи в том же порядке, что и сведения о
заявлениях. Отказ в регистрации заявлений, искажение сроков их
регистрации и сроков регистрации сведений о планах владельца
инфраструктуры, искажение регистрационных номеров заявлений и иных
сведений не допускаются.
     Реестр подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном пунктом 11
настоящих Правил.
     23. Владелец инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня
получения заявления и документов, указанных в пунктах 20 и 21 настоящих
Правил, обязан их рассмотреть и направить заявителю оферту на заключение
договора или мотивированный отказ в предоставлении доступа к
инфраструктуре.
     Пользователь инфраструктуры в течение 30 рабочих дней со дня
получения оферты на заключение договора обязан направить владельцу
инфраструктуры согласие либо отказ от заключения договора в соответствии
с предложенной офертой. В случае отсутствия сведений и (или) документов о
согласии либо об отказе от заключения договора в установленный срок
заявление аннулируется и исключается из реестра.
     24. В случае отсутствия сведений и (или) документов, указанных в
пунктах 20 и 21 настоящих Правил, владелец инфраструктуры в течение 10
рабочих дней со дня получения заявления уведомляет об этом заявителя и в
течение 15 рабочих дней со дня получения недостающих сведений и
документов рассматривает их.
     В случае получения от владельца инфраструктуры такого уведомления
заявитель обязан направить ему недостающие сведения и (или) документы.
Если указанные сведения и (или) документы не будут направлены владельцу
инфраструктуры в срок, установленный уведомлением (но не менее 15 рабочих
дней), заявление аннулируется и сведения о нем исключаются из реестра.
     25. В случае отсутствия технологической возможности предоставления
доступа к инфраструктуре в полном объеме владелец инфраструктуры в
течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов,
указанных в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, обязан уведомить заявителя
о том, на каких условиях и в каком объеме может быть предоставлен доступ
к инфраструктуре.
     Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления ему
уведомления сообщает о намерении получить доступ к инфраструктуре в
объеме, предложенном владельцем инфраструктуры, либо об отказе от
получения доступа к инфраструктуре.
     В случае если пользователь инфраструктуры в установленный срок не
направляет ответ владельцу инфраструктуры, заявление аннулируется и
сведения о нем исключаются из реестра.
     В период направления владельцем инфраструктуры уведомления
заявителю, а также подготовки и направления заявителем ответа на это
уведомление за заявителем сохраняется очередность в реестре.
     26. Договор должен содержать следующие существенные условия:
     а) указание объектов инфраструктуры, которые предоставляются по
договору, а также цель их использования;
     б) размер, порядок и сроки оплаты за пользование инфраструктурой;
     в) условия технического обслуживания объектов инфраструктуры и
условия размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на
объектах инфраструктуры, определенные сторонами договора с учетом
методических рекомендаций, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящих
Правил;
     г) ответственность сторон договора за нарушение условий договора,
предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта;
     д) срок действия договора;
     е) условия изменения и расторжения договора;
     ж) порядок приостановления доступа к инфраструктуре по основаниям,
указанным в пункте 32 настоящих Правил, а также уведомления пользователя
инфраструктуры о намерении приостановить доступ к инфраструктуре;
     з) условия демонтажа сети электросвязи после расторжения
(прекращения) договора.
     27. Не допускается включать в договор условия, ограничивающие
использование инфраструктуры, в том числе в части взаимодействия
элементов сетей электросвязи различных пользователей инфраструктуры,
размещенных на одних объектах инфраструктуры, если эти условия не носят
технического или технологического характера, в том числе в целях
обеспечения безопасности объектов, и (или) не предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
     В случае если владелец инфраструктуры является оператором связи,
пользование инфраструктурой не может быть обусловлено обязательным
использованием услуг связи владельца инфраструктуры либо присоединением
сетей электросвязи пользователя инфраструктуры к сетям электросвязи
владельца инфраструктуры.
     28. Пользователь инфраструктуры обязан:
     а) оплачивать владельцу инфраструктуры пользование инфраструктурой в
сроки и в размерах, которые установлены договором;
     б) обеспечивать безопасность эксплуатации сети электросвязи,
содержать в исправности сеть электросвязи, в том числе ее отдельные
элементы, размещаемые на объектах инфраструктуры, а также соблюдать
установленные правила внутреннего распорядка на объектах инфраструктуры
(при их наличии);
     в) сообщать владельцу инфраструктуры о технических условиях
эксплуатации сети электросвязи, в том числе ее отдельных элементов,
размещенных на инфраструктуре;
     г) обеспечить безопасные и своевременные демонтаж и извлечение своей
сети электросвязи, в том числе отдельных элементов, при расторжении
договора.
     29. В договоре могут быть предусмотрены иные обязанности
пользователя инфраструктуры, обусловленные технологическими условиями
использования инфраструктуры, в том числе обеспечивающие требования
безопасности объектов инфраструктуры.
     30. Владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в
пользование обязан:
     а) обеспечить соблюдение установленных договором условий
технического обслуживания объектов инфраструктуры и условий размещения
сетей электросвязи (их отдельных элементов) на объектах инфраструктуры;
     б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать
пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и
профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по
договору;
     в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ
уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в
договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в
соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на
объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети
электросвязи размещены.
     31. В договоре могут быть предусмотрены также иные обязанности
владельца инфраструктуры.
     32. Владелец инфраструктуры вправе приостановить доступ пользователя
инфраструктуры к инфраструктуре в следующих случаях:
     а) возникновение у пользователя инфраструктуры задолженности по
оплате пользования инфраструктурой за 2 и более расчетных периода,
установленных в соответствии с договором, на основании которого
предоставляется доступ к инфраструктуре;
     б) получение владельцем инфраструктуры в порядке, установленном в
соответствии с законодательством Российской Федерации, акта контрольного
(надзорного) мероприятия по результатам проведения контрольного
(надзорного) мероприятия Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) ее
территориальным органом, содержащего сведения о выявлении нарушения
требований законодательства Российской Федерации, за соблюдением которых
осуществляется контроль (надзор) указанной Службой и (или) ее
территориальными органами. Уведомление о получении такого акта
направляется владельцем инфраструктуры пользователю инфраструктуры в
течение одного рабочего дня со дня получения владельцем инфраструктуры
такого акта;
     в) причинение ущерба объекту инфраструктуры или наличие угрозы
причинения такого ущерба в результате размещения на нем сетей
электросвязи;
     г) возникновение аварийных ситуаций на объектах инфраструктуры;
     д) получение владельцем инфраструктуры в порядке, установленном в
соответствии с законодательством Российской Федерации, акта проверки
(инспекции) по результатам проведения проверки (инспекции) Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и (или) ее
территориальным органом, содержащего сведения о выявлении нарушения
требований законодательства Российской Федерации, за соблюдением которых
осуществляется контроль (надзор) указанной Службой и (или) ее
территориальными органами. Уведомление о получении такого акта
направляется владельцем инфраструктуры пользователю инфраструктуры в
течение одного рабочего дня со дня получения владельцем инфраструктуры
такого акта.
     33. Доступ к инфраструктуре должен быть восстановлен в срок не более
2 календарных дней после устранения причин, вызвавших его
приостановление.
     Демонтаж сети электросвязи пользователя инфраструктуры, в том числе
ее отдельных элементов, размещенных на объектах инфраструктуры в
соответствии с договором, в период приостановления доступа пользователя к
инфраструктуре не допускается, за исключением случаев, когда такой
демонтаж необходим для устранения аварийной ситуации.
     Условия демонтажа и последующего монтажа сети электросвязи (ее
отдельных элементов), в том числе при реконструкции и модернизации
объектов инфраструктуры, устанавливаются договором.
     В случае неустранения причин, вызвавших приостановление доступа к
инфраструктуре, в течение 6 месяцев со дня получения пользователем
инфраструктуры от владельца инфраструктуры уведомления в письменной форме
о намерении приостановить доступ к инфраструктуре владелец инфраструктуры
вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, а пользователь
инфраструктуры в порядке и сроки, которые установлены договором, обязан
демонтировать за свой счет сети электросвязи (их отдельные элементы).
     34. Владелец инфраструктуры имеет право вывести из эксплуатации
(полностью или частично) свои объекты инфраструктуры с обязательным
уведомлением пользователя инфраструктуры и обоснованием причин такого
вывода в письменной форме не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемого
дня расторжения договора при условии обеспечения приоритетности заявления
в реестре при предоставлении заявителю доступа к объектам инфраструктуры,
аналогичным выводимым из эксплуатации, с учетом пункта 35 настоящих
Правил.
     В случае если из эксплуатации выводятся объекты инфраструктуры, в
отношении которых имеются сведения о заявлениях, внесенные в реестр,
владелец инфраструктуры обязан в порядке, установленном пунктом 25
настоящих Правил, уведомить в письменной форме об этом соответствующих
заявителей с обоснованием причин такого вывода.

 V. Порядок доступа к инфраструктуре в условиях ограниченной возможности
                              производства

     35. При отсутствии возможности удовлетворения всех поступивших
заявлений владелец инфраструктуры обязан обеспечить предоставление
доступа к инфраструктуре в следующей последовательности:
     а) для целей, касающихся безопасности человека на воде, на земле, в
воздухе, космическом пространстве, ликвидации последствий крупных аварий,
катастроф, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, связанных с
проведением неотложных мероприятий в области государственного управления,
обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
     б) для целей ликвидации аварийных ситуаций на сетях электросвязи,
связанных с прекращением оказания услуг связи с использованием
инфраструктуры;
     в) для целей размещения сетей электросвязи.
     36. При наличии нескольких заявлений, которые не могут быть
удовлетворены одновременно, предоставление доступа к инфраструктуре
осуществляется в порядке поступления заявлений в соответствии с их
регистрацией в реестре и с учетом сохранения очередности в случаях,
предусмотренных пунктом 35 настоящих Правил.
     В случае отказа пользователя инфраструктуры от доступа к
инфраструктуре или прекращения действия договора доступ к освободившемуся
объекту инфраструктуры предоставляется следующему по очередности
заявителю.
     37. Сроки и способы расширения, вывода из эксплуатации
инфраструктуры (объектов инфраструктуры) определяются владельцем
инфраструктуры самостоятельно исходя из экономической и технологической
целесообразности.

  VI. Порядок возмещения экономически обоснованных расходов владельцев
 инфраструктуры на предоставление доступа к инфраструктуре и обеспечения
              необходимой прибыли владельцев инфраструктуры

     38. Цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для
размещения сетей электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры.
Цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения
сетей электросвязи в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем
инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры,
заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры
или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их
часть.
     39. Цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для
размещения сетей электросвязи устанавливаются в российских рублях на
уровне, обеспечивающем возмещение экономически обоснованных расходов
владельцев инфраструктуры на предоставление доступа к инфраструктуре и
получение необходимой прибыли владельцами инфраструктуры.
     В состав цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре
для размещения сетей электросвязи включаются расходы, которые несет
владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных
пунктом 30 настоящих Правил.
     Установление цен (тарифов) на предоставление доступа к
инфраструктуре для размещения сетей электросвязи осуществляется с учетом
методических рекомендаций по установлению цен (тарифов) на предоставление
доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утверждаемых
Федеральной антимонопольной службой.
     При установлении цен (тарифов) на предоставление доступа к
инфраструктуре для размещения сетей электросвязи учитываются следующие
расходы владельцев инфраструктуры:
     на проведение работ, связанных с обследованием объектов
инфраструктуры на предмет наличия (отсутствия) технической возможности
предоставления доступа к объекту инфраструктуры и на предмет соответствия
объекта инфраструктуры дополнительным нагрузкам, возникающим вследствие
размещения сетей электросвязи, в случае возникновения таких нагрузок;
     на проведение работ, связанных с размещением (монтажом) сетей
электросвязи на объектах инфраструктуры, включая затраты на устранение
дефектов и повреждений, когда такое устранение является необходимым
условием для размещения сетей электросвязи;
     на проведение работ, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом
объектов инфраструктуры;
     на проведение работ, связанных с модернизацией, реконструкцией,
переустройством объектов инфраструктуры, работ, связанных с переносом,
переустройством сетей электросвязи вследствие капитального ремонта,
модернизации, реконструкции, переустройства объектов инфраструктуры, а
также в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил.
     Методическими рекомендациями, указанными в абзаце третьем настоящего
пункта, могут быть предусмотрены особенности установления цен (тарифов) и
учета расходов владельцев инфраструктуры на предоставление доступа к
инфраструктуре для размещения сетей электросвязи на специальных и (или)
сопряженных объектах инфраструктуры.
     Включение в состав цен (тарифов) на предоставление доступа к
инфраструктуре для размещения сетей электросвязи расходов, учтенных в
составе цен (тарифов) на предоставление иных услуг, связанных с
использованием тех же объектов инфраструктуры, не допускается.
     Включение в состав цен (тарифов) на предоставление доступа к
инфраструктуре для размещения сетей электросвязи расходов, обусловленных
или связанных с проведением работ по ремонту, модернизации,
реконструкции, замене объектов инфраструктуры или их части, допускается в
случае, если в соответствии с договором ответственность за проведение
таких работ возлагается на владельца инфраструктуры.
     40. Порядок формирования цен (тарифов) на предоставление доступа к
инфраструктуре для размещения сетей электросвязи публикуется владельцем
инфраструктуры в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящих Правил.
     41. Владелец инфраструктуры вправе дифференцировать цены (тарифы) на
предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи
в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к
которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также
технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее
отдельных элементов.
     42. Рассмотрение заявлений о нарушении предусмотренного настоящими
Правилами порядка обеспечения недискриминационного доступа к
инфраструктуре осуществляется антимонопольным органом в порядке,
предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции".

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                              от 22 ноября 2022 г. N 2106

                               Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 31
                         декабря 2020 г. N 2467

     1. В пункте 11 цифры "977," исключить.
     2. Пункт 111 изложить в следующей редакции:
     "111. Пункты 662, 667, 668, 977, 9841, 1004, 1015, 10311, 10312
перечня действуют до 1 марта 2023 г.".
     3. В пункте 111 цифры "977," исключить.
     4. Пункты 503 и 977 перечня нормативных правовых актов и групп
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,
нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых
актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых
актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов
государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной
комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в
отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15
Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации",
утвержденного указанным постановлением, исключить.

Обзор документа

С марта 2023 г. начнет действовать новый порядок недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.
Утверждены новые правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи. Они заменят правила 2014 г.
Недискриминационный доступ предусматривает равные условия реализации прав пользователей независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с владельцем инфраструктуры. При этом могут применяться экономически и технологически обоснованные дифференцированные условия доступа. Госконтроль за соблюдением правил осуществляют ФАС и ее территориальные органы.
Для получения доступа к инфраструктуре пользователь направляет ее владельцу письменное заявление с приложением копии свидетельства о госрегистрации в качестве юрлица или ИП. Владелец инфраструктуры обязан вести реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, а также раскрывать пользователям информацию об условиях и порядке доступа к ней.
Начало раскрытия информации об условиях доступа к инфраструктуре, а также начало ведения реестра заявлений должны быть осуществлены в течение 6 месяцев со дня вступления в силу новых правил.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу в силу со дня его опубликования.
Правила действуют до 1 марта 2029 г.
Назад