Возможна ли закупка при наличии одного коммерческого предложения?
Препятствует ли наличие одного коммерческого предложения цены проведению закупки по Закону N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наличие единственного коммерческого предложения для определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком проведению закупки по Закону N 44-ФЗ и заключению контракта не препятствует.
Обоснование вывода:
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот закон призван регулировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В том числе Закон N 44-ФЗ обязывает заказчика обосновывать начальную (максимальную) цену любого контракта, заключаемого по результатам конкурентных процедур, а также цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом (при этом только в отношении закупок, поименованных в ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает цену контракта и включает в контракт обоснование цены контракта - смотрите письмо Минфина России от 02.11.2021 N 24-06-08/88987). Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным. Указанный метод заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
На основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации), которые, впрочем, не имеют обязательной силы*(1), но лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Метод СРЦ должен применяться с учетом раздела III Рекомендаций. Так, в целях получения ценовой информации для определения НМЦК заказчику рекомендуется осуществить несколько перечисленных в п. 3.7 Рекомендаций процедур, включая, в первую очередь, направление запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (подп. 3.7.1 Рекомендаций). В то же время законодательство не обязывает адресатов отвечать на полученные от заказчиков запросы о предоставлении ценовой информации. Соответственно, любой заказчик может столкнуться с ситуацией, когда он получит менее трех (а иногда и ни одного) коммерческого предложения в ответ на свои запросы. В то же время в силу п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом СРЦ рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными контрагентами.
Вместе с тем коммерческие предложения - не единственный источник ценовой информации. В силу ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода СРЦ может использоваться в том числе общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, источники которой перечислены в части 18 той же статьи и не только*(2), в числе которой - информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами; информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (п. 2)*(3).
Таким образом, для обоснования НМЦК методом СРЦ заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников, как указанных в части 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, так и не указанных в этой норме (перечень источников информации не является исчерпывающим).
При этом отметим, что для целей осуществления заказчиком сравнения цен (при обоснования НМЦК методом СРЦ) в любом случае требуется не менее двух источников информации о ценах (смотрите Вопрос: Какое количество коммерческих предложений должно быть использовано при расчете начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого согласно правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Какое количество заявок должно быть подано на участие в электронном аукционе, чтобы он признавался состоявшимся? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.)). Использование сведений только обо одной цене будет являться ненадлежащим обоснованием НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (смотрите также решение УФАС по Республике Алтай от 24.01.2023 N 3).
В случаях, когда у заказчика имеется только одно коммерческое предложение либо таковые вовсе отсутствуют, он не может применить метод СРЦ. Если же прочие методы, перечисленные в ч. 1 ст. 22 Закона 44-ФЗ, не подходят для ситуации, заказчик вправе применить иной метод определения НМЦК. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Как видно, и в случае наличия одного единственного коммерческого предложения заказчик не лишен возможности обосновать НМЦК для целей осуществления закупки, и заключению контракта это обстоятельство не препятствует.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Как обосновать начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если у заказчика нет возможности получить коммерческие предложения нескольких поставщиков (подрядчиков, исполнителей)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)
- Вопрос: Какое количество контрактов необходимо взять из ЕИС для расчета НМЦК? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)
- Вопрос: Порядок сбора коммерческих предложений (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2024 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
3 марта 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также письма Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60.
*(2) Перечень информации, приведенный в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, не является закрытым, поскольку п. 8 этой нормы содержит указание на "иные источники информации". Ни Закон N 44-ФЗ, ни Рекомендации не ограничивают перечень источников, которые могут использоваться в целях применения метода сопоставимых рыночных цен.
*(3) Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).