Исключение ИП из ЕГРИП в случае истечения срока действия разрешения на временное проживание (РВП)
Иностранный гражданин приобрел статус ИП в 2023 году, при это имел разрешение на временное проживание (РВП), срок действия которого до 29.12.2024. В дальнейшем получил вид на жительство, срок которого еще не закончился, то есть действует в настоящий момент.
Данные по форме Р24001 в ИФНС не подал в течение трех рабочих дней, так как не знал, что нужно подавать, и думал, что данные об этом, как и о месте регистрации/прописке МВД передает в ИФНС.
1. Можно ли оспорить закрытие ИП и восстановить его с этим же ЕГРНИП? Можно ли написать жалобу в УФНС или обратиться в суд?
2. Если нельзя, то можно ли зарегистрироваться в качестве ИП до окончания трех лет, предусмотренных п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, которым введен запрет на регистрацию в качестве ИП в течение трех лет после принудительного исключения из ЕГРИП по решению ИФНС?
1. В данной ситуации физическое лицо может обратиться за защитой своих прав в судебном порядке: такие иски судами принимаются и рассматриваются по существу. Однако при этом судебная практика скорее отрицательная.
Приведем серию судебных решений по практически аналогичной ситуации: запись о прекращении деятельности физлица в качестве индивидуального предпринимателя была внесена регистрирующим органом в связи с окончанием срока действия вида на жительство иностранного гражданина (18.04.2022). Между тем суд установил, что на момент внесения в ЕГРИП спорной записи от 08.07.2022 лицо имело вид на жительство иностранного гражданина от 04.02.2021 без ограничения срока действия, что подтверждается, в частности, ответом отдела разрешительно-визовой работы УВД УМВД России по Хабаровскому краю от 15.08.2022 N 3/227719786012. Суды первой и апелляционной инстанций требования истца удовлетворили, указав, что органы миграционного учета предоставляют соответствующую государственную услугу по выдаче (продлению) иностранным гражданам вида на жительство в Российской Федерации, ведут соответствующие государственные реестры таких данных, а в соответствии со статьей 85 НК РФ указанные сведения органы миграционного учета обязаны предоставлять в налоговые органы в установленные сроки. Следовательно, регистрирующий орган в силу статьи 85 НК РФ не имеет права требовать от заявителя представления документов и сведений, которые он должен был получить от другого государственного органа, предоставляющего государственные услуги. Неисполнение (несвоевременное исполнение) органами миграционного учета данной обязанности не может влечь неблагоприятных последствий для зарегистрированного в установленном порядке лица (смотрите решение Арбитражного суда Хабаровского края от 8 сентября 2022 г. по делу N А73-12663/2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2022 г. N 06АП-6124/22 по делу N А73-12663/2022).
Однако суд кассационной инстанции решения нижестоящих судов отменил, указав, что из системного толкования норм права следует, что Законом обязанность по уведомлению регистрирующего органа по месту жительства о факте продления срока действия либо замене документа, подтверждающего право иностранного гражданина временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, возложена на предпринимателя; последний несет риск неисполнения такой обязанности (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 марта 2023 г. N Ф03-709/23 по делу N А73-12663/2022). Определением Верховного Суда РФ от 9 августа 2023 г. N 303-ЭС23-7690 по делу N А73-12663/2022 решение суда кассационной инстанции подтверждено.
2. При этом, на наш взгляд, физическое лицо в настоящее время вправе обратиться за регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя до истечения трехлетнего срока. Дело в том, что ограничения, установленные п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", касаются (помимо прочего) ситуации, когда не истекли три года со дня исключения индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа. Закон N 129-ФЗ содержит отдельную статью, регламентирующую порядок такого исключения (статья 22.4. Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа). Однако в рассматриваемом случае исключение ИП из Реестра производилось в порядке, предусмотренном пунктами 6, 11 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ. Соответственно, трехлетний срок в этом случае применяться не должен.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
14 января 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.