Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. N 1053 "Об утверждении Положения о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Обзор документа

7 июля 2021

gerb

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. N 1053 "Об утверждении Положения о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

     В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений" и Федеральным законом "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство
Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном
метрологическом контроле (надзоре).
     2. Установить, что:
     включенные в план проведения плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на 2021 год проверки по федеральному
государственному метрологическому надзору, дата начала которых наступает
позже 30 июня 2021 г., проводятся в рамках федерального государственного
метрологического контроля (надзора) в соответствии с Положением о
федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре),
утвержденным настоящим постановлением;
     реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением,
осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии в пределах установленной Правительством Российской Федерации
предельной численности работников центрального аппарата и территориальных
органов Агентства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных
Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере
установленных функций.
     3. Признать утратившими силу:
     постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г.
N 246 "Об осуществлении государственного метрологического надзора"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2125);
     пункт 32 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства
Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора),
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня
2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании
утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999);
     постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2017 г. N 1643 "О внесении изменений в Положение об осуществлении
федерального государственного метрологического надзора" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 376).
     4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНО
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                                от 29 июня 2021 г. N 1053

                                Положение
    о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре)

                           I. Общие положения

     1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и
осуществления федерального государственного метрологического контроля
(надзора) (далее - надзор).
     2. Надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии и его территориальными органами в соответствии
с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской Федерации".
     3. Надзор на объектах федеральных органов исполнительной власти в
сфере обороны, обеспечения безопасности, войск национальной гвардии
Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней
разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах,
занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации,
осуществляется подразделениями указанных федеральных органов
исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих
органов управления, а также их государственными учреждениями в
соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных
органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
     4. Надзор осуществляется посредством профилактики нарушений
обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных)
мероприятий и принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений обязательных требований.
     5. Должностными лицами Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченными
на осуществление надзора (далее - должностные лица), являются:
     а) руководитель, заместители руководителя Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии;
     б) руководители, заместители руководителей территориальных органов
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
     в) иные должностные лица Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии и его территориальных органов, в должностные
обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит
осуществление полномочий по надзору.
     6. Должностными лицами Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченными
на принятие решений о проведении профилактического или контрольного
(надзорного) мероприятия, являются:
     а) руководитель, заместители руководителя Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии;
     б) руководители, заместители руководителей территориальных органов
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
     7. Решение о проведении профилактического или контрольного
(надзорного) мероприятия оформляется в форме приказа.

                      II. Предмет и объекты надзора

     8. Предметом надзора является соблюдение юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями (далее - контролируемые лица) следующих
обязательных требований в сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений, установленных Федеральным законом "Об
обеспечении единства измерений" и принимаемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами:
     а) при выпуске в обращение или обращении:
     средств измерений утвержденного типа:
     соответствие используемых единиц величин единицам величин,
допускаемым к применению в Российской Федерации в соответствии со статьей
6 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     наличие сведений об утвержденном типе средств измерений в
Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений в
соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений";
     соответствие средства измерений обязательным метрологическим и
техническим требованиям к средствам измерений, установленным в
соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении
единства измерений и о техническом регулировании;
     соответствие конструкции средства измерений требованиям,
установленным частью 2 статьи 9 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений";
     наличие знака утверждения типа в соответствии с частью 4 статьи 12
Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     стандартных образцов утвержденного типа:
     соответствие используемых единиц величин единицам величин,
допускаемым к применению в Российской Федерации в соответствии со статьей
6 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     наличие сведений об утвержденном типе стандартных образцов в
Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений в
соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений";
     наличие знака утверждения типа в соответствии с частью 4 статьи 12
Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     эталонов единиц величин:
     соответствие используемых единиц величин единицам величин,
допускаемым к применению в Российской Федерации в соответствии со статьей
6 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     прослеживаемость эталонов единиц величин в соответствии с частью 7
статьи 7 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     соответствие конструкции эталона единиц величин требованиям,
установленным частью 71 статьи 7 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений";
     соблюдение обязательных требований к эталонам единиц величин,
устанавливаемым в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона
"Об обеспечении единства измерений";
     б) при выполнении измерений в сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений и применении в областях деятельности,
предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений":
     средств измерений утвержденного типа:
     наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений, не
предназначенных для выполнения прямых измерений, сведения о которых
переданы в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства
измерений в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Об
обеспечении единства измерений";
     соответствие используемых единиц величин единицам величин,
допускаемым к применению в Российской Федерации в соответствии со статьей
6 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     наличие сведений об утвержденном типе средств измерений и о
результатах поверки средства измерений в Федеральном информационном фонде
по обеспечению единства измерений в соответствии с частью 3 статьи 12 и
частью 4 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства
измерений";
     соблюдение интервалов между поверками средств измерений,
устанавливаемых в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона
"Об обеспечении единства измерений";
     соответствие применяемого средства измерений показателям точности
измерений, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 12
Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации средств
измерений в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об
обеспечении единства измерений";
     соответствие средства измерений обязательным метрологическим и
техническим требованиям к средствам измерений в соответствии с частью 1
статьи 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", включая
обеспечение средством измерений соблюдения обязательных метрологических
требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений,
устанавливаемых в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона
"Об обеспечении единства измерений";
     обеспечение в соответствии с эксплуатационной документацией
ограничения доступа к определенным частям средств измерений (включая
программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных
настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям
результатов измерений, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального
закона "Об обеспечении единства измерений";
     соблюдение при применении средства измерений обязательных
метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности
измерений, устанавливаемых в соответствии с частью 5 статьи 5
Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     наличие знака утверждения типа в соответствии с частью 4 статьи 12
Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     стандартных образцов утвержденного типа:
     соответствие единиц величин, выражающих характеристики состава или
свойств веществ (материалов) стандартных образцов, единицам величин,
допускаемым к применению в Российской Федерации в соответствии со статьей
6 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     наличие сведений об утвержденном типе стандартных образцов в
Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений в
соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений";
     соблюдение при применении стандартных образцов требований
аттестованных методик (методов) измерений, сведения о которых переданы в
Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, в
соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений";
     эталонов единиц величин:
     соответствие используемых единиц величин единицам величин,
допускаемым к применению в Российской Федерации в соответствии со статьей
6 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     прослеживаемость эталонов единиц величин в соответствии с частью 7
статьи 7 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     обеспечение ограничения доступа к определенным частям эталонов
единиц величин (включая программное обеспечение) в целях предотвращения
несанкционированной настройки и вмешательства, которые могут привести к
искажению воспроизведения, хранения и передачи единицы величины, шкалы
величины (шкалы измерений), в соответствии с частью 71 статьи 7
Федерального закона "Об обеспечении единства измерений";
     соблюдение обязательных требований к эталонам единиц величин,
устанавливаемых в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона
"Об обеспечении единства измерений".
     9. Объектами надзора являются:
     а) деятельность контролируемых лиц по выпуску в обращение или
обращению средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов
утвержденного типа или эталонов единиц величин;
     б) деятельность контролируемых лиц по выполнению измерений,
относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства
измерений, применению для этих целей средств измерений, стандартных
образцов или эталонов единиц величин в областях деятельности,
предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении
единства измерений".
     10. Учет объектов надзора осуществляется Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии и его территориальными органами
на постоянной основе. Территориальные органы ежемесячно направляют в
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии перечень
объектов надзора для формирования Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии сводного перечня объектов надзора.
     Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
обеспечивает ведение сводного перечня объектов надзора. Включение
объектов надзора в сводный перечень объектов надзора осуществляется на
основе решений об их отнесении к категориям риска причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
     11. Сводный перечень объектов надзора содержит следующую информацию:
     а) вид деятельности, которой присвоена категория риска в
соответствии с критериями отнесения объектов надзора к определенной
категории риска согласно приложению N 1;
     б) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество
(при наличии) индивидуального предпринимателя;
     в) основной государственный регистрационный номер;
     г) индивидуальный номер налогоплательщика;
     д) место нахождения юридического лица или место жительства
индивидуального предпринимателя;
     е) реквизиты решения о присвоении деятельности юридического лица или
индивидуального предпринимателя категории риска, указание на категорию
риска;
     ж) сведения, на основании которых принято решение об отнесении
деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к
категории риска.

  III. Критерии отнесения объектов надзора к категориям риска в рамках
                          осуществления надзора

     12. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
и его территориальные органы осуществляют надзор на основе управления
рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
     13. При осуществлении Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии и его территориальными органами надзора на
основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям объекты надзора подлежат отнесению к одной из категорий риска:
     а) высокий риск;
     б) значительный риск;
     в) средний риск;
     г) умеренный риск;
     д) низкий риск.
     14. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется
решением руководителя Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии либо лица, исполняющего его обязанности, по
представлению руководителя территориального органа Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии по месту нахождения
контролируемого лица в соответствии с критериями отнесения объектов
надзора к определенной категории риска, предусмотренными приложением N 1
к настоящему Положению.

     IV. Профилактические мероприятия в рамках осуществления надзора

     15. Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
     16. При осуществлении надзора должностные лица вправе проводить
следующие виды профилактических мероприятий:
     а) информирование;
     б) обобщение правоприменительной практики;
     в) объявление предостережения;
     г) самообследование;
     д) профилактический визит.
     17. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по
вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии и его
территориальными органами посредством размещения соответствующих сведений
на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации,
через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных
системах (при их наличии) и в иных формах.
     18. Территориальные органы Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии ежегодно, не позднее 1 декабря, проводят
обобщение правоприменительной практики территориального органа
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
     19. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
ежегодно готовит доклад, содержащий результаты обобщения
правоприменительной практики Агентства (далее - доклад).
     20. Проект доклада размещается на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет"
для прохождения процедуры его публичного обсуждения в течение 1 месяца со
дня размещения.
     21. Доклад утверждается приказом руководителя Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии и размещается на официальном
сайте Агентства в сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его
утверждения, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
     22. В случае наличия у Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии или его территориальных органов сведений о
готовящихся нарушениях обязательных требований в сфере государственного
регулирования обеспечения единства измерений или признаках нарушений
обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных
о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб)
охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии или его территориальный орган
объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения
обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять
меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
     23. Решение об объявлении предостережения принимает руководитель
(заместитель руководителя) Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии, его территориального органа или иное
уполномоченное приказом Агентства или его территориального органа
должностное лицо на основании предложений должностного лица при наличии
сведений, указанных в пункте 22 настоящего Положения.
     24. Предостережение не может содержать требования о представлении
контролируемым лицом сведений и документов.
     25. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке,
предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской Федерации".
     26. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом
в течение 30 календарных дней со дня получения предостережения могут быть
поданы в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
или его территориальный орган, направивший предостережение, возражения в
отношении указанного предостережения.
     27. В возражениях указываются:
     а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при
наличии) индивидуального предпринимателя;
     б) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
     в) дата и номер предостережения, направленного в адрес
контролируемого лица;
     г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении
действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут
привести к нарушению обязательных требований.
     28. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде
почтовым отправлением в Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии или его территориальный орган либо в форме
электронного документа, оформленного в соответствии со статьей 21
Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации", на указанный в предостережении адрес
электронной почты Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии или его территориального органа, либо иными указанными в
предостережении способами.
     29. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
или его территориальный орган по итогам рассмотрения возражения
направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня
получения возражений.
     30. Результаты рассмотрения возражений используются Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии или его
территориальным органом для целей организации и проведения мероприятий по
профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования системы
управления рисками при организации надзора и иных целей, не связанных с
ограничением прав и свобод контролируемых лиц.
     31. В целях определения уровня соблюдения контролируемыми лицами
обязательных требований контролируемые лица могут самостоятельно оценить
соблюдение ими обязательных требований. Контролируемые лица, получившие
высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам
самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных
требований. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований
составляет 1 год с момента регистрации указанной декларации Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии или его
территориальным органом.
     В случае, определенном частью 8 статьи 51 Федерального закона "О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации", контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения
обязательных требований по результатам самообследования по истечении 3
лет со дня ее аннулирования решением, принимаемым по результатам
контрольного (надзорного) мероприятия.
     32. Профилактический визит проводится должностными лицами в форме
профилактической беседы по месту осуществления деятельности
контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
     33. Решение о проведении профилактического визита принимается
руководителем (заместителем руководителя) Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии, его территориального органа на
основании мотивированного представления должностного лица.
     34. Срок проведения профилактического визита, в том числе
обязательного, составляет 1 рабочий день.
     35. В ходе профилактического визита должностными лицами может
осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора
к категориям риска, в том числе:
     а) сведения о выполняемых измерениях в сфере государственного
регулирования обеспечения единства измерений;
     б) сведения о применяемых в сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений средств измерений, стандартных образцов,
эталонов единиц величин, методик (методов) измерений (при наличии).
     36. По результатам профилактического визита должностное лицо,
проводившее профилактический визит, представляет лицу, принявшему решение
о проведении профилактического визита, информацию о проведенном
профилактическом визите.
     37. Информация о проведенном профилактическом визите в случае
необходимости может содержать предложения по дальнейшим действиям,
направленным на обеспечение соблюдения обязательных требований.
     38. Контролируемое лицо по письменному запросу вправе получить
информацию о проведенном профилактическом визите.
     39. Обязательные профилактические визиты проводятся должностными
лицами в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению
деятельности, указанной в подпункте "а" пункта 9 настоящего Положения, а
также ежегодно в отношении объектов надзора, отнесенных в соответствии с
приложением N 1 к настоящему Положению к категориям высокого и
значительного риска.
     40. О проведении профилактического визита, в том числе
обязательного, контролируемое лицо должно быть уведомлено должностным
лицом не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения путем
направления копии решения о проведении профилактического визита
посредством почтовой связи или электронной почтой по адресу, сведения о
котором представлены контролируемым лицом.

  V. Контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых возможно в
     рамках осуществления надзора, и перечень допустимых контрольных
    (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного)
                               мероприятия

     41. При осуществлении надзора должностными лицами проводятся
контрольные (надзорные) мероприятия и совершаются контрольные (надзорные)
действия согласно приложению N 2.
     42. При осуществлении надзора проводятся следующие контрольные
(надзорные) мероприятия:
     а) мониторинговая закупка;
     б) инспекционный визит;
     в) рейдовый осмотр;
     г) документарная проверка;
     д) выездная проверка.
     43. При осуществлении надзора без взаимодействия с контролируемым
лицом проводится выездное обследование.
     44. Виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных)
мероприятий для каждой категории риска при осуществлении надзора
определяются следующим образом:
     а) при высокой категории риска - 1 раз в 2 года:
     мониторинговая закупка;
     инспекционный визит;
     выездная проверка;
     б) при значительной категории риска - 1 раз в 2 года:
     мониторинговая закупка;
     инспекционный визит;
     документарная проверка;
     в) при средней категории риска - 1 раз в 4 года:
     мониторинговая закупка;
     инспекционный визит;
     документарная проверка;
     г) при умеренной категории риска - 1 раз в 5 лет:
     мониторинговая закупка;
     инспекционный визит;
     документарная проверка;
     д) при низкой категории риска - плановые контрольные (надзорные)
мероприятия не проводятся.
     45. Конкретное контрольное (надзорное) мероприятие и перечень
контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках указанного
контрольного (надзорного) мероприятия, указываются в приказе Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии или его
территориального органа о проведении контрольного (надзорного)
мероприятия.


    VI. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий,
               совершение контрольных (надзорных) действий

     46. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии или его территориального органа о проведении контрольного
(надзорного) мероприятия должен содержать информацию, указанную в части 1
статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской Федерации", настоящем Положении, в
том числе указание способа фиксации доказательств (при использовании).
     47. Для фиксации должностным лицом и лицами, привлекаемыми к
совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений
обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и
видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях проведения:
     а) мониторинговой закупки;
     б) инспекционного визита;
     в) рейдового осмотра;
     г) выездной проверки.
     48. В обязательном порядке для доказательства нарушений обязательных
требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы
фиксации доказательств в случае проведения контрольного (надзорного)
мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались
(создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного)
мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий.
     49. В случае, если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий
осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы
фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного
(надзорного) мероприятия. Материалы фотографирования, аудио- и (или)
видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного)
мероприятия.
     Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с
обязательным уведомлением контролируемого лица.
     Для фиксации доказательств могут быть использованы любые имеющиеся в
распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
     Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки
производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений
обязательных требований.
     Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного
(надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце
записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В
ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер
выявленного нарушения обязательных требований.
     Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств
нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований
законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой
законом тайне.
     50. После объявления о проведении мониторинговой закупки должностное
лицо на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и
направлении продукции (товаров) на инструментальное обследование,
испытание или экспертизу (далее - протокол мониторинговой закупки).
     51. Протокол мониторинговой закупки составляется в 2 экземплярах и
подписывается всеми лицами, принимающими участие в мониторинговой
закупке, и приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
     В случае отказа контролируемого лица от подписания протокола
мониторинговой закупки должностным лицом делается отметка об этом в
протоколе мониторинговой закупки.
     52. Экспертиза по результатам мониторинговой закупки осуществляется
в соответствии со статьей 84 Федерального закона "О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
     53. Экспертиза проводится в следующем порядке:
     а) отбор проб (образцов) продукции;
     б) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их
проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);
     в) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции;
     г) оформление результатов проведения экспертизы и подписание
экспертного заключения (в 3 экземплярах) экспертом и (или) экспертной
организацией.
     54. Экспертное заключение приобщается к акту контрольного
(надзорного) мероприятия.
     При невозможности транспортировки образца исследования к месту
работы эксперта Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии или его территориальный орган обеспечивает ему
беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для
исследования.
     Место осуществления экспертизы определяется должностным лицом,
которое проводит контрольное (надзорное) мероприятие.
     55. В случае привлечения к мониторинговой закупке специалиста для
проведения инструментального обследования протокол инструментального
обследования составляется на месте этим специалистом.
     56. В случае привлечения к мониторинговой закупке эксперта и (или)
экспертной организации для проведения экспертизы экспертное заключение
составляется ими.
     57. При осуществлении рейдового осмотра или выездной проверки,
предусматривающих проведение контрольных (надзорных) действий в форме
отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания и (или)
экспертизы, отбор проб (образцов) осуществляется должностным лицом, если
иное не установлено соглашением (договором), заключаемым между
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или его
территориальным органом и специалистом, экспертом или экспертной
организацией.
     58. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется в следующем
порядке:
     а) отбор пробы (образца) продукции;
     б) оформление и подписание протокола отбора проб (образцов)
продукции всеми участниками контрольного (надзорного) мероприятия.
     59. Протокол отбора проб (образцов) составляется в 2 экземплярах и
подписывается всеми лицами, принимающими участие в контрольном
(надзорном) мероприятии, и приобщается к акту контрольного (надзорного)
мероприятия.
     60. Не могут быть отобраны пробы (образцы) продукции, не относящиеся
к предмету надзора. Отбор проб (образцов) продукции осуществляется путем
случайной выборки. При осуществлении надзора не может быть отобрано более
3 единиц образцов продукции по каждому типу средств измерений или типу
стандартных образцов.
     61. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10
рабочих дней.
     В отношении контролируемого лица, являющегося субъектом малого
предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной
проверки устанавливается в пределах 50 часов для малого предприятия и 15
часов для микропредприятия.
     Срок проведения выездной проверки в отношении организации,
осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов
Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу,
представительству, обособленному структурному подразделению организации
или производственному объекту, в пределах 10 рабочих дней.
     62. При необходимости для определения фактических значений,
показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки
соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в ходе
инструментального обследования могут применяться оборудование,
государственные и иные информационные системы, программные средства,
созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации,
обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства
доступа к информации.
     63. Обязанность отбора, удостоверения и представления на экспертизу
образцов лежит на Федеральном агентстве по техническому регулированию и
метрологии или его территориальном органе, если иное не установлено
соглашением (договором), заключаемым между Федеральным агентством по
техническому регулированию и метрологии или его территориальным органом и
экспертом или экспертной организацией.
     64. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте
контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе
направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального
закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации".
     65. В случае заблаговременного, но не позднее чем за 1 рабочий день
до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия, получения
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или его
территориальным органом от индивидуального предпринимателя, в отношении
которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие, информации о
невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного)
мероприятия с приложением копий подтверждающих документов проведение
контрольного (надзорного) мероприятия переносится Федеральным агентством
по техническому регулированию и метрологии или его территориальным
органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших
поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя в
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии или его
территориальный орган.
     66. Причинами невозможности присутствия при проведении контрольного
(надзорного) мероприятия, предусмотренными пунктом 65 настоящего
Положения, являются:
     а) отсутствие по месту регистрации индивидуального предпринимателя
на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с
ежегодным отпуском, командировкой, похоронами;
     б) временная нетрудоспособность (в том числе в связи с временной
нетрудоспособностью детей, близких родственников) на момент контрольного
(надзорного) мероприятия;
     в) нахождение в отпусках по беременности и родам или по уходу за
ребенком;
     г) применение к контролируемому лицу обязательных, исправительных
или принудительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на
определенный срок, предусмотренных Уголовным кодексом Российской
Федерации;
     д) призыв на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О
воинской обязанности и военной службе";
     е) наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих
присутствию индивидуального предпринимателя при проведении контрольного
(надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное
бедствие, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).
     67. В случае, указанном в пункте 65 настоящего Положения, в течение
2 рабочих дней в соответствующий приказ о проведении контрольного
(надзорного) мероприятия вносятся изменения в части изменения сроков
проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

                  VII. Досудебный порядок подачи жалобы

     68. Действия (бездействие) должностных лиц, а также решения,
принятые ими в ходе осуществления надзора, контролируемые лица, права и
законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в
рамках осуществления надзора, вправе обжаловать в досудебном порядке в
соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением.
     69. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на
рассмотрение жалобы орган, определяемый в порядке, предусмотренном
статьями 39 - 43 Федерального закона "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Жалоба,
подаваемая индивидуальным предпринимателем, должна быть подписана простой
электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной
подписью. Жалоба, подаваемая юридическим лицом, должна быть подписана
усиленной квалифицированной электронной подписью.
     70. Жалоба на решение территориального органа Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии, действия (бездействие) его
должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя)
этого территориального органа.
     Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя
руководителя) территориального органа Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии рассматривается Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии.
     В случае обжалования решений Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии, принятых его центральным аппаратом, действий
(бездействия) должностных лиц центрального аппарата Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии жалоба
рассматривается руководителем Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии.
     71. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их
мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления надзора,
имеют право на досудебное обжалование:
     а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
     б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об
устранении выявленных нарушений;
     в) действий (бездействия) должностных лиц Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии или его территориальных органов в
рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
     72. Жалоба, поступившая в Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии или его территориальный орган, подлежит
регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба рассматривается в течение 20 дней со дня ее регистрации.

                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
                                                к Положению о федеральном
                                          государственном метрологическом
                                                       контроле (надзоре)

                                Критерии
    отнесения объектов федерального государственного метрологического
   контроля (надзора) к определенной категории риска причинения вреда
                  (ущерба) охраняемым законом ценностям

     1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного
несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований деятельность
контролируемого лица, подлежащая федеральному государственному
метрологическому контролю (надзору), разделяется на группы тяжести "А",
"Б", "В" и "Г" (далее - группы тяжести).
     2. К группе тяжести "А" относится деятельность контролируемых лиц по
выполнению измерений, относящихся к сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений, применению для этих целей средств
измерений, стандартных образцов или эталонов единиц величин в следующих
областях деятельности:
     а) при осуществлении деятельности в области здравоохранения;
     б) при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны
труда;
     в) при выполнении государственных учетных операций и учете
количества энергетических ресурсов.
     3. К группе тяжести "Б" относится деятельность контролируемых лиц по
выполнению измерений, относящихся к сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений, применению для этих целей средств
измерений, стандартных образцов или эталонов единиц величин в следующих
областях деятельности:
     а) при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
     б) при осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке
товаров;
     в) при проведении банковских, налоговых, таможенных операций и
таможенного контроля;
     г) при обеспечении безопасности дорожного движения;
     д) при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии,
мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
     4. К группе тяжести "В" относится деятельность контролируемых лиц по
выполнению измерений, относящихся к сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений, применению для этих целей средств
измерений, стандартных образцов или эталонов единиц величин в следующих
областях деятельности:
     а) при осуществлении ветеринарной деятельности;
     б) при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии,
мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
     в) при обеспечении безопасности дорожного движения.
     5. К группе тяжести "Г" относятся следующие виды деятельности:
     а) деятельность контролируемых лиц по выпуску в обращение и
обращению средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов
утвержденного типа или эталонов единиц величин;
     б) деятельность контролируемых лиц по выполнению измерений,
относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства
измерений, применению для этих целей средств измерений, стандартных
образцов или эталонов единиц величин в следующих областях деятельности:
     при оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг
электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости
функционирования сети связи общего пользования;
     при осуществлении геодезической и картографической деятельности;
     при проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении
подготовки спортсменов высокого класса;
     при осуществлении производственного контроля за соблюдением
установленных законодательством Российской Федерации требований
промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного
объекта, выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных
объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании, выполнении поручений
суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти,
а также при осуществлении мероприятий государственного контроля
(надзора).
     6. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность
контролируемого лица к различным группам тяжести, подлежит применению
критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более
высокой категории риска.
     7. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами
обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному
государственному метрологическому контролю (надзору), разделяется на
группы вероятности "1", "2", "3" и "4" (далее - группы вероятности).
     8. К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых
лиц, осуществляемая с нарушениями требований законодательства Российской
Федерации об обеспечении единства измерений, ответственность за которые
предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении которых имеется вступившее
в силу в течение 2 последних лет постановление о привлечении к
административной ответственности юридического лица, или его должностного
лица, или индивидуального предпринимателя.
     9. К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых
лиц, осуществляемая с нарушениями требований законодательства Российской
Федерации об обеспечении единства измерений, ответственность за которые
предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении которых имеется вступившее
в силу в течение 3 последних лет постановление о привлечении к
административной ответственности юридического лица, или его должностного
лица, или индивидуального предпринимателя.
     10. К группе вероятности "3" относится деятельность контролируемых
лиц, осуществляемая с нарушениями требований законодательства Российской
Федерации об обеспечении единства измерений, ответственность за которые
предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении которых имеется вступившее
в силу в течение 4 последних лет постановление о привлечении к
административной ответственности юридического лица, или его должностного
лица, или индивидуального предпринимателя.
     11. К группе вероятности "4" относится деятельность контролируемых
лиц при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 8 - 10 настоящего
документа.
     12. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность
контролируемого лица к различным группам вероятности, подлежит применению
критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более
высокой категории риска.
     13. Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной
категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы
вероятности согласно таблице:

--------------------------------------------------------------------------
     Категория риска     |   Группа тяжести    |   Группа вероятности
--------------------------------------------------------------------------
 Высокий риск                       А                       1

                                    Б                       1

 Значительный риск                  А                       2

                                    Б                       2

                                    В                       1

 Средний риск                       А                       3

                                    Б                       3

                                    В                       2

                                    Г                       1

 Умеренный риск                     В                       3

                                    Г                       2

                                    Г                       3

 Низкий риск                        В                       4

                                    Г                       4


                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
                                                к Положению о федеральном
                                          государственном метрологическом
                                                       контроле (надзоре)

                                  Виды
контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках
  осуществления федерального государственного метрологического контроля
   (надзора), и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в
          составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия

--------------------------------------------------------------------------
   N   |     Контрольное      |     Контрольные (надзорные) действия
  п/п  |     (надзорное)      |
       |     мероприятие      |
--------------------------------------------------------------------------
                  Взаимодействие с контролируемым лицом

   1.   Мониторинговая закупка 1) осмотр;
                               2) опрос;
                               3) инструментальное обследование;
                               4) истребование документов;
                               5) экспертиза

   2.   Инспекционный визит    1) осмотр;
                               2) опрос;
                               3) получение письменных объяснений;
                               4) инструментальное обследование;
                               5) истребование документов, которые в
                               соответствии с обязательными требованиями
                               должны находиться в месте нахождения
                               (осуществления деятельности)
                               контролируемого лица (его филиалов,
                               представительств, обособленных структурных
                               подразделений) либо объекта контроля

   3.   Рейдовый осмотр        1) осмотр;
                               2) опрос;
                               3) получение письменных объяснений;
                               4) истребование документов;
                               5) отбор проб (образцов);
                               6) инструментальное обследование;
                               7) экспертиза

   4.   Документарная проверка 1) получение письменных объяснений;
                               2) истребование документов;
                               3) экспертиза

   5.   Выездная проверка      1) осмотр;
                               2) опрос;
                               3) получение письменных объяснений;
                               4) истребование документов;
                               5) отбор проб (образцов);
                               6) инструментальное обследование;
                               7) экспертиза

                Без взаимодействия с контролируемым лицом

   6.   Выездное обследование  осмотр общедоступных (открытых для
                               посещения неограниченным кругом лиц)
                               производственных объектов

Обзор документа

Установлен новый порядок государственного метрологического контроля (надзора).
Утверждено новое положение о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре). Уполномоченным органом по-прежнему выступает Росстандарт.
Определены предмет и объекты надзора. При его осуществлении проводятся мониторинговая закупка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки. Надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Установлены критерии отнесения объектов контроля к одной из категорий риска. Определены виды профилактических мероприятий. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, консультирование, профилактический визит и др. Закреплен порядок их проведения.
Урегулирован порядок применения фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушения обязательных требований. Установлен досудебный порядок обжалования решений контрольных органов.
Прежнее положение признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Назад