Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

Обзор документа

1 июля 2021

gerb

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года
     Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

     Статья 1
     Внести в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в
редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; 2007,
N 24, ст. 2830; 2009, N 29, ст. 3608; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1,
ст. 16; N 48, ст. 6730; 2014, N 52, ст. 7538; 2017, N 11, ст. 1536; 2020,
N 46, ст. 7211) следующие изменения:
     1) статью 1 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
     "3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей
компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской
Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
(арбитражах).";
     2) пункт 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
     "1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий,
предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего
Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный
срок.";
     3) статью 14 дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
     "6.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на
правах структурного подразделения зарубежный аппарат для обеспечения
представительства и защиты интересов Российской Федерации в
межгосударственных органах, иностранных и международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
(арбитражах).";
     4) дополнить разделом IV.1 следующего содержания:

"Раздел IV.1. Представительство и защита интересов Российской Федерации в
         межгосударственных органах, иностранных и международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
                              (арбитражах)

     Статья 39.1. Обеспечение представительства и защиты интересов
                 Российской Федерации в межгосударственных органах,
                 иностранных и международных (межгосударственных) судах,
                 иностранных и международных третейских судах
                 (арбитражах)
     1. Генеральная прокуратура Российской Федерации обеспечивает
представительство и защиту интересов Российской Федерации в
межгосударственных органах, иностранных и международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
(арбитражах), кроме случаев рассмотрения споров между Российской
Федерацией и иностранными государствами (за исключением споров,
рассматриваемых Европейским Судом по правам человека) или международными
организациями, а также споров, связанных с договорными (контрактными)
обязательствами дипломатических представительств и консульских учреждений
Российской Федерации, представительств Российской Федерации при
международных организациях, иных официальных представительств Российской
Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти,
находящихся за пределами территории Российской Федерации, если иное не
предусмотрено отдельными решениями Президента Российской Федерации.
     2. Генеральная прокуратура Российской Федерации обеспечивает
представительство и защиту интересов Российской Федерации в Европейском
Суде по правам человека, Суде Евразийского экономического союза и
Экономическом суде Содружества Независимых Государств.
     3. Генеральная прокуратура Российской Федерации при представлении
позиции Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и
международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных
третейских судах (арбитражах) обеспечивает в порядке, определяемом
Генеральным прокурором Российской Федерации, взаимодействие федеральных
государственных органов, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления.
     4. Генеральная прокуратура Российской Федерации на основании
заключения федеральных государственных органов, в компетенцию которых
входит принятие мер по исполнению решений межгосударственных органов,
иностранных и международных (межгосударственных) судов, иностранных и
международных третейских судов (арбитражей), либо на основании
собственного вывода о невозможности исполнения указанных решений
вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию
мер по их исполнению, указанные решения основаны на положениях
международного договора Российской Федерации в истолковании,
предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции
Российской Федерации, или противоречат основам публичного правопорядка
Российской Федерации, обращается в установленном порядке в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о возможности
исполнения решений межгосударственных органов, иностранных и
международных (межгосударственных) судов, иностранных и международных
третейских судов (арбитражей).
     5. В целях обеспечения представительства и защиты интересов
Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и
международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных
третейских судах (арбитражах) Генеральная прокуратура Российской
Федерации:
     создает рабочие группы из представителей федеральных государственных
органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций, а также привлекает (в том
числе на договорной основе) к участию в обеспечении представительства и
защиты интересов Российской Федерации в таких межгосударственных органах
и судах российские и иностранные организации, адвокатов, экспертов и иных
специалистов;
     собирает и обобщает информацию о фактической и юридической стороне
дела, запрашивает у федеральных государственных органов, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления информацию, необходимую для представления и защиты
интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных
и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных
третейских судах (арбитражах), в том числе копии всех необходимых
документов, относящихся к делу;
     формирует позицию Российской Федерации по делу, выступает в качестве
представителя Российской Федерации при рассмотрении дела в
межгосударственных органах, иностранных и международных
(межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
(арбитражах), а также согласовывает сформированную позицию с федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере международных отношений Российской Федерации, если дело
затрагивает политические аспекты международных отношений;
     обеспечивает изучение правовых последствий решений
межгосударственных органов, иностранных и международных
(межгосударственных) судов, иностранных и международных третейских судов
(арбитражей), принятие в установленном порядке мер, направленных на
предотвращение нарушений, аналогичных нарушениям, в связи с которыми
приняты указанные решения, а также подготовку рекомендаций по участию
Российской Федерации в международных договорах и совершенствованию норм
международного права, отвечающих интересам Российской Федерации.

     Статья 39.2. Обеспечение представительства и защиты интересов
                 Российской Федерации в Европейском Суде по правам
                 человека
     1. В целях обеспечения представительства и защиты интересов
Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека Генеральная
прокуратура Российской Федерации:
     защищает интересы Российской Федерации при рассмотрении Европейским
Судом по правам человека жалоб, поданных против Российской Федерации на
основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
     представляет интересы Российской Федерации при рассмотрении
Европейским Судом по правам человека жалоб, поданных в соответствии с
пунктом 3 настоящей статьи Российской Федерацией в связи с нарушением
другими государствами положений Конвенции о защите прав человека и
основных свобод;
     обеспечивает взаимодействие федеральных государственных органов,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления при исполнении ими постановлений Европейского
Суда по правам человека, принятых по результатам рассмотрения жалоб о
нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, в том числе при восстановлении нарушенных
прав заявителей и принятии мер, направленных на предотвращение
аналогичных нарушений.
     2. В случае получения уведомления о подаче в Европейский Суд по
правам человека жалобы против Российской Федерации Генеральная
прокуратура Российской Федерации:
     незамедлительно информирует об этом заинтересованные федеральный
государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской
Федерации или орган местного самоуправления;
     по согласованию с заинтересованными федеральным государственным
органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления ведет переговоры об урегулировании в
досудебном порядке спора и при посредничестве Европейского Суда по правам
человека заключает с заявителем мировое соглашение;
     информирует Европейский Суд по правам человека о заключении мирового
соглашения между заявителем и Генеральной прокуратурой Российской
Федерации либо заинтересованными федеральным государственным органом,
органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом
местного самоуправления, а также о готовности указанных органов выплатить
заявителю в одностороннем порядке денежную компенсацию за причиненный
вред;
     обеспечивает выплату денежной компенсации по заключенному между
заявителем и Генеральной прокуратурой Российской Федерации мировому
соглашению либо выплату в одностороннем порядке денежной компенсации за
причиненный вред, а также контролирует осуществление необходимых выплат и
(или) исполнение иных обязательств по компенсации причиненного вреда,
принятых на себя федеральным государственным органом, органом
государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного
самоуправления в соответствии с мировым соглашением, заключенным ими с
заявителем.
     3. Генеральная прокуратура Российской Федерации по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации:
     подает в Европейский Суд по правам человека от имени Российской
Федерации жалобы о нарушении другими государствами - членами Совета
Европы положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
     выступает в качестве третьей стороны при рассмотрении Европейским
Судом по правам человека жалоб, поданных против других государств -
членов Совета Европы.
     4. В случае вынесения Европейским Судом по правам человека
постановления о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о
защите прав человека и основных свобод Генеральная прокуратура Российской
Федерации:
     информирует об этом Конституционный Суд Российской Федерации и
Верховный Суд Российской Федерации;
     извещает об этом заинтересованные федеральный государственный орган,
орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган
местного самоуправления, которые не позднее чем через один месяц после
получения соответствующего извещения сообщают в установленном порядке о
мерах, принимаемых в целях обеспечения исполнения такого постановления
Европейского Суда по правам человека путем устранения допущенных
нарушений положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
включая восстановление нарушенных прав заявителя или предотвращение
аналогичных нарушений, и направляют в Генеральную прокуратуру Российской
Федерации подтверждающие документы;
     по согласованию с заинтересованными федеральным государственным
органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления заключает с заявителем соглашение о
возможном исполнении вступившего в законную силу постановления
Европейского Суда по правам человека о нарушении Российской Федерацией
положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при условии,
что исполнение такого постановления иными способами является невозможным,
а также информирует Европейский Суд по правам человека и Комитет
министров Совета Европы о заключении этого соглашения.
     5. В случае вынесения Европейским Судом по правам человека
постановления, в соответствии с которым Российская Федерация обязана
выплатить заявителю денежную компенсацию, Генеральная прокуратура
Российской Федерации осуществляет выплату такой компенсации в
установленные Европейским Судом по правам человека сроки.
     6. Генеральная прокуратура Российской Федерации информирует
постоянного представителя Российской Федерации при Совете Европы о ходе
исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека и оказывает
ему консультативное содействие при рассмотрении в Комитете министров
Совета Европы вопросов, касающихся нарушений положений Конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
     7. В случае, если исполнение постановлений Европейского Суда по
правам человека требует внесения изменений в федеральные законы и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, Генеральная прокуратура
Российской Федерации вносит в соответствии со статьей 9 настоящего
Федерального закона предложения о совершенствовании законодательства
Российской Федерации.
     8. Обеспечение представительства и защиты интересов Российской
Федерации в Европейском Суде по правам человека осуществляется
Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам
человека. Указанные функции возлагаются на него Президентом Российской
Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.".

     Статья 2
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
1 июля 2021 года
N 265-ФЗ

Обзор документа

Генпрокуратура получила полномочия по защите интересов России в иностранных органах и судах.
Генеральная прокуратура будет обеспечивать представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах). Для выполнения этой функции на правах структурного подразделения образуется зарубежный аппарат. Прописан порядок представительства. Урегулированы вопросы представительства в ЕСПЧ.
Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Назад