Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Является ли распространение push-сообщений о деятельности фитнес-клубов (не являющихся собственником мобильного приложения) рекламой?

Является ли распространение push-сообщений о деятельности фитнес-клубов (не являющихся собственником мобильного приложения) рекламой?

Имеется сеть фитнес-клубов, осуществляющих деятельность под одной франшизой. Деятельность каждого фитнес-клуба ведет отдельное юридическое лицо. Мобильное приложение сети фитнес-клубов принадлежит одному из юридических лиц.
Является ли распространение push-сообщений о деятельности фитнес-клубов (не являющихся собственником мобильного приложения) рекламой?

Объектом рекламирования признаются в том числе средства индивидуализации юридического лица, товар (услуга, работа) и производитель товара (услуги, работы) (пункты 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"). То есть объектом рекламирования может выступать, в частности, товарный знак, объединяющий сеть фитнес-клубов на условиях франшизы, отдельный фитнес-клуб как исполнитель услуги, а также сам продукт (услуги фитнес-клуба).

Все эти компоненты, вероятнее всего, имеют место и в упомянутых в вопросе push-сообщениях о деятельности фитнес клубов. То есть формально такие сообщения отвечают признакам рекламы.

Вместе с тем в практике правоприменения различают рекламу и информационные сообщения.

Как разъяснено в разделе 9 Руководства по соблюдению обязательных требований "Понятие рекламы" (далее - Руководство), утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2023 N 821/23, не является рекламой информация о реализуемых товарах разных производителей, размещенная в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей мобильного приложения об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования. Также при указанном способе размещения информации не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) данной компании и т.п. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, не связанного с содержанием страницы и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона "О рекламе".

Данные разъяснения коррелируют с пояснениями, приведенными в разделе 7 Руководства относительно разграничения рекламы и информационных сообщений оператора связи. Там, в частности, указано, что не должна относиться к рекламе информация, распространяемая посредством СМС-сообщений или push-уведомлений, направляемых операторами сотовой связи своим абонентам, содержащая сведения о порядке исполнения или изменении условий исполнения обязательств, например, об изменении стоимости услуг, о нахождении абонента в роуминге и т.п. В свою очередь, распространяемая посредством СМС-сообщений или push-уведомлений информация о дополнительных услугах, предлагаемых операторами сотовой связи абонентам, с которыми у них заключен договор об оказании услуг, может рассматриваться в качестве рекламы, если такая услуга выступает в качестве объекта рекламирования (к примеру, предложение приобрести за дополнительную плату мобильный контент и др.)*(1).

Таким образом, для окончательного ответ на вопрос надо оценивать характер и содержание каждого такого сообщения. Однако если руководствоваться правовым подходом ФАС России, то с большой долей вероятности спорные push-сообщения не следует расценивать как рекламу. Тот факт, что мобильное приложение принадлежит одному из юридических лиц, на наш взгляд, решающего значения не имеет, поскольку речь идет (как буквально следует из вопроса) о мобильном приложении именно сети фитнес-клубов, а не приложении отдельного фитнес-клуба.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

9 марта 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Также смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 июля 2020 г. N 032/05/18-660/2020.

Дополнительно смотрите письмо Федеральной антимонопольной службы от 20 сентября 2023 г. N 08/76261/23 "Об информации в сети Интернет".