Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Обзор документа

2 июля 2021

gerb

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

     Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года
     Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

     Внести в Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2004, N 35,
ст. 3607; 2008, N 18, ст. 1938; 2012, N 41, ст. 5525; 2017, N 30,
ст. 4447; 2019, N 27, ст. 3524) следующие изменения:
     1) абзац третий преамбулы изложить в следующей редакции:
     "устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей,
должностных лиц, а также граждан Российской Федерации, привлекаемых к
ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(далее - чрезвычайные ситуации), определяет основы государственной
политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других
граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации
чрезвычайных ситуаций, и членов их семей.";
     2) статью 1 изложить в следующей редакции:
     "Статья 1. Основные понятия
     Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:
     аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил
и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую
систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;
     аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в
состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для
проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют
подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
     спасатель - гражданин, прошедший соответствующую подготовку и
аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ;
     аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей,
материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне
чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или
доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них
опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием
факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и
требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;
     неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций -
деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ,
оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и
других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для
сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
     статус спасателей - совокупность прав и обязанностей, установленных
законодательством Российской Федерации и гарантированных государством
спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на
них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;
     аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и
интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи
и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы,
методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии
аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных
для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для
проведения аварийно-спасательных работ;
     оправданный риск - вероятность возникновения угрозы для жизни и
здоровья спасателей и (или) других лиц вследствие совершения правомерных
необходимых и достаточных действий или бездействия в ситуации, требующей
незамедлительного реагирования спасателя, направленных на спасение жизни
и здоровья людей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, если
есть основания полагать, что такое спасение возможно;
     крайняя необходимость - состояние, при котором действие, причиняющее
вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения
опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя или
другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если
эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было
допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов
крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего
характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых
опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред,
равный предотвращенному или более значительный, чем предотвращенный.";
     3) пункт 1 статьи 11 дополнить абзацем следующего содержания:
     "Требования охраны труда спасателей в период проведения
аварийно-спасательных работ, виды которых определены в соответствии со
статьей 5 настоящего Федерального закона, регламентируются нормативными
правовыми актами, устанавливающими правила, процедуры, критерии и
нормативы проведения аварийно-спасательных работ.";
     4) в статье 14:
     а) в пункте 6:
     в абзаце первом слова "В случае крайней необходимости руководители"
заменить словом "Руководители";
     в абзаце одиннадцатом слова "в случае крайней необходимости"
исключить;
     б) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
     "9. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований,
участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в
условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом
не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут
освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба,
вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель в соответствии с
законодательством Российской Федерации.";
     5) в абзаце шестом пункта 2 статьи 25 слова "и в случае крайней
необходимости" исключить;
     6) в статье 35:
     а) слово "Спасатели," заменить словами "1. Спасатели,", слово
"граждан" заменить словом "людей";
     б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
     "2. Спасатели, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ
и действующие в условиях оправданного риска и (или) крайней
необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней
необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение
материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, других спасателей
или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
     7) в пункте 1 статьи 36 слова "В случае крайней необходимости
отдельные" заменить словом "Отдельные".

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
1 июля 2021 года
N 256-ФЗ

Обзор документа

Спасатели могут избежать ответственности за причиненный вред, если они действовали в условиях оправданного риска или крайней необходимости.
В Законе об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей решено закрепить понятия оправданного риска и крайней необходимости. Также прописано, что требования охраны труда спасателей в период проведения аварийно-спасательных работ регламентируются НПА, устанавливающими правила, процедуры, критерии и нормативы проведения указанных работ.
Руководители ликвидации ЧС, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ и действующие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель. Условие - не было допущено превышения пределов крайней необходимости. То же самое касается спасателей.
Назад