Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Вправе ли открытое акционерное общество, основным видом деятельности которого является оптовая торговля непродовольственными товарами широкого потребления, выступать рекламораспространителем и требуется ли для этого лицензия?

Вправе ли открытое акционерное общество, основным видом деятельности которого является оптовая торговля непродовольственными товарами широкого потребления, выступать рекламораспространителем и требуется ли для этого лицензия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не запрещает торговым организациям осуществлять распространение рекламы. Данный вид деятельности не требует получения лицензии.

Обоснование вывода:
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Рекламораспространителем, в силу ст. 3 этого Закона, признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Каких-либо ограничений относительно организационно-правовой формы или сферы основной деятельности для субъектов распространения рекламы Законом N 38-ФЗ не предусмотрено.
Основы государственного регулирования торговой деятельности определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который не запрещает торговым организациям, осуществлять иные виды деятельности.
В свою очередь, согласно ст. 49 ГК РФ, а также п. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акционерное общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Между тем ни Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ни Закон N 38-ФЗ не предусматривают лицензирование деятельности по распространению рекламы.
Таким образом, занятие оптовой торговлей непродовольственными товарами само по себе не препятствует акционерному обществу осуществлять распространение рекламы. Получение лицензии для этого не требуется.
Обращаем внимание, что сведения о конкретных осуществляемых обществом видах деятельности не обязательно отражать в уставе, хотя такие сведения и могут быть включены в устав общества (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 98 ГК РФ и п. 3 ст. 11 Закона N 208-ФЗ). Однако, по смыслу разъяснений, содержащихся в п. 18 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, коммерческая организация может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах организации не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

30 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.