Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 459-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Обзор документа

22 ноября 2022

gerb

Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. N 459-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 9 ноября 2022 года
     Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года

     Статья 1
     В части 9 статьи 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года
N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, N 46, ст. 5555; 2012, N 31, ст. 4320; 2021, N 24,
ст. 4188; 2022, N 10, ст. 1396) слова "от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" заменить словами "от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих
принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

     Статья 2
     Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об
организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2015, N 29, ст. 4346; 2018, N 1, ст. 64; 2020, N 24, ст. 3740; 2021,
N 27, ст. 5165, 5179; 2022, N 12, ст. 1783; N 16, ст. 2594; N 18,
ст. 3012) следующие изменения:
     1) в статье 2:
     а) в части 4 слова "законами или иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации," и слова ", а в случае, если
соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных
перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в
порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок
между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные
маршруты" исключить;
     б) дополнить частями 4.1 - 4.3 следующего содержания:
     "4.1. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с
учетом положений настоящего Федерального закона устанавливается порядок
подготовки и реализации региональных комплексных планов транспортного
обслуживания населения.
     4.2. Методика формирования региональных комплексных планов
транспортного обслуживания населения утверждается Правительством
Российской Федерации.
     4.3. Требования к региональному стандарту транспортного обслуживания
населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
     2) в части 1 статьи 3:
     а) в пункте 27 слова "высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации или" и слова "соответственно
уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и" исключить;
     б) дополнить пунктами 27.1 и 27.2 следующего содержания:
     "27.1) региональный комплексный план транспортного обслуживания
населения - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющий
приоритеты, цели и задачи транспортного обслуживания населения субъекта
Российской Федерации при организации регулярных перевозок пассажиров и
багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим
транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами
транспорта общего пользования, мероприятия, обеспечивающие достижение
целевых показателей, установленных региональным стандартом транспортного
обслуживания населения, сроки реализации этих мероприятий, а также
устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок,
организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом
отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
     27.2) региональный стандарт транспортного обслуживания населения -
нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации, устанавливающий перечень и целевые
значения показателей, характеризующих доступность, безопасность и
комфортность для населения субъекта Российской Федерации регулярных
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками
пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования.
Региональный стандарт транспортного обслуживания населения не относится к
документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 Федерального
закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской
Федерации";";
     3) в части 2 статьи 16 слова "порядок подготовки документов
планирования таких перевозок" заменить словами "порядок подготовки
соответствующих разделов региональных комплексных планов транспортного
обслуживания населения";
     4) часть 1 статьи 18 дополнить словами "или региональным комплексным
планом транспортного обслуживания населения";
     5) часть 5 статьи 19 после слов "документом планирования регулярных
перевозок" дополнить словами "или региональным комплексным планом
транспортного обслуживания населения";
     6) в статье 28:
     а) наименование дополнить словами "и карты международного маршрута
регулярных перевозок";
     б) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
     "3.1. Форма бланка карты международного маршрута регулярных
перевозок и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта.";
     7) в статье 39:
     а) часть 5 после слов "документом планирования регулярных перевозок"
дополнить словами "или региональным комплексным планом транспортного
обслуживания населения";
     б) часть 9 после слов "документом планирования регулярных перевозок"
дополнить словами "или региональным комплексным планом транспортного
обслуживания населения".

     Статья 3
     Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 442-ФЗ "О
внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2018, N 1, ст. 26; 2020, N 17, ст. 2725) следующие изменения:
     1) в статье 3:
     а) в части 1:
     пункт 13 после слова "перемещается" дополнить словами ", в том числе
над землей,";
     пункт 14 после слов "или иное устройство" дополнить словами ", кроме
кресел и буксировочных устройств (бугелей", после слова "совокупность"
дополнить словом "таких";
     пункт 15 изложить в следующей редакции:
     "15) проездной документ - билет, квитанция на провоз ручной клади
или кассовый чек с указанными на нем обязательными реквизитами проездного
документа, в том числе записанные на электронный носитель информации,
либо жетон, подтверждающие право пассажира на перевозку и провоз ручной
клади, подлежащие оплате в соответствии с правилами пользования
внеуличным транспортом;";
     в пункте 16 слова "контроль оплаты пассажиром перевозки и провоза
ручной клади в соответствии с правилами пользования внеуличным
транспортом" заменить словами "проверку подтверждения оплаты пассажиром
перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм";
     б) часть 2 после слов "его выхода" дополнить словами "через
пропускной пункт станции внеуличного транспорта, а в случае отсутствия на
станции внеуличного транспорта пропускного пункта для выхода пассажиров
до момента его выхода";
     2) пункт 5 статьи 5 дополнить словами "(за исключением канатных
дорог, фуникулеров, входящих в состав инфраструктуры внеуличного
транспорта лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских
конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, а также иных
объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, относящихся к опасным
производственным объектам, указанным в пункте 1 статьи 2 Федерального
закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов")";
     3) в статье 6:
     а) наименование после слова "контролю" дополнить словом "(надзору)";
     б) часть 1 после слова "контролю" дополнить словом "(надзору)";
     в) пункт 3 части 4 признать утратившим силу;
     г) пункт 2 части 5 признать утратившим силу;
     4) дополнить статьей 6.1 следующего содержания:
     "
     Статья 6.1. Порядок изъятия переданных полномочий
     1. Руководитель федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в
течение двадцати рабочих дней со дня выявления нарушений при
осуществлении переданных полномочий, в том числе непредставления в
установленные сроки отчетности об осуществлении переданных полномочий,
предусмотренной частью 6 статьи 6 настоящего Федерального закона,
направляет высшему исполнительному органу государственной власти субъекта
Российской Федерации предписание (представление) об устранении выявленных
нарушений.
     2. В предписании (представлении) указываются:
     1) место составления предписания (представления);
     2) дата составления предписания (представления);
     3) наименование и место нахождения высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, которому адресовано
предписание (представление);
     4) ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого
принято решение о вынесении предписания (представления);
     5) описание выявленных нарушений и (или) требование о проведении
мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей,
имуществу физических и юридических лиц, а также других мероприятий,
предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     6) ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации,
нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, положения
которых были нарушены;
     7) сроки устранения выявленных нарушений;
     8) способы извещения об устранении выявленных нарушений и
подтверждения устранения выявленных нарушений.
     3. Руководитель высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации в тридцатидневный срок со дня
получения предписания (представления) уведомляет руководителя
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
контролю и надзору в сфере транспорта, о принятом в соответствии с
предписанием (представлением) решении, в том числе о мерах по устранению
выявленных нарушений в указанный в предписании (представлении) срок.
     4. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме
предписания (представления) руководитель федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в
сфере транспорта, в течение двадцати рабочих дней со дня окончания
указанного в предписании (представлении) срока для устранения выявленных
нарушений направляет высшему должностному лицу субъекта Российской
Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) повторное предписание
(представление) и представление об освобождении от занимаемой должности
соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных
полномочий. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) уведомляет руководителя федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и
надзору в сфере транспорта, в тридцатидневный срок со дня получения
повторного предписания (представления) о принятом решении, в том числе о
мерах по устранению выявленных нарушений в указанный в повторном
предписании (представлении) срок, а также о результате рассмотрения
представления руководителя федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об
освобождении от занимаемой должности соответствующих должностных лиц
органов государственной власти субъекта Российской Федерации в
десятидневный срок со дня получения представления.
     5. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме
повторного предписания (представления) федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта,
в течение двадцати рабочих дней со дня окончания указанного в повторном
предписании (представлении) срока устранения выявленных нарушений вносит
в Правительство Российской Федерации представление об изъятии у органа
государственной власти субъекта Российской Федерации переданных
полномочий.";
     5) в статье 7:
     а) в пункте 3 слово "утверждение" заменить словами "определение
порядка разработки и утверждения";
     б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
     "4) определение порядка установления тарифов на услуги по перевозкам
пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм внеуличным
транспортом по межмуниципальным маршрутам и муниципальным маршрутам,
осуществление государственного регулирования таких тарифов, а также
установление таких тарифов на внеуличном транспорте, находящемся в
собственности субъектов Российской Федерации;";
     в) в пункте 6 после слов "по вопросам, связанным с" дополнить
словами "определением порядка установления тарифов на услуги по
перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм
внеуличным транспортом по межрегиональным маршрутам,", слова "тарифов на
перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм
внеуличным транспортом" заменить словами "таких тарифов, установлением
таких тарифов на внеуличном транспорте, находящемся в собственности
субъектов Российской Федерации,";
     г) пункт 7 после слов "правил технической эксплуатации внеуличного
транспорта" дополнить словами "или о порядке их утверждения";
     д) в пункте 9 слова "контроля за оплатой пассажирами перевозки и
провоза ручной клади сверх установленных норм, и установление порядка
осуществления такого контроля" заменить словами "проверки подтверждения
оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных
норм, и установление порядка такой проверки";
     е) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
     "9.1) заключение с органами государственной власти других субъектов
Российской Федерации соглашений о порядке проверки подтверждения оплаты
пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм на
межрегиональных маршрутах и перечне должностных лиц, уполномоченных на
осуществление такой проверки, или соглашений о порядке установления
порядка проверки подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза
ручной клади сверх установленных норм на межрегиональных маршрутах и
определения перечня должностных лиц, уполномоченных на осуществление
такой проверки;";
     6) в пункте 2 статьи 8 слово "утверждение" заменить словами
"определение порядка разработки и утверждения";
     7) статью 9 дополнить частью 6.1 следующего содержания:
     "6.1. Порядок расследования и учета транспортных происшествий,
аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном
транспорте (за исключением канатных дорог, фуникулеров, входящих в состав
инфраструктуры внеуличного транспорта лифтов, подъемных платформ для
инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и
эскалаторов, а также иных объектов инфраструктуры внеуличного транспорта,
относящихся к опасным производственным объектам, указанным в пункте 1
статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О
промышленной безопасности опасных производственных объектов")
определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.";
     8) в статье 12:
     а) в части 3 слова "подтверждаются проездными документами" заменить
словом "осуществляются";
     б) в части 4 слово "Форма" заменить словами "Заключение договора
перевозки пассажира и внесение платы за перевозку и провоз ручной клади
сверх установленных норм подтверждаются проездными документами. Форма
проездных документов (за исключением формы кассового чека)";
     9) дополнить статьей 12.1 следующего содержания:
     "
     Статья 12.1. Проверка подтверждения оплаты пассажирами перевозки и
                 провоза ручной клади сверх установленных норм
     1. Проверка подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза
ручной клади сверх установленных норм осуществляется уполномоченными
должностными лицами (далее - контролеры) на станциях внеуличного
транспорта, в том числе в пропускных пунктах.
     2. Проверка подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза
ручной клади сверх установленных норм осуществляется:
     1) при проезде по муниципальному или межмуниципальному маршруту - в
порядке, установленном с учетом положений настоящей статьи нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации, в границах которого
проходит такой маршрут;
     2) при проезде по межрегиональному маршруту - в порядке,
установленном с учетом положений настоящей статьи соглашениями,
заключенными между исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, в границах которых проходит такой
маршрут, и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, изданными в соответствии с указанными соглашениями.
     3. Порядок проверки подтверждения оплаты пассажирами перевозки и
провоза ручной клади сверх установленных норм включает в себя в том
числе:
     1) порядок подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза
ручной клади сверх установленных норм, порядок подтверждения права на
бесплатный проезд и (или) права на льготу по оплате проезда и провоза
ручной клади сверх установленных норм, предусмотренную частью 6 статьи 12
настоящего Федерального закона;
     2) порядок подтверждения оплаты пассажиром проезда детей, следующих
с ним, в случаях, если такой проезд подлежит оплате, а также перевозки
детей с использованием льгот по оплате проезда, предусмотренных частью 6
статьи 12, пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 15 настоящего Федерального
закона;
     3) порядок изъятия у лица, не подтвердившего в установленном
настоящей статьей порядке право на льготу по оплате проезда и провоза
ручной клади сверх установленных норм, проездного документа,
предназначенного для лица, которому предоставлено такое право;
     4) порядок действий контролеров при проверке подтверждения оплаты
пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм.
     4. Пассажир, которому предоставлено право на бесплатный проезд либо
право на льготу по оплате проезда и провоза ручной клади сверх
установленных норм, обязан иметь при себе и предъявлять в соответствии с
порядком, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи, по
требованию контролера документ, подтверждающий такое право. В случае,
если указанный документ не содержит фотографию пассажира, такой пассажир
обязан иметь при себе и предъявлять по требованию контролера также
документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     5. При перевозке детей с использованием льгот по оплате проезда,
предусмотренных частью 6 статьи 12, пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи
15 настоящего Федерального закона, пассажир обязан иметь при себе и
предъявлять в соответствии с порядком, указанным в абзаце первом части 3
настоящей статьи, по требованию контролера свидетельства о рождении детей
для подтверждения возраста детей, предоставляющего право на льготу по
оплате проезда.
     6. Если проверка подтверждения оплаты пассажирами перевозки и
провоза ручной клади сверх установленных норм осуществляется при проходе
через пропускной пункт, контролер отказывает в таком проходе лицу и
следующим с ним детям в случае неподтверждения оплаты проезда и провоза
ручной клади сверх установленных норм, права на бесплатный проезд и (или)
права на льготу по оплате проезда и провоза ручной клади сверх
установленных норм в соответствии с порядком, указанным в абзаце первом
части 3 настоящей статьи.
     7. Проездной документ, предназначенный для лица, которому
предоставлено право на льготу по оплате проезда и провоза ручной клади
сверх установленных норм, в случае непредставления документов,
предусмотренных частью 4 настоящей статьи, изымается контролером в
соответствии с порядком, указанным в абзаце первом части 3 настоящей
статьи.
     8. В случае нарушения порядка, указанного в абзаце первом части 3
настоящей статьи, контролер вправе потребовать от совершившего такое
нарушение лица документ, удостоверяющий личность этого лица в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а это лицо обязано
предъявить указанный документ. Уплата административного штрафа за такое
нарушение не освобождает лицо от обязанности оплатить перевозку и провоз
ручной клади сверх установленных норм, перевозку детей, следующих вместе
с ним.";
     10) статью 13 изложить в следующей редакции:
     "
     Статья 13. Установление тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и
                 провозу ручной клади сверх установленных норм
     1. Тарифы на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади
сверх установленных норм устанавливаются собственниками внеуличного
транспорта.
     2. Тарифы на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади
сверх установленных норм устанавливаются:
     1) при проезде по муниципальному или межмуниципальному маршруту - в
порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации, в границах которого проходит такой маршрут;
     2) при проезде по межрегиональному маршруту - в порядке,
установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, изданными в соответствии с соглашениями, заключенными между
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, в границах которых проходит такой маршрут.
     3. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения
может предусматриваться государственное регулирование тарифов
(установление регулируемых тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров и
провозу ручной клади сверх установленных норм, осуществляемое органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
пунктами 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.
     4. Потери в доходах перевозчика, возникшие в результате
государственного регулирования тарифов на услуги по перевозкам пассажиров
и провозу ручной клади сверх установленных норм, возмещаются перевозчику
в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством
субъектов Российской Федерации.
     5. Порядок расчета и возмещения недополученных перевозчиком доходов
в случаях, если законом или иным нормативным правовым актом субъекта
Российской Федерации отдельным категориям граждан установлены льготы по
оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм по
маршруту регулярных перевозок, на котором осуществляется государственное
регулирование тарифов, устанавливается органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.
     6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вправе предоставлять отдельным категориям граждан за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации льготы по оплате проезда и
провоза ручной клади сверх установленных норм по маршруту регулярных
перевозок, на котором не осуществляется государственное регулирование
тарифов, при условии согласования с перевозчиком, осуществляющим
перевозки по такому маршруту, размеров и порядка возмещения
недополученных перевозчиком доходов, связанных с предоставлением таких
льгот.
     7. Недополученные перевозчиком доходы в случае установления
законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан льгот
по оплате проезда и провоза ручной клади сверх установленных норм
возмещаются перевозчику в порядке и на условиях, которые предусмотрены
таким законодательством.";
     11) пункт 4 части 3 статьи 15 признать утратившим силу.

     Статья 4
     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года,
за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные
сроки вступления их в силу.
     2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1
января 2023 года.
     3. Пункты 1 - 5 и 7 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают
в силу с 1 марта 2024 года.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
21 ноября 2022 года
N 459-ФЗ

Обзор документа

Усовершенствовано законодательство в области транспортного обслуживания населения.
Подписан закон, направленный на совершенствование законодательства в области транспортного обслуживания населения, в т. ч. внеуличным транспортом.
В частности, введены понятия “региональный комплексный план транспортного обслуживания населения” и “региональный стандарт транспортного обслуживания населения”. Порядок подготовки и реализации указанных планов установят регионы. Методику формирования таких планов и требования к региональному стандарту транспортного обслуживания населения утвердит Правительство.
Детализирован порядок изъятия у регионов полномочий по контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования таким транспортом в случае ненадлежащего исполнения этих полномочий. Минтранс наделен полномочиями по определению порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий и ЧС техногенного характера на внеуличном транспорте (кроме канатных дорог, фуникулеров, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, а также иных объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, относящихся к опасным производственным объектам).
Также урегулированы вопросы, связанные с проверкой подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, в т. ч. оплаты перевозки, проезда детей, провоза ручной клади (в случаях, если они подлежат оплате, в т. ч. с предоставлением льгот). Контролеры могут требовать предъявления документов, удостоверяющих личность пассажиров.
На услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм можно устанавливать не только регулируемые, но и нерегулируемые тарифы.
Закон вступает в силу с 1 марта 2023 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Назад