Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Региональные Республика Адыгея Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 декабря 2021 г. N 283 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"

Обзор документа

1 января 2022

gerb

Кабинет Министров Республики Адыгея


Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 декабря 2021 г. N 283 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 23 декабря 2021 г. N 283
"О некоторых вопросах осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"


В соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 27 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктом 10.7 статьи 16 Закона Республики Адыгея "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:

1. Утвердить Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно приложению.

2. Внести в Положение о Комитете Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 октября 2014 года N 253 "Вопросы Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 10; 2015, N 4; 2016, N 3, 4, 9; 2018, N 10; 2019, N 5; 2020, N 11), следующие изменения:

1) в пункте 4.1 раздела I:

а) подпункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;";

б) дополнить новым подпунктом 3 следующего содержания:

"3) государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.";

2) подпункт 16 раздела III изложить в следующей редакции:

"16) осуществляет:

а) региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;".

3. Признать утратившими силу:

1) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 апреля 2016 года N 74 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2016, N 4);

2) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 6 сентября 2019 года N 210 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 апреля 2016 года N 74 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2019, N 9).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.


Премьер-министр
Республики Адыгея

Г. Митрофанов


Приложение
к постановлению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 23 декабря 2021 года N 283


Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


I. Общие положения


1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор).

2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами (далее - контролируемые лица), за исключением контролируемых лиц, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35; 2002, N 44; 2004, N 35; 2006, N 50, 52; 2007, N 45; 2009, N 1, 19, 48; 2010, N 21, 31; 2011, N 1; 2012, N 14; 2013, N 7, 27, 52; 2014, N 30, 42; 2015, N 10, 18, 48; 2016, N 1, 7, 26; 2018, N 32; 2019, N 27; 2020, N 14, 26, 50; 2021, N 22, 24) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея (далее - обязательные требования).

3. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по осуществлению регионального государственного надзора является Комитет Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - надзорный орган).

4. Должностными лицами надзорного органа, которые вправе осуществлять региональный государственный надзор, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные лица), являются:

1) председатель Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - руководитель надзорного органа);

2) заместитель председателя Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - заместитель руководителя надзорного органа);

3) начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

5. Должностным лицом надзорного органа, уполномоченным на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель надзорного органа, а в случае его временного отсутствия - заместитель руководителя надзорного органа.

6. Объектами регионального государственного надзора (далее - объекты надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).

7. Учет объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих региональному государственному надзору, а также посредством информационной системы контрольных (надзорных) органов - государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".

8. Организация и осуществление регионального государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31; 2021, N 24) (далее - Федеральный закон).


II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора


1. При осуществлении регионального государственного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

2. Надзорный орган при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска:

1) высокий риск;

2) значительный риск;

3) средний риск;

4) низкий риск.

3. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется надзорным органом на основе сопоставления его характеристик со следующими критериями отнесения объекта надзора к категориям риска:

1) к категории высокого риска относится деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты III и (или) IV классов опасности;

2) к категории значительного риска относится деятельность контролируемых лиц, осуществляющих предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи и расположенных на территориях, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов в границах зон экстренного оповещения населения;

3) к категории среднего риска относится деятельность контролируемых лиц, если эти контролируемые лица (их структурные подразделения) или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в состав территориальной подсистемы Республики Адыгея единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. В случае если объект надзора не отнесен надзорным органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

1) для категории высокого риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий один раз в 2 года:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка;

2) для категории значительного риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий один раз в 3 года:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка;

3) для категории среднего риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий один раз в 4 года:

а) документарная проверка;

б) выездная проверка.

6. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

7. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении регионального государственного надзора надзорный орган использует индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению.


III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям


1. При осуществлении регионального государственного надзора надзорный орган проводит следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

2. По итогам обобщения правоприменительной практики надзорный орган обеспечивает ежегодную подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа (далее - доклад о правоприменительной практике).

3. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.

4. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом надзорного органа и размещается на Интернет-странице надзорного органа официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.adygheya.ru) (далее - официальный сайт) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

5. При наличии у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

6. Контролируемое лицо вправе подать в надзорный орган возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения. Возражение направляется на бумажном носителе посредством почтовой связи либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты надзорного органа либо иными указанными в предостережении способами.

7. Возражение в отношении предостережения рассматривается надзорным органом в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.

8. Консультирование осуществляется должностными лицами надзорного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

9. Время консультирования одного контролируемого лица или его представителя не может превышать 15 минут.

10. Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:

1) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного надзора;

2) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного надзора;

3) порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.

11. Письменное консультирование осуществляется в следующих случаях:

1) контролируемым лицом или его представителем представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросу консультирования;

2) за время консультирования, установленное пунктом 9 настоящего раздела, представить ответ на поставленный вопрос не представляется возможным.

12. Письменный ответ направляется контролируемому лицу в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19; 2010, N 27, 31; 2013, N 19, 27; 2014, N 48; 2015, N 45; 2017, N 49; 2018, N 53).

13. В случае поступления в надзорный орган 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от контролируемых лиц и их представителей в течение 1 месяца консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного руководителем надзорного органа, а в случае его временного отсутствия - заместителем руководителя надзорного органа.

14. Обязательный профилактический визит проводится в отношении:

1) объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;

2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности.

15. Обязательный профилактический визит в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, осуществляется в году, предшествующем году проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.

16. Обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, проводится в течение 1 года с момента начала такой деятельности.

17. Должностное лицо уведомляет контролируемое лицо о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в письменной форме посредством почтовой связи либо в форме электронного документа в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона.

18. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения путем направления уведомления посредством почтовой связи либо копии уведомления на адрес электронной почты надзорного органа.

19. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня с соблюдением требований к проведению профилактического визита, установленных статьей 52 Федерального закона.

20. По итогам обязательного профилактического визита в день его проведения составляется лист профилактической беседы, форма которого устанавливается приказом надзорного органа. Копия листа профилактической беседы вручается контролируемому лицу под роспись либо направляется посредством почтовой связи в течение 5 рабочих дней с даты его составления.


IV. Осуществление регионального государственного надзора


1. Региональный государственный надзор осуществляется посредством проведения следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционного визита;

2) документарной проверки;

3) выездной проверки.

2. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов.

3. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов.

4. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов.

5. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.

6. Гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в надзорный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:

1) выезда за пределы Республики Адыгея во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов);

2) временной нетрудоспособности во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).

7. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится надзорным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего раздела.

8. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами надзорного органа могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

9. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностным лицом самостоятельно.

10. В обязательном порядке должностными лицами для фиксации доказательств нарушений обязательных требований используются фотосъемка, аудио- и видеозапись в следующих случаях:

1) проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;

2) если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;

3) проведение выездной проверки.

11. При осмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.

12. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

13. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

14. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

15. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и в конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

16. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

17. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.


V. Обжалование решений надзорного органа, действий (бездействия) его должностных лиц


1. Жалоба контролируемого лица на решение надзорного органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем надзорного органа.

2. Руководитель надзорного органа принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:

1) жалоба подана по истечении сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

5) ранее руководителю надзорного органа была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц надзорного органа, а также членов их семей;

7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;

8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений надзорного органа.

3. Руководитель надзорного органа в течение 20 рабочих дней со дня регистрации жалобы:

1) рассматривает жалобу;

2) принимает одно из следующих решений:

а) оставляет жалобу без удовлетворения;

б) отменяет решение надзорного органа полностью или частично;

в) отменяет решение надзорного органа полностью и принимает новое решение;

г) признает действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

4. Руководитель надзорного органа при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.

5. При рассмотрении жалобы руководитель надзорного органа вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их руководителем надзорного органа, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

6. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

7. Решение руководителя надзорного органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) в государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Адыгея" в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.


Приложение
к Положению о региональном
государственном надзоре
в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций


Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований


1. Отсутствие сведений об аттестации аварийно-спасательного формирования контролируемого лица на право ведения аварийно-спасательных работ.

2. Отсутствие сведений о прохождении руководителем и (или) работниками контролируемого лица подготовки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повышении квалификации, курсовом обучении в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если такие подготовка, повышение квалификации, курсовое обучение должны быть пройдены.

3. Отсутствие сведений о проведении контролируемым лицом объектовых тренировок, если такие тренировки должны быть проведены.

4. Непредставление контролируемым лицом в срок, установленный в предписании об устранении нарушений обязательных требований, уведомления об устранении нарушений обязательных требований.

5. Представление контролируемым лицом уведомления об исполнении предписания об устранении нарушений обязательных требований, содержащего сведения, не позволяющие установить факт принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.


Обзор документа


Кем и как в Адыгее осуществляется региональный госнадзор в области защиты населения и территорий от ЧС?

В Республике Адыгея региональный госнадзор в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет профильный республиканский комитет. Детально конкретизирован предмет, оговорен круг должностных лиц, наделяемых соответствующими полномочиями.

Контрольные (надзорные) мероприятия организуются в форме инспекционных визитов и проверок (документарных и/или выездных).

Предусмотрены профилактические меры. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит.

Прописан алгоритм, оговорены правила оформления результатов.

Периодичность плановых мероприятий зависит от категории риска, присвоенной поднадзорным объектам и деятельности контролируемых (высокий, значительный, средний, низкий риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - оговорены критерии отнесения). При высоком риске таковые назначают один раз в два года, при значительном - раз в три, при среднем - в четыре, при низком - не проводят.

Определены индикаторы риска нарушения обязательных требований.

Контролируемые вправе представить свои возражения, а также обжаловать действия и решения комитета и его должностных лиц.

Прежний порядок больше не применяется.

Комитет уполномочен также осуществлять госнадзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС (внесены поправки в положение о комитете).

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.

Назад