Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других"

Обзор документа

19 апреля 2021

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других"

Обзор документа

Муниципалитеты не должны лишать жильцов многоквартирных домов нестационарных торговых объектов шаговой доступности.
Предприниматели и собственники жилья в отдельных муниципалитетах не согласны с запретом на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях многоквартирных домов. Конституционный Суд РФ проверил законодательные нормы о совершении собственником действий в отношении его имущества, об установлении муниципалитетом правил благоустройства территории, о размещении и использовании НТО в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности. Заявители считают, что эти нормы позволяют вводить вышеуказанный запрет.
Правила благоустройства территории должны быть справедливыми, разумными, соразмерными, допускать ограничения прав и свобод только на федеральном уровне и не иметь обратной силы.
Ранее Конституционный Суд определил, что муниципалитеты не могут устанавливать в правилах благоустройства территории абсолютный запрет на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории, если собственники участков согласны на размещение таких объектов, соблюдено федеральное законодательство. Ранее действовал запрет размещать НТО на территории дворов, который отменен в рамках "регуляторной гильотины". Однако суд установил, что понятия "внутридворовая территория" и "придомовая территория" не идентичны.
Нужно учитывать, сформирован ли надлежащим образом земельный участок. Вводимые муниципалитетами требования к размещению НТО на придомовой территории должны быть дифференцированными, учитывать интересы собственников помещений в доме, предпринимателей и местного сообщества в целом.
Действующие законодательные нормы признаны конституционными. В правилах благоустройства территории не должна полностью исключаться возможность для собственников образованных и поставленных на кадастровый учет земельных участков принять решение о размещении на них НТО, если не нарушаются федеральные нормы. Могут предусматриваться требования к удаленности таких объектов от зданий и сооружений, к сочетанию объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям. Нельзя вводить положения, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В течение года муниципалитеты должны актуализировать правила благоустройства территории. Акты в действующей редакции можно применять в части, не противоречащей иным положениям законодательства.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад