Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Вправе ли орган местного самоуправления заключить договор мены земельного участка в соответствии со ст. 39.22 ЗК РФ на основании подп. 2 или подп. 3 ст. 39.21 ЗК РФ при наличии заявления собственника земельного участка, в котором тот просит заключить договор мены, а орган местного самоуправления заинтересован в мене? Необходимо ли в данном случае принятие решения об изъятии земельного участка или оформление иного нормативного документа органа местного самоуправления об обмене? В случае заключения договора мены на основании подп. 3 ст. 39.21 ЗК РФ каким документом орган местного самоуправления подтверждает необходимость в конкретном земельном участке для размещения объекта социальной инфраструктуры, если его размещение не предусмотрено утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории?
В соответствии со ст. 39.21 ЗК РФ обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
1) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности и изымаемый для государственных или муниципальных нужд;
2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты;
3) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и необходим для размещения объекта социальной инфраструктуры, в том числе если размещение указанного объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования и при этом не предусмотрено утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;
4) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 39.6 данного Кодекса.
Ранее (до 31.12.2024) подпункт 2 ст. 39.21 ЗК РФ был изложен в следующей редакции:
Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, допускается при обмене:
- земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, который находится в частной собственности и предназначен в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение объекта социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Отметим, что подпункт 2 данной статьи изменен с 1 января 2025 г. Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. N 494-ФЗ.
Тем же Федеральным законом статья 39.21 ЗК РФ дополнена подпунктом 3 с 1 января 2025 г.
В этой связи сделать однозначные выводы на основании сложившейся судебной практики, равно как и представить правовые акты иных органов местного самоуправления по аналогии, не представляется возможным.
Вместе с тем отмечаем, что положения подп. 3 ст. 39.21 ЗК РФ не связывают возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности с необходимостью изъятия такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Напротив, обмен земельными участками в связи с изъятием земельного участка частной собственности для государственных или муниципальных нужд выделен положениями ст. 39.21 ЗК РФ в отдельную норму (подп. 1 ст. 39.21 ЗК РФ) (т.е. изъятие земельного участка является самостоятельным основанием для обмена).
В этой связи считаем, что для обмена земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности (на основании подп. 2, 3 ст. 39.21 ЗК РФ) решение об изъятии не требуется.
Смотрите по аналогии:
- распоряжение администрации Ковровского района от 27 мая 2020 г. N 427-Р "О мене земельного участка";
- распоряжение администрации Ковровского района от 25 мая 2020 г. N 411-Р "О мене земельных участков";
- постановление администрации муниципального образования "Богородский городской округ" Московской области от 4 марта 2024 г. N 1010 "О создании Комиссии по мене земельных участков";
- решение Собрания Представителей муниципального района Ставропольский от 23 июня 2022 г. N 146/28 "О заключении договора мены земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на земельные участки, находящиеся в частной собственности".
Административные регламенты (по аналогии):
- постановление администрации Копанского сельского поселения Ейского района Краснодарского края от 2 июля 2024 г. N 67 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Обмен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Копанского сельского поселения Ейского района, на земельный участок, находящийся в частной собственности": Заявителями муниципальной услуги являются граждане и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, изымаемых для муниципальных нужд либо предназначенных в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объектов социальной инфраструктуры (если размещение объектов социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Постановление администрации Молодежненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 7 марта 2024 г. N 2607/03 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Обмен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Молодежненское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, на земельный участок, находящийся в частной собственности": Заявителями муниципальной услуги являются граждане и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками земельных участков, изымаемых для муниципальных нужд либо предназначенных в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории для размещения объектов социальной инфраструктуры (если размещение объектов социальной инфраструктуры необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.
Вместе с тем полагаем, что необходимость приобретения указанного в вопросе земельного участка (путем обмена) для размещения объекта социальной инфраструктуры может быть подтверждена включением такого (планируемого) объекта в документы территориального планирования (генеральный план).
Смотрите также постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов".
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Рекомендуем для общего ознакомления:
- заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям на проект федерального закона N 722148-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования мер по поддержке экономики) (внесен Правительством Российской Федерации (первое чтение)):
"Законопроектом предлагается придать постоянный характер следующим временным мерам по поддержке экономики:
1. Заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности:
- для размещения объекта социальной инфраструктуры, если такое размещение необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования и при этом не предусмотрено утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории;
- для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данное регулирование предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 в 2022, 2023 и 2024 годах на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в дополнение к регулированию механизма обмена земельных участков, находящихся в частной собственности, на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, установленному главой V.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят сократить имеющиеся издержки для размещения объектов социального назначения и реализации крупных инвестиционных проектов и поддерживаются Комитетом. Одновременно Комитет полагает целесообразным отметить необходимость ведения системной работы по совершенствованию земельного и градостроительного законодательства в целях минимизации случаев размещения объектов местного значения без утвержденных документов по планировке территории".
Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 октября 2024 г. N вн2.2-1/3784 на проект федерального закона N 722148-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
"Законопроектом предусматривается возможность осуществления обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, для размещения объектов социальной инфраструктуры, в том числе если размещение такого объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования и при этом не предусмотрено утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории (проектируемый подпункт 3 статьи 39.21 Земельного кодекса). Данное проектируемое допущение следует согласовать с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, не предусматривающими возможность размещения указанных объектов без разработки и утверждения в установленном порядке и в соответствии с нормативами градостроительного проектирования документации по планировки территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории), в рамках которой определяются, в частности, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (статьи 42, 43, 45 указанного Кодекса)".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Ответ прошел контроль качества
14 января 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.