В 2017 году государственное казенное учреждение поставило на забалансовый счет 01 имущество, переданное в безвозмездное пользование по 1 рублю. Договор на безвозмездное пользование был составлен в 2012 году. При проверке годовой отчетности за 2016 год нарушения не были выявлены. В 2017 году при проверке годовой отчетности Контрольно-счетная палата ставит в нарушение, грозящее административным штрафом, позднюю постановку недвижимого имущества на забалансовый счет 01. Период проверки - 2017 год. Возможно ли привлечение казенного учреждения к административной ответственности за позднюю постановку недвижимого имущества на забалансовый учет по результатам инвентаризации до сдачи годовой отчетности за 2017 год?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Должностное лицо учреждения может быть привлечено к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за представление недостоверной отчетности за 2016 год.
Обоснование вывода:
Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Событие данного административного правонарушения образует не само по себе неотражение имущества на забалансовом счете, а представление недостоверной бюджетной отчетности, не содержащей соответствующие сведения бухгалтерского учёта. Последующее отражение в бухгалтерском учете имущества по состоянию на 01.01.2018 не свидетельствует об устранении недостоверности в представленной бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды, исправления в которую не вносились (смотрите, например, решение Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 08.06.2017 N 12-279/2017).
По общему правилу за нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, в т.ч. по ст. 15.15.6 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения. За правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, срок давности начинает течь с момента наступления указанного срока. Правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ, выразившиеся в искажении в бюджетной отчетности, не является длящимся (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31.10.2016 N 21-1390/2016).
Учитывая приведенные выше нормы, в рассматриваемом случае постановление по делу может быть вынесено не ранее марта 2018 г., следовательно, лицо может быть привлечено к ответственности за правонарушение, совершенное не ранее марта 2016 г. Поскольку отчетность за 2016 г. содержала недостоверные сведения о наличии имущества, полагаем, что есть риск привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Иногда к подобным правонарушениям применяют ст. 15.11 КоАП РФ (смотрите, например, постановление Владикавказского гарнизонного военного суда Республики Северная Осетия - Алания от 11.10.2016 N 5-69/2016). По нашему мнению, в отношении бюджетной отчетности применять ст. 15.11 КоАП РФ нельзя (постановление Московского городского суда от 29.02.2016 N 4а-31/16). Другие нарушения, упомянутые в примечании к этой статье, к рассматриваемой ситуации не применимы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
7 марта 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.