

25 января 2025

Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 20 декабря 2024 г. N 2385 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Министерством природных ресурсов Забайкальского края возложенных полномочий по контролю (надзору) на 2025 год"
Приказ Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 20 декабря 2024 г. N 2385
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Министерством природных ресурсов Забайкальского края возложенных полномочий по контролю (надзору) на 2025 год"
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить:
Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Министерством природных ресурсов Забайкальского края федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Забайкальского края на 2025 год.
2. Управлению правового, кадрового и организационного обеспечения обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства природных ресурсов Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://minprir.75.ru/deyatel-nost/ekologicheskiy-nadzor).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела организации государственного надзора в лесах - старшего государственного лесного инспектора в лесничествах Забайкальского края М.Г. Клиентову.
И.о. министра природных ресурсов | А.Н. Кондратьев |
"Утверждена"
приказом Министерства природных
ресурсов Забайкальского края
от 20 декабря 2024 г. N 2385
Программа профилактики
рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2025 год
Паспорт
Наименование программы | Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2025 год (далее - Программа) |
Правовые основания разработки Программы | Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле". Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом интересам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. |
Разработчик Программы | Министерство природных ресурсов Забайкальского края |
Цели Программы | 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. |
Задачи Программы | - выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению субъектами профилактики обязательных требований в области лесных отношений, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований; - формирование единого понимания обязательных требований законодательства в области лесных отношений всеми участниками контрольно-надзорной деятельности; - повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области лесных отношений; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2025 г. |
Источники финансирования | Бюджет Российской Федерации, бюджет Забайкальского края |
Ожидаемые конечные результаты | Снижение количества нарушений обязательных требований законодательства в области лесных отношений; увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов профилактики - развитие системы профилактических мероприятий; внедрение различных способов профилактики; снижение уровня административной нагрузки на подконтрольные субъекты; повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики; мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению. |
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1. Описание типов и видов подконтрольных субъектов
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области лесных отношений, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) осуществляемого Министерством природных ресурсов Забайкальского края на территории лесного фонда.
Субъектами профилактических мероприятий являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие свою деятельность в области лесных отношений на землях лесного фонда на территории Забайкальского края. В 2024 году использование лесов осуществляли 282 юридических лица, 75 индивидуальных предпринимателей и 1162 граждан.
Наиболее значимым риском является причинение ущерба государственному лесному фонду.
1.2. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
В 2023 году и в 1-ом полугодии 2024 года федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда в Забайкальском крае осуществляется Министерством природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля (надзора), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1098.
Сведения о результатах проведения федерального государственного лесного контроля (надзора) в 2023 (первое полугодие) - (первое полугодие) 2024 года
Показатель | 2023 | 2024 |
Выявлено нарушений лесного законодательства | 464 | 517 |
в том числе случаев незаконной рубки леса | 435 | 471 |
общий объем незаконно заготовленной древесины, тыс. куб. м | 16,7 | 13,1 |
Вред причиненный лесам, вследствие нарушений млн руб. | 106,1 | 97,1 |
в том числе взыскано в федеральный бюджет, млн руб. | 20,3 | 18,1 |
Направлено материалов в следственные органы, шт. | 271 | 290 |
из них возбуждено уголовных дел, шт. | 156 | 182 |
Привлечено лиц к административной ответственности | 209 | 202 |
из них привлечено к ответственности юридических лиц | 4 | 2 |
должностных лиц | 4 | 2 |
физических лиц (граждан) | 201 | 198 |
Наложено штрафов, тыс. руб. | 971,5 | 1276,5 |
Взыскано штрафов, тыс. руб. | 139,1 | 361 |
За первое полугодие 2024 года проведено 7229 патрулирований (АППГ - 6089).
В ходе которых выявлено 471 (АППГ - 435) случая незаконных рубок лесных насаждений объемом 13,1 тыс. м3 (АППГ - 16,7), причинен вред лесному фонду на сумму 97,1 млн руб. (АППГ - 106,1).
По состоянию на 01.07.2024 г. фактическое поступление в бюджетную систему Российской Федерации сумм в счет возмещения ущерба за нарушения лесного законодательства составило 18,1 млн руб. (АППГ - 20,3).
В правоохранительные органы направлено 290 материалов (260 УК РФ), возбуждено 182 уголовных дела, 20 лиц привлечены к уголовной ответственности.
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ст. 260"
Основными причинами увеличения показателей по незаконным рубкам являются:
- наличие пунктов приема и отгрузки древесины, в том числе не зарегистрированных на землях поселений и личных подворьях;
- повышение спроса и стоимости на экспортируемую древесину;
- организация рынков сбыта незаконно заготовленной древесины;
- техника, с помощью которой совершено лесонарушение возвращается владельцам (собственникам), что способствует дальнейшему совершению лесонарушений;
- недостаточное материально-техническое оснащение государственных лесных инспекторов;
- недоукомплектованность численности инспекторов до штатной в Министерстве природных ресурсов и ГКУ "Управление лесничествами по Забайкальскому краю".
1.3. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Одним из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности является осуществление профилактических мероприятий, направленных на разъяснение проверяемых требований и предупреждение совершения правонарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Министерства в разделе "Деятельность" в подразделе "Федеральный государственный лесной контроль (надзор)" размещены: перечень нормативно-правовых актов регулирующих организацию и осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора); перечень правовых актов, содержащих обязательные требования; информация по вопросу организации деятельности общественных инспекторов в области охраны окружающей среды; материалы проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения лесного законодательства юридическими лицами и предпринимателями; материалы по профилактике нарушений лесного законодательства; анализ правоприменительной практики осуществления государственного лесного контроля (надзора); описание типовых нарушений; проверочные листы; руководство по соблюдению требований лесного законодательства; материалы публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.
Все пункты программ профилактики нарушений обязательных требований лесного законодательства при реализации Министерством полномочий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) за 2023 год и в 1-ом полугодии 2024 года выполнены в полном объёме. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований выдавались в количестве 15 шт.
В сфере противодействия незаконным рубкам и незаконному обороту древесины Министерство, в целях профилактики правонарушений в сфере лесного законодательства, осуществляет информирование граждан в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети Интернет о проводимых мероприятиях, направленных на противодействие незаконным рубкам и незаконному обороту древесины. На официальном сайте Министерства, официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, размещаются пресс-релизы, подготовленные по результатам указанных действий.
В 2024 году проведено публичное обсуждение правоприменительной практики Министерства при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны.
По всем поступающим от субъектов профилактики вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.
Методическая работа, направленная на предотвращение нарушений, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, осуществляется посредством проведения совместных семинар-совещаний, видеоконференций.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
2.1. Цели профилактической работы
Цели профилактической работы:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Задачи проведения профилактических мероприятий
Задачи проведения профилактических мероприятий:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению субъектами профилактики обязательных требований в области лесных отношений, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
формирование единого понимания обязательных требований законодательства в области лесных отношений, охраны и использования объектов всеми участниками контрольно-надзорной деятельности;
повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области лесных отношений;
повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Настоящая программа призвана обеспечить создание условий для снижения случаев нарушений в области лесных отношений, повышения результативности и эффективности надзора, формирования заинтересованности субъектов профилактики в соблюдении природоохранных требований.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Программные мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
Перечень мероприятий Программы, сроки их реализации и ответственные исполнители приведены в Плане мероприятий по профилактике нарушений.
В Программу возможно внесение изменений и корректировка перечня мероприятий в связи с необходимостью осуществления профилактических мер в отношении нарушений лесного законодательства, выявленных в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий.
План мероприятий по профилактике нарушений на 2025 год
N | Профилактическое мероприятие | Способы осуществления | Периодичность проведения | Ответственные исполнители |
1. | Информирование | Осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах: Текст нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), сведений о сроках и порядке их вступления в силу; Сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу; | В течение 5 рабочих дней со дня поступления нормативных правовых актов | Отдел организации государственного надзора в лесах (Клиентова М.Г.) |
Комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований. | По мере необходимости | Отдел организации государственного надзора в лесах (Клиентова М.Г.) | ||
2. | Обобщение правоприменительной практики | Подготовка проекта доклада содержащего результаты обобщения правоприменительной практики осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) в 2024 году, его утверждение и размещение на сайте Министерства | До 1 апреля 2025 года | Отдел организации государственного надзора в лесах (Клиентова М.Г.) |
3. | Объявление предостережения | Объявляется контролируемому лицу в соответствии с требованиями статьи 49 ФЗ 248-ФЗ, пунктов 24-29 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) | При наличии оснований, предусмотренных статьей 49 ФЗ 248-ФЗ | Отдел организации государственного надзора в лесах, ГКУ "Управления лесничествами в Забайкальском крае" (Клиентова М.Г.) |
4. | Консультирование | Осуществляется должностным лицом Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора); разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора); порядок обжалования решений органов государственного надзора, действий (бездействия) государственных лесных инспекторов. В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей по указанным вопросам, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа Департамента письменного разъяснения, подписанного начальником Департамента. | При поступлении обращений контролируемых лиц и их представителей | Отдел организации государственного надзора в лесах, ГКУ "Управления лесничествами в Забайкальском крае" (Клиентова М.Г.) |
5. | Профилактический визит | Профилактический визит проводится государственным лесным инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска. В ходе профилактического визита государственным лесным инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 ФЗ N 248-ФЗ, пунктом 30 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), а также статьей# | По мере необходимости | Отдел организации государственного надзора в лесах, ГКУ "Управления лесничествами в Забайкальском крае" (Клиентова М.Г.) |
Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска и в отношении контролируемых лиц, впервые приступающих к осуществлению использования лесов и (или) лесных участков, части лесных участков. | В течение квартала | Отдел организации государственного надзора в лесах, ГКУ "Управления лесничествами в Забайкальском крае" (Клиентова М.Г.) |
Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы
Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности.
Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) в 2024 году составляет 563 ед.
Раздел 5. Механизм реализации программы
5.1. Программа реализуется отделом организации государственного надзора в лесах, информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также настоящая Программа размещаются на официальном сайте Министерства.
5.2. Определить руководителем (координатором) Программы по организации и координированию всей деятельности начальника отдела организации государственного надзора в лесах Клиентову М.Г.
5.3. Руководитель (координатор) Программы:
- осуществляет подготовку докладов о ходе реализации Программы;
- подготавливает предложения по формированию (уточнению) перечня программных мероприятий на очередной год, разработке перечня показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, проведению мониторинга реализации Программы.
Ответственные исполнители мероприятий, предусмотренных Программой:
- осуществляют на регулярной основе мониторинг реализации Программы в подразделении;
- ежеквартально осуществляют сбор и накопление информации о ходе реализации Программы, анализируют ситуации с соблюдением обязательных требований и возникающих у субъектов профилактики в связи с этим проблем;
- подготавливают и направляют руководителю (координатору) Программы предложения по формированию (уточнению) перечня программных мероприятий на очередной год.
Раздел 6. Показатели результативности и эффективности программы
6.1. Основной показатель эффективности и результативности профилактической работы - улучшение состояния подконтрольной сферы (улучшение состояния охраняемых законом ценностей в сфере осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда на территории Забайкальского края. Улучшение состояния подконтрольной среды оценивается исходя из количества нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами (%) - положительно оценивается снижение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (календарный год).
6.2. Оценка эффективности Программы проводится по итогам работы за каждый отчетный год.
Обзор документа
Лесной контроль в Забайкалье: программа профилактики рисков причинения вреда на 2025 г.
Министерство природных ресурсов Забайкалья спланировало на 2025 г. мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора).
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Постановление Правительства Забайкальского края от 9 января 2025 г. N 5 "Об установлении на 2025 год размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Забайкальского края, которая может оплачиваться некоммерческой организацией - Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов"
В Забайкалье определено, какая стоимость работ по капремонту многоквартирных домов может оплачиваться из фонда капремонта
На 2025 г. в Забайкалье установлена предельная стоимость услуг (работ) по капремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться Забайкальским фондом капремонта за счет средств фонда капремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капремонт.
Постановление Правительства Забайкальского края от 9 января 2025 г. N 4 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, на 2025 год"
На 2025 г. в Забайкалье определены размеры взноса на капремонт
В Забайкалье на 2025 г. установлены минимальные размеры взноса на капремонт общего имущества в многоквартирном доме. Они определены с разбивкой по полугодиям и зависят от степени благоустройства дома.
Постановление Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2024 г. N 696 "О внесении изменений в региональную программу Забайкальского края "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы)"
Скорректирована программа Забайкалья по модернизации систем коммунальной инфраструктуры
Уточнен объем финансирования региональной программы Забайкальского края "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы)" в 2024 г.
Объем финансирования программы в 2025 г. составит почти 881 млн руб.
Пересмотрены характеристика объектов программы, ее целевые показатели, план реализации мероприятий.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Постановление Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2024 г. N 709 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
В Забайкалье утверждена программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2025-2027 гг.
Разработана Территориальная программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в Забайкальском крае на 2025 г. и плановый период 2026 и 2027 гг.
Определены перечень видов, форм и условий предоставления медпомощи, список заболеваний и состояний, при которых медпомощь оказывается бесплатно, средние нормативы объема медпомощи, порядок формирования тарифов и др.
Учтены нововведения, предусмотренные соответствующей общей программой.