Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Как оформить обязательные работы гражданину на срок 20 часов? Что необходимо знать работодателю?

Как оформить обязательные работы гражданину на срок 20 часов? Что необходимо знать работодателю?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С гражданином, осужденным к обязательным работам, не заключается трудовой договор. Издается приказ о приеме осужденного на работу. Запись в трудовую книжку не вносится.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), а также ст. 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Требования о предварительном согласовании перечня организаций, где планируется отбытие наказания осужденных к обязательным и исправительным работам, с самими этими организациями законом не предусмотрено.
Осужденный привлекается к труду в связи с отбыванием наказания, а не по своему волеизъявлению. Следовательно, осужденный к обязательным работам не является стороной трудового договора. Косвенно данный вывод подтверждается также тем, что согласно абзацу 2 части 2 ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду (то есть законодатель разграничивает понятия "работник" и "лицо, осужденное к лишению свободы")*(1).
Между осужденным и организацией, в которой он отбывает обязательные работы, возникают трудовые отношения (ст. 15, часть первая ст. 16 ТК РФ), особенность которых состоит в том, что такие работники ограничены в трудовых правах в той степени, в которой это предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством.
В частности, осужденные работники не могут отказаться от предложенной ему работы, уволиться по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и т.п. Возможность подобного ограничения предусмотрена и частью третьей ст. 3 ТК РФ. Осужденного к обязательным работам не нужно принимать в штат организации и заполнять трудовую книжку, следовательно, при приеме осужденного к таким видам работы не требуется наличие вакантных должностей в штатном расписании. С гражданином, осужденным к обязательным работам, не заключается трудовой договор. Время отбывания обязательных работ не включается в трудовой стаж. Вид обязательных работ определяется на основании документа из уголовно-исполнительной инспекции.
Законодательство не содержит перечня или критериев работы, которую можно поручить осужденному. Работодатель вправе поручить осужденному как работу по должности, предусмотренной штатным расписанием, так и работу, не входящую в круг обязанностей по должностям, имеющимся в штатном расписании.
Для оформления осужденного к обязательным работам необходимо издать приказ руководителя организации (по личному составу) о приеме осужденного на работу без оплаты труда на основании документа из уголовно-исполнительной инспекции.
Также необходимо ознакомить осужденного под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка организации, с правилами охраны труда и провести вводный инструктаж по технике безопасности.
Отметим, что согласно п. 53 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 (далее - Инструкция N 142), время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
В случае невыхода осужденного на работу и допущения им нарушений трудовой дисциплины работодателю следует проинформировать об этом уголовно-исполнительную инспекцию.
Статьей 351.1 ТК РФ установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - также справка).
Вопрос о необходимости предъявления такой справки, на наш взгляд, спорный.
С одной стороны, такая справка предоставляется в рамках ст. 65 ТК РФ при приеме на работу. А поскольку на осужденных к обязательным работам требования трудового законодательства, регулирующих прием на работу, не распространяются, можно предположить, что и предъявление такой справки не требуется.
С другой стороны, в силу требований ст. 351.1 ТК РФ запрещено привлекать к трудовой деятельности в установленных сферах лиц, имеющих или имевших судимость.
По нашему мнению, в целях соблюдения требований ст. 351.1 ТК РФ организация должна установить факт наличия/отсутствия судимости у осужденного. Это возможно сделать либо на основании справки, либо на основании информации, предоставленной уголовно-исполнительной инспекцией, направившей осужденного на работу.
Организация, в которой осужденный проходит обязательные работы, должна также:
- еженедельно информировать инспекцию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи ( по письменному запросу или при посещении организации сотрудником инспекции) (п. 51 Инструкции N 142);
- ежемесячно предоставлять табель о количестве отработанного осужденным времени (п. 51 Инструкции N 142).
В свою очередь, согласно п. 49 Инструкции N 142, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за явкой осужденного в организацию, ежедневно запрашивая информацию с использованием средств связи. При необходимости посещается организация.
Поскольку уголовно-исполнительная инспекция ведет учет рабочего времени, отработанного осужденным, направлять какие-либо извещения о том, что осужденный отработал положенные часы обязательных работ, не требуется.
Отметим, что в силу правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, при отсутствии потребности в новых работниках работодатель в любом случае не обязан заключать трудовой договор с обратившимся (или направленным к нему уголовно-исполнительной инспекцией) лицом и вправе отказать такому лицу в приеме на работу. Право организации на обоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного для отбывания исправительных работ, подтверждается и п. 72 Инструкции N 142, по смыслу которого в случае обоснованного отказа организации в приеме осужденного на работу уголовно-исполнительная инспекция продолжает работу по трудоустройству осужденного.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Иванова Инна

Ответ прошел контроль качества

21 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также определение Тамбовского областного суда от 25.03.2019 N 33-1146/2019, решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15.11.2016 N 2-2587/2016, определение Хабаровского краевого суда от 15.01.2014 N 33-191/2014).