Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Обзор документа

5 июля 2021

gerb

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 17 июня 2021 года
     Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

     Статья 1
     Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I
"О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7,
ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25,
ст. 3535; 2015, N 29, ст. 4383; 2016, N 27, ст. 4214; 2017, N 31,
ст. 4788) следующие изменения:
     1) абзац восемнадцатый статьи 2 изложить в следующей редакции:
     "под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор,
запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и
предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых
изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ)
полученных результатов исследований;";
     2) в наименовании главы II.1 слова "зрительской аудитории
телеканалов (телепрограмм, телепередач)" заменить словом "аудитории";
     3) в статье 24.1:
     а) в наименовании слова "зрительской аудитории телеканалов
(телепрограмм, телепередач)" заменить словом "аудитории";
     б) часть первую изложить в следующей редакции:
     "В целях обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и
полноты данных, полученных в результате исследований объема аудитории при
их последующем применении при размещении на телеканалах (в
телепрограммах, телепередачах), в сетевых изданиях рекламы, а также в
иных целях, установленных федеральными законами, федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в
сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных
технологий и связи, уполномочивает организацию, проводящую такие
исследования (далее - уполномоченная организация по исследованию объема
аудитории), в порядке, установленном указанным федеральным органом
исполнительной власти.";
     в) абзац первый части второй изложить в следующей редакции:
     "Исследования объема аудитории проводятся уполномоченной
организацией по исследованию объема аудитории на основе следующих
принципов:";
     г) часть третью после слова "организации" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории";
     д) часть четвертую после слова "организация" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории", после слова "организации" дополнить
словами "по исследованию объема аудитории";
     4) в статье 24.2:
     а) в наименовании слова "зрительской аудитории телеканалов
(телепрограмм, телепередач)" заменить словом "аудитории";
     б) часть первую после слова "организаций" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории";
     в) часть вторую после слова "организации" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории";
     г) часть третью изложить в следующей редакции:
     "Уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории может
выступать только российское юридическое лицо. Если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации, иностранное государство,
международная организация, а также находящиеся под их контролем
организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо,
доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более
20 процентов, не вправе выступать уполномоченной организацией.";
     д) часть четвертую после слова "организацией" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории";
     е) в части пятой слова "зрительской аудитории телеканалов
(телепрограмм, телепередач)" заменить словом "аудитории", слова
"организации устанавливаются" заменить словами "организации по
исследованию объема аудитории устанавливаются";
     ж) дополнить новыми частями шестой и седьмой следующего содержания:
     "Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории не
вправе осуществлять распространение рекламы, а также выступать в качестве
представителя или посредника рекламораспространителя.
     Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории также
осуществляет полномочия, предусмотренные статьей 12.2 Федерального закона
от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях
и о защите информации".";
     з) часть шестую считать частью восьмой и ее после слова
"организации" дополнить словами "по исследованию объема аудитории";
     и) часть седьмую считать частью девятой и в ней:
     абзац первый после слова "организации" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории";
     пункт 1 после слова "организацией" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории";
     пункт 3 после слова "организации" дополнить словами "по исследованию
объема аудитории";
     пункт 4 после слова "организацией" дополнить словами "по
исследованию объема аудитории";
     пункт 6 после слова "организации" дополнить словами "по исследованию
объема аудитории".

     Статья 2
     В абзаце десятом пункта 5.8 статьи 7 Федерального закона от 7
августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418;
2002, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2006, N 31, ст. 3446; 2007,
N 16, ст. 1831; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 30,
ст. 4007; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2013, N 26, ст. 3207;
N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4219;
2015, N 1, ст. 37; N 18, ст. 2614; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, 4001;
2016, N 1, ст. 27, 43, 44; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4196; 2017, N 31,
ст. 4830; 2018, N 1, ст. 54, 66; N 18, ст. 2560, 2576; N 53, ст. 8491;
2019, N 12, ст. 1222, 1223; N 27, ст. 3534, 3538; N 30, ст. 4152; N 31,
ст. 4418, 4430; N 49, ст. 6953; N 51, ст. 7490; N 52, ст. 7798; 2020,
N 9, ст. 1138; N 15, ст. 2239; N 29, ст. 4518; N 30, ст. 4738; N 31,
ст. 5018; 2021, N 1, ст. 18, 75; N 9, ст. 1469; Официальный
интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 11 июня
2021 года, N 0001202106110013) слова "технического устройства (мобильного
телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер)"
заменить словами "пользовательского оборудования (оконечного
оборудования), имеющего в своем составе идентификационный модуль", слова
"(далее - мобильное приложение)" исключить.

     Статья 3
     Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2016, N 26,
ст. 3877; 2017, N 18, ст. 2664; N 48, ст. 7051; 2018, N 1, ст. 66; 2019,
N 18, ст. 2214; N 52, ст. 7798; 2021, N 1, ст. 18) следующие изменения:
 Пункт 1 вступает в силу с 1 октября 2021 г.
     1) часть 1 статьи 10.4 дополнить пунктом 13 следующего содержания:
     "13) обеспечить возможность проведения уполномоченной организацией
по исследованию объема аудитории, указанной в части 1 статьи 12.2
настоящего Федерального закона, исследования объема аудитории новостного
агрегатора и размещаемой на нем новостной информации в соответствии со
статьей 12.2 настоящего Федерального закона.";
 Пункт 2 вступает в силу с 1 октября 2021 г.
     2) часть 1 статьи 10.5 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
     "8) обеспечить возможность проведения уполномоченной организацией по
исследованию объема аудитории, указанной в части 1 статьи 12.2 настоящего
Федерального закона, исследования объема аудитории аудиовизуального
сервиса и распространяемых им аудиовизуальных произведений в соответствии
со статьей 12.2 настоящего Федерального закона.";
 Пункт 3 вступает в силу с 1 октября 2021 г.
     3) дополнить статьей 12.2 следующего содержания:
     "
     Статья 12.2. Особенности исследования объема аудитории
                 информационных ресурсов в сети "Интернет"
     1. Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории,
определенная в порядке, установленном статьей 24.1 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой
информации" (далее - уполномоченная организация по исследованию объема
аудитории), проводит исследование объема аудитории сайтов в сети
"Интернет", и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", и (или)
информационных систем, и (или) программ для электронных вычислительных
машин, используемых для распространения продукции средств массовой
информации, зарегистрированных в соответствии с Законом Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой
информации" (далее - продукция средств массовой информации),
аудиовизуальных произведений и иной распространяемой на государственном
языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе
Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации
общедоступной информации в сети "Интернет" и включенных в формируемый в
соответствии с частью 3 настоящей статьи реестр информационных ресурсов,
объем аудитории которых подлежит исследованию (далее - информационные
ресурсы, объем аудитории которых подлежит исследованию), а также
распространяемых ими продукции средств массовой информации,
аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации в целях
обеспечения сопоставимости, открытости, достоверности и полноты данных,
полученных в результате такого исследования, и последующего их применения
при размещении на указанных информационных ресурсах рекламы и в иных
целях, установленных федеральными законами.
     2. Под исследованием объема аудитории для целей настоящего
Федерального закона понимаются систематический сбор, запись,
систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям
аудитории информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит
исследованию, к размещенной на них продукции средств массовой информации,
аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации, а также
передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов
исследований.
     3. Реестр информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит
исследованию, формируется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой
информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на
основании предложений комиссии, создаваемой в соответствии с частью пятой
статьи 24.2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I
"О средствах массовой информации".
     4. Владелец информационного ресурса, объем аудитории которого
подлежит исследованию, обязан обеспечить уполномоченной организации по
исследованию объема аудитории возможность проведения исследований объема
аудитории такого информационного ресурса, в том числе размещенных на нем
продукции средств массовой информации, аудиовизуальных произведений и
иной общедоступной информации, путем установки используемой
уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории программы
для электронных вычислительных машин, предназначенной для исследования
объема аудитории, и (или) путем предоставления уполномоченной организации
по исследованию объема аудитории данных, необходимых и достаточных для
проведения исследований.
     5. Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории:
     1) не вправе использовать данные, полученные от владельцев
соответствующих информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит
исследованию, иначе чем в целях проведения исследований объема аудитории;
     2) не вправе осуществлять распространение рекламы, а также выступать
в качестве представителя или посредника рекламораспространителя.
     6. Правительство Российской Федерации утверждает:
     1) порядок создания, формирования и ведения реестра информационных
ресурсов, объем аудитории которых подлежит исследованию;
     2) перечень и порядок предоставления уполномоченной организации по
исследованию объема аудитории данных для проведения исследований объема
аудитории информационных ресурсов, объем аудитории которых подлежит
исследованию.
     7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции
по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, информационных технологий и связи, утверждает:
     1) методику проведения исследований объема аудитории информационного
ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, в том числе
размещенной на нем продукции средств массовой информации, аудиовизуальных
произведений и иной общедоступной информации;
     2) требования к используемым уполномоченной организацией по
исследованию объема аудитории программам для электронных вычислительных
машин, предназначенным для исследования объема аудитории информационного
ресурса, в том числе размещенных на нем продукции средств массовой
информации, аудиовизуальных произведений и иной общедоступной информации,
а также порядок предоставления, установки и (или) использования
уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории программ для
электронных вычислительных машин;
     3) правила взаимодействия уполномоченной организации по исследованию
объема аудитории с владельцами информационных ресурсов, объем аудитории
которых подлежит исследованию.
     8. Уполномоченная организация по исследованию объема аудитории
обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой
информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,
отчет о проведенных исследованиях, а также размещать его на своем
официальном сайте в сети "Интернет". Форма отчета уполномоченной
организации по исследованию объема аудитории и срок его представления
устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.";

     4) в статье 14.1:
     а) часть 17 изложить в следующей редакции:
     "17. Функции оператора единой биометрической системы возлагаются
Правительством Российской Федерации на определенную Правительством
Российской Федерации организацию, соответствующую следующим требованиям:
     1) является российским юридическим лицом;
     2) является владельцем технических средств, предназначенных для
обработки информации, содержащейся в единой биометрической системе, в том
числе программно-технических средств и средств защиты информации,
соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о
техническом регулировании;
     3) обладает исключительным правом на программу для электронных
вычислительных машин, обеспечивающую функционирование единой
биометрической системы и обработку содержащейся в ней информации.";
     б) в части 20 слова "мобильный телефон, смартфон или планшетный
компьютер" заменить словами "пользовательское оборудование (оконечное
оборудование), имеющее в своем составе идентификационный модуль,";
     в) в части 21 слова "иные устройства, в том числе персональный
компьютер" заменить словами "электронно-вычислительные машины (за
исключением пользовательского оборудования (оконечного оборудования),
имеющего в своем составе идентификационный модуль".

     Статья 4
     Абзац тридцать шестой подпункта "ф" пункта 2 статьи 3 Федерального
закона от 29 декабря 2020 года N 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 18) дополнить предложениями
следующего содержания: "Получение указанного в настоящей части согласия
до размещения биометрических персональных данных в единой биометрической
системе обеспечивается указанными в настоящей части организациями. Такие
организации для получения указанного согласия должны в установленном
Правительством Российской Федерации порядке обеспечить в отношении
биометрических персональных данных, подлежащих размещению в единой
биометрической системе, предоставление соответствующим субъектам
персональных данных возможности дать указанное согласие.".

     Статья 5
     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования, за исключением пунктов 1 - 3 статьи 3
настоящего Федерального закона.
     2. Пункты 1 - 3 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в
силу с 1 октября 2021 года.
     3. Отбор организации (организаций), указанной (указанных) в статье
24.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О
средствах массовой информации" (в редакции настоящего Федерального
закона), должен быть завершен федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой
информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, до
1 октября 2021 года.
     4. Полномочия ранее отобранной уполномоченной организации
прекращаются досрочно с момента предоставления таких полномочий вновь
отобранной уполномоченной организации.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
1 июля 2021 года
N 266-ФЗ

Обзор документа

Государство будет исследовать не только телевизионную, но и интернет-аудиторию.
Скорректированы Законы о СМИ и об информации.
Организация по исследованию объема аудитории будет проводить исследования не только телевизионной, но и интернет-аудитории. Такую организацию определят до 1 октября 2021 г.
Реестр исследуемых ресурсов определит Роскомнадзор.
Установлены требования к оператору единой биометрической системы.
Поправки вступают в силу со дня опубликования, кроме отдельных положений, для которых установлен иной срок.
Назад