Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Бюджетному учреждению было выставлено представление финансового управления, согласно которому необходимо возвратить в доход городского бюджета предоставленные субсидии на выполнение муниципального задания в связи с неправомерным расходованием. Возврат на основании представления финансового управления был произведен за счет средств от приносящей доход деятельности в 2021 года. Может ли учреждение включить сумму, перечисленную в бюджет, в расходы в целях налогообложения прибыли (увеличить расходы учреждения по приносящей доход деятельности на эту сумму)?

Бюджетному учреждению было выставлено представление финансового управления, согласно которому необходимо возвратить в доход городского бюджета предоставленные субсидии на выполнение муниципального задания в связи с неправомерным расходованием. Возврат на основании представления финансового управления был произведен за счет средств от приносящей доход деятельности в 2021 года.
Может ли учреждение включить сумму, перечисленную в бюджет, в расходы в целях налогообложения прибыли (увеличить расходы учреждения по приносящей доход деятельности на эту сумму)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма возврата ранее полученной субсидии не признается расходом в целях налогообложения прибыли.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения как российские организации являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ, письмо Минфина России от 29.04.2019 N 03-03-06/3/34284).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций на основании ст. 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.
Отметим, что при налогообложении прибыли не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Бюджетное учреждение не учитывает при определении налоговой базы средства целевого финансирования и целевых поступлений, к которым относятся в том числе субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, гранты, средства, получаемые за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, при условии ведения раздельного учета указанных доходов и связанных с ними расходов (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли расходы признаются с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, они должны быть:
- экономически обоснованны (обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности);
- документально подтверждены (документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ, и из этих документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы были произведены);
- произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
В ст. 270 НК РФ содержится перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. Указанный перечень является открытым, то есть при налогообложении не должны учитываться любые расходы, которые не соответствуют критериям, поименованным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 49 ст. 270 НК РФ; письма Минфина России от 22.03.2018 N 03-03-07/18252, от 13.12.2016 N 03-03-06/1/74580). При этом не учитываются в целях налогообложения расходы, произведенные (понесенные) в рамках целевого финансирования или целевых поступлений, к которым относятся, в частности, субсидии, средства ОМС, гранты, пожертвования (подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ). Получатели целевого финансирования и целевых поступлений обязаны вести не только раздельный учет доходов, но и связанных с ними расходов.
Перечень расходов, не учитываемых при налогообложении, является открытым. Об этом свидетельствует п. 49 ст. 270 НК РФ, согласно которому не принимаются в целях налога на прибыль иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Таким образом, перечень ст. 270 НК РФ замыкается на положения ст. 252 НК РФ.
Из этого следует, что любые неподтвержденные, необоснованные и ненаправленные на извлечение прибыли расходы не могут быть учтены при налогообложении. Соответственно, это означает, что сумма возврата ранее полученной субсидии не признается расходом в целях налогообложения прибыли.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налог на прибыль в бюджетных и автономных учреждениях;
- Энциклопедия решений. Учет доходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

3 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.