Определение цены для закупки автотранспорта по Закону N 44-ФЗ
Бюджетное учреждение закупает автотранспорт в рамках Закона N 44-ФЗ. Обязательно ли запрашивать коммерческие предложения у завода-изготовителя?
Прежде отметим, что в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий иностранным товарам, работам, услугам равные условия с российскими, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих запрет и ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг, а также преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг. Согласно принятому в том числе в соответствии с указанными нормами постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - постановление N 1875) установлены соответствующие:
- запрет закупок "иностранных" товаров, работ, услуг по перечню согласно приложению N 1 к постановлению N 1875 (далее - приложение N 1);
- ограничение закупок "иностранных" товаров по перечню согласно приложению N 2 к постановлению N 1875;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения (то есть, по сути, в отношении всех остальных товаров, не указанных в приложениях N 1 и N 2 к постановлению N 1875).
При этом согласно подп. "д" п. 4 постановления N 1875 позиции приложения N 1 и приложения N 2 к постановлению N 1875 применяются, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе "Наименование товара, работы, услуги" и которые включены в код, указанный в графе "Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", или если в объект закупки включен товар, наименование которого указано в графе "Наименование товара" и который включен в код, указанный в графе "Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".
Автомобили легковые (код ОКПД 2 29.10.2) включены в п. 92 приложения N 1. Соответственно, при осуществлении закупки указанной продукции устанавливается запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств (абзац 2 п. 1 постановления N 1875). Указанный запрет распространяются также на товары, являющиеся предметом финансовой аренды (лизинга) (подп. "з" п. 4 постановления N 1875).
На основании ч. 25 ст. 22 Закона N 44-ФЗ для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены предусмотренные п.1 ч. 2 ст. 14 Законом запрет, ограничение или преимущество, в постановлении N 1875 установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Такие особенности установлены подп. "в" п. 7 этого постановления и заключаются в следующем:
- при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с ч. 13 и 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС;
- при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ запрос о предоставлении информации о цене товаров, указанных в позициях 1-145 приложения N 1, позициях 1-432 приложения N 2 к Постановлению N 1875, субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП). Если в этой системе содержится информация менее чем о 3 субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство включенного в объект закупки товара из числа указанных товаров, заказчик также направляет такой запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - членов ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Случаи, в которых указанные выше особенности не применяются перечислены в подп. "г" п. 7 Постановления N 1875 и, представляется, что указанной в вопросе ситуации они не соответствуют.
Таким образом, если заказчик планирует купить автомобиль (и речь не идет случае - исключении, приведенном в подп. "г" п. 7 Постановления N 1875), для целей определения НМЦК, равно как цены контракта с единственным поставщиком ему необходимо направить предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ запрос о предоставлении информации о цене автомобиля субъектам деятельности в сфере промышленности, осуществляющих производство таких автомобилей, информация о которых включена в ГИСП.
Если в ГИСП содержится информация менее чем о 3 таких субъектах, заказчик должен направить соответствующий запрос поставщикам, которые осуществляют поставку происходящих из государств - членов ЕАЭС товаров, идентичных товару, планируемому к закупке (при его отсутствии - однородных товаров), и информация о которых и о поставленных ими товарах содержится на официальном сайте ЕИС в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
18 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.