Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1012 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей"

Обзор документа

5 июля 2021

gerb

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1012 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей"

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном
контроле (надзоре) за проведением лотерей.
     2. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год
проверки при осуществлении федерального государственного надзора за
проведением лотерей, дата начала которых наступает позднее 30 июня
2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного
контроля (надзора) за проведением лотерей в соответствии с Положением,
утвержденным настоящим постановлением.
     3. Реализация настоящего постановления осуществляется Федеральной
налоговой службой в пределах установленной Правительством Российской
Федерации предельной численности работников Федеральной налоговой службы,
а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в
федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных
функций.
     4. Признать утратившими силу:
     постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября
2012 г. N 913 "Об утверждении Положения о федеральном государственном
надзоре за проведением лотерей" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 38, ст. 5125);
     постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2014 г.
N 473 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 11 сентября 2012 г. N 913" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2014, N 22, ст. 2881);
     постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля
2020 г. N 165 "О внесении изменений в Положение о федеральном
государственном надзоре за проведением лотерей" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2020, N 8, ст. 1027).
     5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНО
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                                от 25 июня 2021 г. N 1012

                                Положение
            о федеральном государственном контроле (надзоре)
                         за проведением лотерей

     1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и
осуществления федерального государственного контроля (надзора) за
проведением лотерей (далее - федеральный государственный контроль
(надзор). К отношениям, связанным с осуществлением федерального
государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального
закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации".
     2. Предметом федерального государственного контроля (надзора)
является соблюдение операторами лотерей и распространителями обязательных
требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере
лотерей (далее - обязательные требования).
     3. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется
Федеральной налоговой службой.
     4. Должностными лицами, в должностные обязанности которых входит
осуществление полномочий по осуществлению федерального государственного
контроля (надзора), в том числе по проведению профилактических и
контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
     а) руководитель, заместитель руководителя Федеральной налоговой
службы;
     б) руководители, заместители руководителей территориальных органов
Федеральной налоговой службы;
     в) руководители, заместители руководителей, работники контрольных
управлений, контрольных отделов Федеральной налоговой службы, в
должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом
или должностной инструкцией входит осуществление федерального
государственного контроля (надзора).
     5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о
проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
     а) руководитель, заместитель руководителя Федеральной налоговой
службы;
     б) руководители, заместители руководителей территориальных органов
Федеральной налоговой службы.
     6. Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный
контроль (надзор), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в
пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных)
действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29
Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации".
     7. Федеральная налоговая служба осуществляет федеральный
государственный контроль (надзор) за соблюдением операторами лотерей и
распространителями (далее - контролируемые лица) обязательных требований.
     8. Объектом федерального государственного контроля (надзора)
является деятельность контролируемых лиц по проведению лотереи,
распространению (реализации, выдачи) лотерейных билетов, лотерейных
квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных ставок среди
участников лотереи, выплате, передаче или предоставлению выигрышей
участникам лотереи, в рамках которой должны соблюдаться обязательные
требования (далее - объект контроля).
     Федеральной налоговой службой в соответствии с частью 2 статьи 16 и
частью 5 статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" ведется учет
объектов контроля с использованием информационной системы.
     9. Федеральная налоговая служба при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из
следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории
риска):
     а) средний риск;
     б) умеренный риск;
     в) низкий риск.
     10. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска
осуществляется на основании критериев отнесения вида деятельности
контролируемых лиц к определенной категории риска с учетом тяжести
потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения
контролируемыми лицами обязательных требований.
     11. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность
контролируемого лица к различным группам вероятности, подлежит применению
критерий, позволяющий отнести деятельность контролируемого лица к более
высокой категории риска.
     12. Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной
категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы
вероятности согласно приложению.
     13. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска, а также
изменение категории риска, к которой ранее был отнесен объект контроля,
осуществляются по решению руководителя (заместителя руководителя)
Федеральной налоговой службы.
     14. Контролируемые лица в соответствии с частью 6 статьи 24
Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации" вправе подать в Федеральную налоговую
службу заявление об изменении категории риска.
     15. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов
контроля (по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий)
осуществляется со следующей периодичностью:
     для объектов контроля, отнесенных к средней категории риска, - 1 раз
в 3 года;
     для объектов контроля, отнесенных к умеренной категории риска, - 1
раз в 4 года.
     Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов
контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
     16. При осуществлении федерального государственного контроля
(надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
     а) информирование;
     б) обобщение правоприменительной практики;
     в) объявление предостережения;
     г) консультирование;
     д) профилактический визит.
     17. Федеральная налоговая служба осуществляет информирование
контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения
обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального
закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации".
     18. Обобщение правоприменительной практики осуществляется
Федеральной налоговой службой в порядке, установленном статьей 47
Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле в Российской Федерации".
     По итогам обобщения правоприменительной практики Федеральная
налоговая служба ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за
отчетным, готовит доклад, содержащий результаты обобщения
правоприменительной практики по федеральному государственному контролю
(надзору) (далее - доклад о правоприменительной практике) и обеспечивает
его публичное обсуждение.
     Доклад о правоприменительной практике утверждается решением
руководителя Федеральной налоговой службы и размещается на официальном
сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
     19. Объявление предостережения осуществляется Федеральной налоговой
службой в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона "О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации".
     В случае наличия у Федеральной налоговой службы сведений о
готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений
обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных
о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб)
охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная налоговая служба
объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения
обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению
соблюдения обязательных требований.
     Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований,
содержащее в том числе указание на соответствующие обязательные
требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о
том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут
привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также
предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных
требований направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном
статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской Федерации".
     Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о
недопустимости нарушения обязательных требований подать в Федеральную
налоговую службу возражение в отношении указанного предостережения (далее
- возражение).
     Возражение подается не позднее 10 рабочих дней со дня получения
контролируемым лицом предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований.
     Возражение может быть подано в электронном виде либо на бумажном
носителе.
     Возражение должно содержать основания и доводы, на основании которых
контролируемое лицо не согласно с направлением предостережения о
нарушении обязательных требований.
     Федеральная налоговая служба рассматривает возражение не позднее 10
рабочих дней со дня его получения и принимает решение об отсутствии
необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных
требований, в отношении которых было направлено предостережение о
недопустимости нарушения обязательных требований либо о необходимости
принятия таких мер.
     20. Консультирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц
(разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением
федерального государственного контроля (надзора) осуществляется
уполномоченным должностным лицом Федеральной налоговой службы в порядке,
установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
     Консультирование может осуществляться должностным лицом Федеральной
налоговой службы по телефону, посредством видео-конференц-связи, на
личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия,
контрольного (надзорного) мероприятия.
     Консультирование (в том числе письменное консультирование)
осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления федерального
государственного контроля (надзора), в том числе:
     предмета федерального государственного контроля (надзора);
     порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
     периодичности проведения плановых контрольных (надзорных)
мероприятий объектов контроля в зависимости от категории риска;
     состава и порядка осуществления профилактических мероприятий;
     видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
     порядка обжалования решений Федеральной налоговой службы, действий
(бездействия) ее должностных лиц.
     Консультирование осуществляется в письменной форме в случае
поступления письменного обращения контролируемого лица либо иного
заинтересованного лица о представлении в письменной форме консультации по
вопросам, касающимся порядка осуществления федерального государственного
контроля (надзора).
     Консультирование осуществляется без взимания платы.
     В случае если в течение календарного года поступило 15 и более
однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их
представителей, консультирование осуществляется посредством размещения на
официальном сайте Федеральной налоговой службы в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного
разъяснения, подписанного руководителем, заместителем руководителя
Федеральной налоговой службы.
     21. Профилактические визиты в отношении контролируемых лиц
осуществляются уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы в
порядке, установленном статьей 52 Федерального закона "О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
     Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом
Федеральной налоговой службы в форме профилактической беседы по месту
осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования
видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое
лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его
деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о
рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах,
содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий,
проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к
соответствующей категории риска.
     В ходе профилактического визита может осуществляться
консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктом 22
настоящего Положения.
     Профилактические визиты в отношении объекта контроля осуществляются
не чаще 1 раза в 3 года.
     Обязательный профилактический визит осуществляется на основании
приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя Федеральной
налоговой службы и руководителя, заместителя руководителя
территориального органа Федеральной налоговой службы.
     Срок проведения обязательного профилактического визита
устанавливается в пределах 2 рабочих дней.
     О проведении обязательного профилактического визита контролируемое
лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его
проведения.
     Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного
профилактического визита, уведомив об этом Федеральную налоговую службу
не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
     Обязательные профилактические визиты осуществляются в отношении
контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере
лотерей, не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой
деятельности.
     Обязательный профилактический визит проводится уполномоченным
должностным лицом Федеральной налоговой службы в форме профилактической
беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо
путем использования видео-конференц-связи. В ходе обязательного
профилактического визита контролируемое лицо информируется об
обязательных требованиях, их соответствии критериям риска, основаниях и о
рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах,
содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий,
проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к
соответствующей категории риска.
     22. Федеральный государственный контроль (надзор) в отношении
объектов контроля, отнесенных к средней и умеренной категории рисков,
осуществляется посредством следующих плановых и внеплановых контрольных
(надзорных) мероприятий:
     а) документарная проверка;
     б) выездная проверка.
     23. Контрольные (надзорные) действия, совершаемые в ходе
документарной проверки:
     а) получение письменных объяснений;
     б) истребование документов;
     в) экспертиза.
     24. Контрольные (надзорные) действия, совершаемые в ходе выездной
проверки:
     а) осмотр;
     б) опрос;
     в) получение письменных объяснений;
     г) истребование документов;
     д) эксперимент;
     е) экспертиза.
     25. Контрольные (надзорные) действия, предусмотренные пунктами 26 и
27 настоящего Положения, совершаются в соответствии с требованиями статей
76, 78 - 80, 84 и 85 Федерального закона "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
     26. В случае заблаговременного, но не позднее чем за 1 рабочий день
до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия, получения
Федеральной налоговой службой от индивидуального предпринимателя, в
отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие,
информации о невозможности присутствия при проведении контрольного
(надзорного) мероприятия с приложением копий подтверждающих документов
проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок,
необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для
указанного обращения, если оценка соблюдения обязательных требований при
проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена
без присутствия контролируемого лица.
     Причинами невозможности присутствия при проведении контрольного
(надзорного) мероприятия являются:
     заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой
трудоспособности;
     препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или
иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.
     27. Проведение в ходе выездной проверки уполномоченным должностным
лицом Федеральной налоговой службы эксперимента заключается в создании
тест-ситуации (ввод (выбор) лотерейных комбинаций, передача данных о
лотерейной ставке (лотерейных ставках) в центр обработки лотерейной
информации для их регистрации и учета, прием данных о регистрации
принятой лотерейной ставки (лотерейных ставок) из центра обработки
лотерейной информации, получение лотерейной квитанции, отображающей
выбранную участником лотереи лотерейную комбинацию (выбранные лотерейные
комбинации), в целях оценки соблюдения оператором лотерей,
распространителем требований, установленных частью 11 статьи 121
Федерального закона "О лотереях".
     Уполномоченным должностным лицом, осуществляющим федеральный
государственный контроль (надзор), проводится эксперимент по месту
осуществления деятельности контролируемого лица.
     28. В ходе выездной проверки должностным лицом, осуществляющим
федеральный государственный контроль (надзор), в целях фиксации
доказательств нарушения контролируемыми лицами обязательных требований
могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы
фиксации доказательств.
     Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно
идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных
требований. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и
видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушений обязательных
требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий,
принимается должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный
контроль (надзор), самостоятельно. В обязательном порядке фото- и
видеофиксация доказательств нарушений обязательных требований
осуществляется:
     при проведении осмотра в ходе выездной проверки в отсутствие
контролируемого лица;
     при проведении выездной проверки, в ходе которой осуществлялись
препятствия в ее проведении и совершении контрольных (надзорных)
действий.
     Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут
быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства
фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки,
аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средств
отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
     Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с
обязательным уведомлением контролируемого лица.
     Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются
приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
     29. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10
рабочих дней. В отношении 1 контролируемого лица субъекта малого
предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной
проверки устанавливается в пределах 50 часов для малого предприятия и 15
часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении
организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких
субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому
филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению
организации или производственному объекту.
     30. Внеплановые проверки при осуществлении федерального
государственного контроля (надзора) проводятся по основаниям,
предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации".
     31. Контролируемое лицо имеет право на досудебное обжалование
решений Федеральной налоговой службы, действий (бездействия) ее
должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального
закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации".
     32. Жалоба на решение территориального органа Федеральной налоговой
службы, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается
руководителем, заместителем руководителя соответствующего
территориального органа Федеральной налоговой службы либо вышестоящим
органом Федеральной налоговой службы (в порядке подчиненности).
     Жалоба на действия (бездействие) руководителя, заместителя
руководителя территориального органа Федеральной налоговой службы
рассматривается вышестоящим органом Федеральной налоговой службы (в
порядке подчиненности).
     Жалоба на решение Федеральной налоговой службы, действия
(бездействие) ее должностных лиц рассматривается руководителем
Федеральной налоговой службы.
     33. Жалоба, поступившая в контрольный (надзорный) орган,
рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение 20 рабочих
дней со дня ее регистрации.
     34. Если в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие)
должностных лиц Федеральной налоговой службы и принятые ими решения
жалоба признается удовлетворенной или частично удовлетворенной,
принимается решение о применении мер ответственности к должностному лицу
Федеральной налоговой службы, допустившему нарушения в ходе осуществления
государственной функции, повлекшие за собой жалобу.

                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ
                                                к Положению о федеральном
                                                 государственном контроле
                                         (надзоре) за проведением лотерей

                                Критерии
     отнесения деятельности операторов лотерей и распространителей к
               категориям риска причинения вреда (ущерба)

-------------------------------------------------------------------------
       Категория риска       |   Группа тяжести    | Группа вероятности
-------------------------------------------------------------------------

 Средний риск                           А                    1

                                        A                    2

 Умеренный риск                         Б                    1

                                        В                    1

 Низкий риск                            Б                    2

                                        В                    2


     Примечания:
     1. Деятельность операторов лотерей и распространителей разделяется
на группы тяжести "А", "Б" и "В" (далее соответственно - контролируемые
лица, группы тяжести):
     к группе тяжести "А" относится деятельность операторов лотерей;
     к группе тяжести "Б" относится деятельность распространителей по
распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов тиражных лотерей,
лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных
ставок среди участников тиражных лотерей, выплате, передаче или
предоставлению выигрышей участникам таких лотерей;
     к группе тяжести "В" относится деятельность распространителей по
распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов бестиражных
лотерей, а также выплате, передаче или предоставлению выигрышей
участникам таких лотерей.
     2. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность
контролируемых лиц к различным группам тяжести, подлежит применению
критерий, позволяющий отнести деятельность объекта надзора к более
высокой категории риска.
     3. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами
обязательных требований, установленных законодательством Российской
Федерации в области организации и проведения лотерей, деятельность,
подлежащая федеральному государственному контролю (надзору), разделяется
на группы вероятности "1" и "2" (далее соответственно - обязательные
требования, группы вероятности):
     к группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц
при наличии вступившего в законную силу в течение 3 предшествующих
календарных лет решения (постановления) о назначении административного
наказания контролируемому лицу или работнику контролируемого лица за
нарушение обязательных требований;
     к группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц
при отсутствии вступившего в законную силу в течение 3 предшествующих
календарных лет решения (постановления) о назначении административного
наказания контролируемому лицу или работнику контролируемого лица за
нарушение обязательных требований.

Обзор документа

Проведение лотерей будут контролировать по новым правилам.
С 1 июля 2021 г. для ФНС устанавливаются новые правила контроля (надзора) за проведением лотерей операторами лотерей и распространителями. Они заменят правила 2012 г.
К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
К контрольным (надзорным) мероприятиям относятся внеплановые документарные и выездные проверки. Они могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Установлены критерии отнесения деятельности операторов и распространителей к категориям риска причинения вреда (ущерба).
Назад