Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Необходимость лицензии при совершении сделки купли-продажи макулатуры (бумаги, картона) и стрейч-пленки

Необходимость лицензии при совершении сделки купли-продажи макулатуры (бумаги, картона) и стрейч-пленки

ООО продаёт ИП вторичное сырье (стрейч-пленку, макулатуру (бумагу и картон)). Должен ли быть у продавца указан соответствующий код вида деятельности по ОКВЭД? Нужна ли ему соответствующая лицензия (в области обращения с отходами)? Должен ли покупатель в этом случае быть региональным оператором?

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом положений Закона N 89-ФЗ.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности отнесена деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).

Продажа отходов, в том числе I-IV классов опасности, лицензируемым видом деятельности не является. Сбор отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию, за исключением случаев, если сбор таких отходов осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) (смотрите Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения), содержащийся в приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения), утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290).

Отметим, что класс опасности отходов определяется в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее также - ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (смотрите в связи с этим п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792).

В ФККО содержится позиция "Отходы бумаги и картона без пропитки и покрытия незагрязненные" (код 4 05 100 00 00 0), которая включает в себя виды отходов, относящихся к V классу опасности (отходы потребления картона (кроме электроизоляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью; использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и т.д.), то есть к практически неопасным отходам (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).

Также к отходам V класса опасности относятся, в частности, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код 4 34 110 02 29 5 по ФККО).

Кроме того, отметим следующее. Согласно ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 17.1 Закона N 89-ФЗ отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии, в соответствии с упомянутым Законом могут быть отнесены к вторичным ресурсам.

Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации.

Заметим, что под утилизацией отходов согласно абзацу восьмому п. 1 ст. 1 Закона N 89-ФЗ понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.01.2024 N 25-47/442 со ссылкой, в частности, на определение понятия "вторичное сырье", содержащееся в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", разъясняется, что вторичные ресурсы - это отходы, содержащие полезные фракции, но именно те, которые самостоятельно хозяйствующий субъект определил, как отходы. Вторичное сырье - продукция, полученная в результате обработки и утилизации отходов, регулирование обращения с данной продукцией осуществляется законодательством о техническом регулировании в силу того, что вторичное сырье не является отходом. Отходы бумаги и картона образуются при осуществлении практически каждого вида деятельности, в том числе включены в ФККО в группу "Отходы бумаги и картона без пропитки и покрытия незагрязненные" с кодом 4 05 100 00 00 0. Для получения из указанных видов отходов макулатуры стандартизированной необходимо осуществление как минимум операций по обработке отходов - их сортировке, очистке - приведению в соответствие с требованиями указанного стандарта.

Таким образом, в силу определений Закона N 89-ФЗ, отходы бумаги и картона, которые образуются от деятельности, в том числе при растаривании продукции - это вторичные ресурсы, а макулатура, которая получена из этих вторичных ресурсов, является вторичным сырьем.

В случае продажи вторичных ресурсов до получения из них соответствующих видов вторичного сырья, продавец обязан осуществлять обращение с вторичными ресурсами с учетом требований Закона N 89-ФЗ, предъявляемым к обращению с отходами, требуется в том числе разработка паспорта отхода.

Законодательство РФ запретов на передачу права собственности на отходы не содержит (смотрите в связи с этим также постановление Семнадцатого ААС от 06.11.2024 N 17АП-9051/24).

Из приведенных норм с учетом разъяснений Минприроды России следует, что в рассматриваемом случае ни продавцу, ни покупателю не требуется лицензия на обращение к отходами, если покупателю передается именно вторичное сырье, то есть продукция, полученная после обработки (сортировки, очистки) отходов бумаги, картона, стрейч-пленки. Лицензия не потребуется также в случае, если бумага, картон, стрейч-пленка передаются продавцом без обработки и получения вторичного сырья, то есть в качестве отходов, и такие отходы в соответствии с ФККО относятся к V классу опасности (например, к позиции "Отходы бумаги и картона без пропитки и покрытия незагрязненные"). Лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности необходима покупателю лишь в случае, если бумага, картон, стрейч-пленка в соответствии с ФККО должны быть отнесены к опасным отходам (например, к виду отходов "бумага, загрязненная пищевыми жирами при производстве пищевых продуктов" (код 3 01 199 31 29 4), относящихся к IV классу опасности).

Согласно определениям, содержащимся в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) признается оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Бумага, картон, стрейч-пленка могут содержаться среди ТКО, но как таковые они не являются во всех случаях твердыми коммунальными отходами. Этот вывод отражен в судебной практике (смотрите, например, постановление Пятнадцатого ААС от 12.04.2023 N 15АП-3165/23, решение АС Республики Башкортостан от 15.06.2022 по делу N А07-24397/2021). Тем более не относится к ТКО макулатура, являющаяся вторичным сырьем, которое не квалифицируется в качестве отходов. Поэтому полагаем, что в настоящей ситуации наличие у покупателя статуса регионального оператора не является обязательным.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности включаются в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в соответствии с подп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Закон не связывает включение таких сведений в ЕГРЮЛ с разрешением на осуществление юридическим лицом видов деятельности, идентифицируемых этими кодами. Иными словами, наличие в ЕГРЮЛ кодов видов деятельности по ОКВЭД имеет исключительно информационный характер*(1).

Таким образом, для продажи вторичного сырья наличие или отсутствие в ЕГРЮЛ соответствующего кода вида экономической деятельности правового значения для продавца не имеет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

10 января 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите в связи с этим:

- Энциклопедия решений. Коды ОКВЭД.