Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. N 2483 "Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения"

Обзор документа

30 декабря 2021

gerb

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. N 2483 "Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения"

     В соответствии с пунктом 1 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые Правила проведения бюджетного мониторинга и
применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений
участниками казначейского сопровождения (далее - Правила).
     2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за
исключением положений пункта 6 Правил в части взаимодействия с
региональными (муниципальными) информационными системами для обмена
информацией с Федеральным казначейством и абзаца первого пункта 16 Правил
в части получения Федеральным казначейством в порядке информационного
взаимодействия, предусмотренного пунктом 15 статьи 24213-1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, информации об устранении оснований,
предусмотренных пунктами 10 и 11 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, которые вступают в силу с 1 января 2023 г.
     3. Установить, что до вступления в силу положений абзаца первого
пункта 16 Правил в части получения Федеральным казначейством в порядке
информационного взаимодействия, предусмотренного пунктом 15 статьи
24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, информации об устранении
оснований, предусмотренных пунктами 10 и 11 статьи 24213-1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в целях отмены примененных мер реагирования
участник казначейского сопровождения, лицевой счет которому в
соответствии с пунктом 71 статьи 2201 Бюджетного кодекса Российской
Федерации открыт в территориальном органе Федерального казначейства, и
финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) в отношении участника казначейского сопровождения, лицевой
счет которому открыт в финансовом органе субъекта Российской Федерации
(муниципального образования), в целях возобновления операций на лицевом
счете направляют в территориальный орган Федерального казначейства
обращение о повторной проверке наличия таких оснований, повлекших
ограничение операций на лицевом счете, в порядке и по формам, которые
установлены нормативным правовым актом Министерства финансов Российской
Федерации на основании пункта 4 статьи 24223 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                             от 25 декабря 2021 г. N 2483

                                 Правила
 проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях
недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения

                           I. Общие положения

     1. Настоящие Правила определяют порядок проведения Федеральным
казначейством бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей
(далее - бюджетный мониторинг) при осуществлении проверок при открытии
лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей и
применения мер реагирования в отношении участников казначейского
сопровождения, получающих средства из федерального бюджета, определенные
в соответствии со статьей 24225 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
и средства из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета),
определенные в соответствии со статьей 24226 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
     2. Положения подпунктов 1 - 3 пункта 5, пунктов 6 - 10 статьи
24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части проверок наличия
оснований и мер реагирования применяются в отношении участников
казначейского сопровождения (за исключением поставщика (подрядчика,
исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту).
     Положения настоящих Правил, установленные для участников
казначейского сопровождения, распространяются на их обособленные
(структурные) подразделения при предоставлении указанным обособленным
(структурным) подразделениям целевых средств.
     3. Бюджетный мониторинг проводится при открытии участникам
казначейского сопровождения в территориальных органах Федерального
казначейства, финансовых органах субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) лицевых счетов в соответствии с пунктами 71
и 9 статьи 2201 Бюджетного кодекса Российской Федерации и осуществлении
операций на лицевых счетах.
     4. Территориальный орган Федерального казначейства в случае
выявления при открытии лицевого счета оснований, предусмотренных пунктами
6 и 7 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и признаков
финансовых нарушений, включенных в классификатор признаков финансовых
нарушений участников казначейского сопровождения, указанный в пункте 13
статьи 24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - признаки
финансовых нарушений), выявление которых влечет применение к участнику
казначейского сопровождения в соответствии с настоящими Правилами мер
реагирования, указанных в подпункте 2 пункта 3 и подпунктах 1 и 2 пункта
5 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет
информирование о применении указанных мер и причинах их применения в
порядке и по формам, которые установлены нормативным правовым актом
Федерального казначейства на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 24223
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - порядок открытия лицевых
счетов).
     5. Территориальный орган Федерального казначейства в случае
выявления при осуществлении операций на лицевом счете оснований,
предусмотренных пунктами 10 и 11 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, и признаков финансовых нарушений, выявление которых
влечет применение к участнику казначейского сопровождения в соответствии
с настоящими Правилами мер реагирования, указанных в пункте 3, подпунктах
3 и 4 пункта 5 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
осуществляет информирование о применении указанных мер и причинах их
применения в порядке и по формам, которые установлены нормативным
правовым актом Министерства финансов Российской Федерации на основании
пункта 4 статьи 24223 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -
порядок санкционирования).
     6. При осуществлении проверок на наличие оснований, предусмотренных
пунктами 6, 7, 10 и 11 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, а также на наличие признаков финансовых нарушений, включенных
в классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского
сопровождения, утвержденный приказом Министерства финансов Российской
Федерации, используются данные источников открытого хранения и
распространения информации, информации, содержащейся в информационных
системах Федерального казначейства, и информации, полученной Федеральным
казначейством в рамках обмена информацией в соответствии с пунктом 15
статьи 24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также путем
взаимодействия с региональными (муниципальными) информационными
системами.
     7. Информация о результатах проведения бюджетного мониторинга при
открытии лицевых счетов и осуществлении операций на лицевых счетах, а
также иная информация, предусмотренная настоящими Правилами, формируется
в государственной интегрированной информационной системе управления
общественными финансами "Электронный бюджет" с учетом требований
законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой
законом тайне.

   II. Отказ в открытии (приостановление открытия) лицевого счета при
                    проведении бюджетного мониторинга

     8. Территориальный орган Федерального казначейства в порядке и
сроки, которые предусмотрены порядком открытия лицевых счетов, проводит
проверку наличия оснований, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 24213-1
Бюджетного кодекса Российской Федерации, при открытии лицевого счета,
исходя из информации, содержащейся в полученном территориальным органом
Федерального казначейства:
     а) заявлении на открытие лицевого счета, предусмотренного порядком
открытия лицевых счетов, - от участника казначейского сопровождения,
которому лицевой счет открыт в территориальном органе Федерального
казначейства (далее - участник казначейского сопровождения);
     б) заявлении на открытие лицевого счета, предусмотренного порядком
открытия лицевых счетов, установленным в соответствии с пунктом 9 статьи
2201 Бюджетного кодекса Российской Федерации, участника казначейского
сопровождения, которому открыт лицевой счет в финансовом органе субъекта
Российской Федерации (муниципального образования) (далее - региональный
(муниципальный) участник казначейского сопровождения), - от финансового
органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
     9. Территориальный орган Федерального казначейства после завершения
предусмотренной пунктом 8 настоящих Правил проверки:
     а) при отсутствии оснований, указанных в пунктах 6 и 7 статьи
24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, открывает лицевой счет
участнику казначейского сопровождения и информирует об этом финансовый
орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в целях
открытия лицевого счета региональному (муниципальному) участнику
казначейского сопровождения;
     б) при наличии оснований, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 24213-1
Бюджетного кодекса Российской Федерации, отказывает соответственно в
открытии лицевого счета участнику казначейского сопровождения или
приостанавливает открытие лицевого счета и информирует о применении
указанных мер реагирования получателя бюджетных средств, которому
доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий или
бюджетных инвестиций, получателя субсидии (бюджетной инвестиции),
поставщика (подрядчика, исполнителя), головного исполнителя по
государственному (муниципальному) контракту, исполнителя, осуществляющих
функции заказчиков по соответствующему контракту (договору) (далее при
совместном упоминании - заказчик), которым открыты лицевые счета в
территориальном органе Федерального казначейства, а также информирует
финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) для применения соответствующих мер реагирования при открытии
лицевого счета региональному (муниципальному) участнику казначейского
сопровождения и информирования в установленном финансовым органом
субъекта Российской Федерации (муниципального образования) порядке
заказчика, которому открыт лицевой счет в финансовом органе субъекта
Российской Федерации (муниципального образования) (далее - региональный
(муниципальный) заказчик).
     10. Решение соответствующего заказчика о подтверждении открытия
лицевого счета или о возврате документов, указанных в пункте 8 настоящих
Правил, предусмотренное пунктом 9 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, направляется в территориальный орган Федерального
казначейства в порядке и в сроки, которые установлены порядком открытия
лицевых счетов, заказчиком, которому открыт лицевой счет в
территориальном органе Федерального казначейства, или финансовым органом
субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основании
решения, принятого региональным (муниципальным) заказчиком.
     11. На основании предусмотренного пунктом 10 настоящих Правил:
     а) решения о подтверждении открытия лицевого счета территориальный
орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской
Федерации (муниципального образования) осуществляют открытие лицевого
счета соответственно участнику казначейского сопровождения, региональному
(муниципальному) участнику казначейского сопровождения;
     б) решения о возврате документов, предусмотренных пунктом 8
настоящих Правил, территориальный орган Федерального казначейства,
финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) осуществляет возврат указанных документов участнику
казначейского сопровождения, региональному (муниципальному) участнику
казначейского сопровождения соответственно.
     12. Территориальный орган Федерального казначейства, финансовый
орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в случае
непредставления решения, предусмотренного пунктом 10 настоящих Правил,
осуществляют открытие лицевого счета участнику казначейского
сопровождения, региональному (муниципальному) участнику казначейского
сопровождения соответственно.
     Территориальный орган Федерального казначейства в случаях, указанных
в подпункте "а" пункта 11 настоящих Правил и абзаце первом настоящего
пункта, осуществляет информирование в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, на основании пункта 14
статьи 24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о факте,
предусмотренном подпунктом 1 пункта 14 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.

  III. Запрет осуществления операций, отказ в осуществлении операции на
           лицевом счете при проведении бюджетного мониторинга

     13. Территориальный орган Федерального казначейства проводит
проверку наличия оснований, указанных в пунктах 10 и 11 статьи 24213-1
Бюджетного кодекса Российской Федерации, при осуществлении операций на
лицевом счете участника казначейского сопровождения, регионального
(муниципального) участника казначейского сопровождения в части
перечисления денежных средств на сумму 600 тысяч рублей и более на
банковские счета, открытые в кредитных организациях, за исключением
выплат персоналу и платежей по контрактам (договорам), указанным в
подпункте 4 пункта 3 статьи 24223 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
     14. Территориальный орган Федерального казначейства в порядке и
сроки, которые предусмотрены порядком санкционирования, проводит проверки
на наличие оснований, указанных в пунктах 10 и 11 статьи 24213-1
Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из информации,
содержащейся в полученных территориальным органом Федерального
казначейства:
     а) платежных документах участника казначейского сопровождения - от
участника казначейского сопровождения;
     б) платежных документах региональных (муниципальных) участников
казначейского сопровождения (реестре таких платежных документов) - от
финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального
образования).
     15. Территориальный орган Федерального казначейства после завершения
предусмотренной пунктом 14 настоящих Правил проверки:
     а) при отсутствии оснований, указанных в пунктах 10 и 11 статьи
24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет проведение
операции на лицевом счете участника казначейского сопровождения и
информирует финансовый орган субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) для проведения им операций на лицевом счете
регионального (муниципального) участника казначейского сопровождения;
     б) при наличии оснований, указанных в пунктах 10 и 11 статьи 24213-1
Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает соответственно
запрет осуществления операций на лицевом счете или отказ в осуществлении
операции на лицевом счете участника казначейского сопровождения и
информирует о применении указанных мер реагирования государственного
(муниципального) заказчика, заказчика, которым открыт лицевой счет в
территориальном органе Федерального казначейства, а также финансовый
орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в целях
применения им указанных мер реагирования на лицевом счете регионального
(муниципального) участника казначейского сопровождения и информирования
государственного (муниципального) заказчика, которому открыт лицевой счет
в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального
образования), регионального (муниципального) заказчика.
     16. Территориальный орган Федерального казначейства на основании
полученной путем обмена информацией, предусмотренного пунктом 15 статьи
24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, информации об устранении
оснований, предусмотренных пунктами 10 и 11 статьи 24213-1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, повлекших применение соответствующих мер
реагирования:
     отменяет примененные меры реагирования (запрет, отказ в
осуществлении операций на лицевом счете участника казначейского
сопровождения) и информирует об этом участника казначейского
сопровождения и государственного (муниципального) заказчика, заказчика,
которому открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального
казначейства;
     информирует финансовый орган субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) для отмены примененных мер реагирования на
лицевом счете регионального (муниципального) участника казначейского
сопровождения и информирования об этом в установленном финансовым органом
субъекта Российской Федерации (муниципального образования) порядке
участника казначейского сопровождения и государственного (муниципального)
заказчика, которому открыт лицевой счет в финансовом органе субъекта
Российской Федерации (муниципального образования), регионального
(муниципального) заказчика.
     Территориальный орган Федерального казначейства осуществляет
информирование органов, осуществляющих функции по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
финансированию терроризма и финансированию распространения оружия
массового уничтожения, в соответствии с порядком, установленным
Правительством Российской Федерации, на основании пункта 14 статьи
24213-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации о факте запрета
осуществления или отказа в осуществлении операции на лицевом счете,
предусмотренном подпунктом 2 пункта 14 статьи 24213-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.

      IV. Приостановление операции на лицевом счете, предупреждение
  (информирование) при открытии участникам казначейского сопровождения
лицевых счетов или при осуществлении операций на указанных лицевых счетах

     17. Территориальный орган Федерального казначейства при открытии
лицевого счета и осуществлении операций на лицевом счете, предусмотренных
пунктом 13 настоящих Правил, проводит в отношении участника казначейского
сопровождения (регионального (муниципального) участника казначейского
сопровождения), а также юридического лица, индивидуального
предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг,
получающих денежные средства от участника казначейского сопровождения
(регионального (муниципального) участника казначейского сопровождения),
проверку наличия признаков финансовых нарушений, исходя из информации,
содержащейся в полученных территориальным органом Федерального
казначейства:
     а) заявлении на открытие лицевого счета участнику казначейского
сопровождения или платежных документах участника казначейского
сопровождения - от указанного участника;
     б) заявлении на открытие лицевого счета региональному
(муниципальному) участнику казначейского сопровождения или платежных
документах региональных (муниципальных) участников казначейского
сопровождения (реестре таких платежных документов) - от финансового
органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
     18. Территориальный орган Федерального казначейства по итогам
предусмотренной пунктом 17 настоящих Правил проверки, проведенной в
порядке и сроки, которые установлены порядком открытия лицевых счетов или
порядком санкционирования, предупреждает (информирует) о признаках
финансовых нарушений, выявление которых влечет предупреждение
(информирование):
     а) участника казначейского сопровождения, государственного
(муниципального) заказчика, заказчика, которому открыт лицевой счет в
территориальном органе Федерального казначейства;
     б) финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) для предупреждения (информирования) им регионального
(муниципального) участника казначейского сопровождения и предупреждения
(информирования) государственного (муниципального) заказчика, которому
открыт лицевой счет в финансовом органе субъекта Российской Федерации
(муниципального образования), регионального (муниципального) заказчика.
     19. Территориальный орган Федерального казначейства по итогам
предусмотренной пунктом 17 настоящих Правил проверки признаков финансовых
нарушений, выявление которых влечет приостановление операций на лицевом
счете:
     а) при отсутствии признаков финансовых нарушений осуществляет
проведение операции на лицевом счете участника казначейского
сопровождения, информирует финансовый орган субъекта Российской Федерации
(муниципального образования) для проведения им операций на лицевом счете
регионального (муниципального) участника казначейского сопровождения;
     б) при наличии признаков финансовых нарушений приостанавливает
осуществление операций на лицевом счете участника казначейского
сопровождения и информирует о применении этой меры реагирования
заказчика, которому открыт лицевой счет в территориальном органе
Федерального казначейства, а также финансовый орган субъекта Российской
Федерации (муниципального образования) для приостановления им операций на
лицевом счете регионального (муниципального) участника казначейского
сопровождения и информирования государственного (муниципального)
заказчика, которому открыт лицевой счет в финансовом органе субъекта
Российской Федерации (муниципального образования), регионального
(муниципального) заказчика.
     20. Территориальный орган Федерального казначейства, финансовый
орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
осуществляют проведение операции на лицевом счете:
     на основании решения соответственно государственного
(муниципального) заказчика, заказчика, которому открыт лицевой счет в
территориальном органе Федерального казначейства, государственного
(муниципального) заказчика, которому открыт лицевой счет в финансовом
органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования),
регионального (муниципального) заказчика о проведении операции, принятого
соответствующим государственным (муниципальным) заказчиком, региональным
(муниципальным) заказчиком с учетом информации, направленной ему согласно
подпункту "б" пункта 19 настоящих Правил;
     в случае непоступления решения, указанного в абзаце втором
настоящего пункта, в течение 3 рабочих дней со дня информирования,
предусмотренного подпунктом "б" пункта 19 настоящих Правил.
     21. Финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) информирует территориальный орган Федерального казначейства
об операции регионального (муниципального) участника казначейского
сопровождения, проведенной на его лицевом счете в случае, указанном в
пункте 20 настоящих Правил.

Обзор документа

Кабмин утвердил правила проведения бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей.
В БК РФ были закреплены нормы о бюджетном мониторинге. Правительство утвердило правила его проведения и применения мер реагирования для недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения.
В частности, мониторинг проводится Федеральным казначейством при открытии указанным участникам в его территориальных органах, финансовых органах субъекта РФ (муниципального образования) лицевых счетов и осуществлении операций с бюджетными средствами, получаемыми на основании госконтрактов, договоров, соглашений и контрактов. По его результатам в отношении участников казначейского сопровождения могут применяться следующие меры реагирования:
- отказ в открытии лицевого счета;
- приостановление открытия лицевого счета;
- запрет осуществления операций на лицевом счете;
- отказ в осуществлении операций на таком счете.
Информация о результатах мониторинга формируется в ГИИС "Электронный бюджет".
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Назад